Наступление страхового случая по осаго действия. Что делать при наступлении страхового случая по полису осаго. Порядок оформления документов без участия сотрудника гибдд

Машина повреждена, а страховая уверяет, что возмещение не положено? Обычная ситуация, но подобному не следует верить. Ведь страховой случай по ОСАГО это не только банальное ДТП, а иногда и запутанные ситуации, которые страховщики всегда норовят истолковать со своей колокольни. Хотите уметь самостоятельно разбираться в этом вопросе? Юридическая статья ниже вас ждёт. Тема сложная, но старался разъяснить просто.

Определение страхового случая (СС) – это одно из главных понятий . Однако в законодательных нормативах ему, на удивление, уделено немного внимания.

Вот список документов, в которых указывается что такое СС:

  • ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» (от 25.04.2002 г., ред. от 23.06.2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016 г.), ст. 1, абзац 11;
  • ФЗ № 306 «О внесении изменений в Федеральный Закон № 40» (от 01.12.2007, ред. от 21.07.2014 г.), ст. 1, п. «б»;
  • Постановление Правительства РФ № 263 «О правилах ОСАГО» (от 7 мая 2003 г.), раздел второй;
  • Положение Центробанка РФ № 431-П «Об ОСАГО» (от 19 сентября 2014 г.).

Однако все эти документы описывают страховой случай скупо и недостаточно для полного понимания предмета не только простыми автомобилистами, но даже страховщиками, автоюристами и судебными органами.

Например, в законе № 40, а именно этот нормативный акт отвечает за терминологию и определения связанные с ОСАГО, разъяснению сути СС уделен один небольшой абзац в 35 слов (ст. 1, абзац 11).

В ФЗ № 306 для СС отведен целый раздел (второй), но в нем основной объем текста занимает определение страховых исключений, а по поводу понятия СС нет ничего, что могло бы дополнить положение из ФЗ № 40.

Что такое страховой случай по ОСАГО?

Что ж, раз из законов мы мало что можем узнать, давайте попытаемся разобраться с понятием СС самостоятельно.

Итак, для базового определения страхового случая используется два основных критерия, отражающих суть и СС и автогражданки в целом.

  • Объектом страхования является автогражданская ответственность виновного лица за причиненный ущерб;
  • Субъектом страхования является движение транспортного средства (ТС) по определенным дорогам и территориям.

Исходя из этого страховым случаем считается факт нанесения вреда ТС, другому имуществу, и (или) потерпевшего (потерпевших) в результате движения ТС виновника по предусмотренным для этого дорогам (или территориям).

То есть, для признания случая страховым, нужна совокупность следующих факторов:

  • Факт страхования автогражданской ответственности (имеется действительный полис ОСАГО);
  • Факт движения ТС во время происшествия;
  • Факт нанесения ущерба при происшествии.

Исходя из всего вышеуказанного становится понятно, что не всякое происшествие, связанное с использованием автотранспорта, может быть признано страховым случаем.

Внимание! Помните, что ОСАГО страхует вашу автогражданскую ответственность перед пострадавшими. Для страхования самого автомобиля применяется оформление КАСКО.

Какие существуют сложности в определении страхового случая

С базовым понятием мы разобрались, однако это не означает, что мы имеем полное понимание сути страхового случая. С первого взгляда может показаться, что раз понятие СС базовое, то его законодательная трактовка должна быть максимально четкой и недвусмысленной.

На самом деле тут иная ситуация.

Зачастую, для какого-то конкретного происшествия с авто, его интерпретация как страхового случая может быть проблематична. И страховые компании, и юристы-представители страхователя, если согласие между сторонами не достигнуто, могут добиваться признания или оспаривания факта СС.

Более того, тут вообще пока что отсутствует исчерпывающая ясность, из-за чего решения по спорным происшествиям приходится выносить судам, постановления которых, как и мнения юристов, далеки от полного консенсуса.

Давайте попробуем разобраться в чем сможем своими силами.

Почему законодательное определение страхового случая не исчерпывающе?

Если сравнить общепринятую практику ОСАГО и то, что написано по сути страхового случая в соответствующих законах, в глаза бросится явная недосказанность и даже противоречие.

Смотрите: все СК признают факт наступления СС если передвигающееся ТС нанесло ущерб. То есть если автомобиль-виновник на момент причинения ущерба не находился в движении, то СС не наступает – и это общепринятая страховая практика.

А что говорит закон? По определению ФЗ № 40 СС (там это называется автогражданская ответственность) наступает после происшествия, повлекшего вред (здоровью/жизни) или ущерб (имуществу) для потерпевших при использовании ТС .

Улавливаете суть противоречия? Формулировка «использование транспортного средства» может означать более широкий спектр происшествий, чем с уточнением «при движущемся ТС». И как следствие этого казуса, в некоторых судах наступление СС трактуют шире и выносят решения, на которые СК потом подают апелляции.

Какое мнение по поводу страховых случаев может быть у судов?

Да, большинство судов, работающих в рядовом бюрократическом режиме, выносят свои решения, не особенно отклоняясь от традиционной трактовки СС. Однако есть суды, где юристы читают и вникают в суть существующего законодательства и их постановления причиняют большую головную боль СК.

Пример? Пожалуйста.

Возьмем классический случай с ущербом, причиняемым открываемой дверью машины: на стоянке близко друг к другу стоят два автомобиля. В одном из них резко открывается дверь, в результате чего кузову соседней машины наносится повреждение. СК наотрез отказываются признавать это СС, но есть немало автомобилистов, таки добившихся этого признания в суде.

На основе вышеупомянутого мной казуса с движением/использованиям авто, некоторые юристы и судьи обоснованно относят приведенную в движение дверь к разновидности процесса движения ТС и его использования. Ведь автомобильная дверь является составной частью ТС и приведение ее в движение означает, что его произвела вся машина, т. к. она есть механизм сложной конструкции.

Некоторые суды поступают более просто, рассматривая исковые заявления спорных дел по ОСАГО с ущербом при ДТП, без использования юридической казуистики. Решение принимается на основе факта выдачи справки о ДТП инспектором ДПС: есть такой документ, СС подтверждается – нет, значит нет.

Как на страховой случай влияют регресс и суброгация?

Есть в страховом деле такие понятия, как регресс (обратное требование) и . Подробнее о них я расскажу в отдельной статье, а тут коснусь их влияния на СС.

Дело в том, что выплаты возмещения потерпевшей стороне не имеют прямой зависимости от факта наступления СС. Вернее, от его признания СК таковым. Ведь в правилах ОСАГО существуют такие нормы, по которым при СС право на возмещение за счет страховщика утрачивается или не наступает вовсе (например, не подано уведомление о ДТП, упущен срок для подачи, неправильно заполненный бланк и т. д.).

Тогда выплаты все равно осуществляются, но конечным материальным ответчиком становится виновник ДТП, с которого СК, через механизмы регресса или суброгации взыскивают выплаченную пострадавшей стороне сумму.

То есть, для потерпевших лиц обращения за возмещением могут удовлетворяться когда СК отказала в материальной ответственности за виновника или аннулировала ее. Даже полное отсутствие у виновной стороны страхового полиса не является основанием к отказу в выплатах, если СС признан компанией – главное, чтобы ОСАГО был у другой стороны.

Когда страховщики не признают страховые случаи?

В разделе втором «Правил ОСАГО» (п. 8 и 9, куда входит много подпунктов) перечислены виды ущерба, которые не признаются страховыми случаями. Давайте посмотрим, что туда относится.

Положения пункта 8 «Правил ОСАГО»

Согласно пункту 8, при определенных ситуациях, СК отказывают в возмещении причиненного ущерба, даже если таковой имеет все частные признаки страхового случая.

То есть, данный пункт предусматривает законный отказ от страхового возмещения вне зависимости от наличия факта СС, моментов регресса, суброгации и т. п. – просто отказывают и все.

Все эти ситуации (за исключением одного положения) имеют чрезвычайный характер. Вот их список:

  • Обстоятельства неодолимой силы – в основном это стихийные бедствия, но сюда же могут относиться и некоторые виды несчастных случаев (подпункт (пп) «а»);
  • Радиационная опасность – сюда входит не только радиоактивное заражение, но и весь ущерб от возможных сопутствующих причин: повреждение электросистемы авто электромагнитным импульсом, воспламенение от первичного излучения, механические повреждения от действия взрывной волны. В общем – весь ущерб машине и людям при ядерной атаке или радиоактивной аварии СК не оплачиваются (пп. «б»);
  • Война – при любых видах конфликта, классифицируемого как военного (отечественная или гражданская война), ущерб авто и людям СК не оплачивается (пп. «в», «г»);
  • Народные волнения – сюда входят все конфликты, классифицируемые не как военные: контртеррористические операции, восстания, революции, стачки, забастовки и т. п. Вред людям и ТС в этих случаях СК не возмещают (пп. «г»);
  • Умышленный или ответственный вред – не оплачивается ущерб по умыслу потерпевшего и тому, кто является виновником ущерба (пп. «а» и п. 8.1).

Положения пункта 9 «Правил ОСАГО»

В девятом пункте собраны ситуации, при которых происшествие не будет засчитано как страховой случай. То есть, то, что не является СС, хотя для некоторых пунктов возможно компромиссное урегулирование вопроса по выплатам.

Итак, вот список не страховых случаев по законодательной версии:

  • Не указанное в полисе ОСАГО ТС – если машина, причинившая ущерб, не указана в страховом полисе водителя-виновника, то он платит возмещение из своего кармана (пп. «а»);
  • Моральный ущерб – по ОСАГО моральные страдания не возмещаются. А что делать, если они есть? Обращаться в суд – там подобные выплаты возможны (пп. «б»);
  • Упущенная выгода – по ОСАГО упущенная выгода не возмещается, но ее можно стребовать в суде, если подобный факт можно проверить и провести по нему точный расчет (пп. «б»);
  • Учебная езда, испытания и соревнования – СК не оплачивают ущерб, нанесенный в перечисленных случаях, т. к. присутствует высокий коэффициент риска, который, при желании, может быть застрахован по другим страховым программам (пп. «в»);
  • Экологический вред – ущерб окружающей среде по ОСАГО не возмещается. Это образец законодательной недоработки, т. к. порча зеленых насаждений, к примеру, явно относится к возмещаемому ущербу (пп. «д»);
  • Ущерб от перевозимых грузов – для этого имеются особые формы страхования, смотря какие документы об уровне опасности имеет перевозимый груз (пп. «д»);
  • Вред здоровью/жизни официальному персоналу в рабочее время – в этом случае все расходы по компенсациям несет работодатель пострадавших или выплаты проходят по линии социального/медицинского страхования (пп. «е»);
  • Убыток работодателю вследствие вреда его работникам – все это также возмещается другими видами страхования (пп. «ж»);
  • Ущерб, причиненный ТС (а также грузу) его водителем – по ОСАГО виновником и потерпевшим одно лицо быть не может (пп. «з»);
  • Разгрузочно-погрузочные работы – ущерб при погрузке и разгрузке ТС по ОСАГО не оплачивается (пп. «и»);
  • Ущерб предметам высокой или нематериальной ценности – ОСАГО не оплачивает ущерб от порчи движимых или недвижимых предметов высокой ценности (исторические сооружения, драгоценности, антиквариат, дензнаки, ценные бумаги, произведения искусства, объекты интеллектуальной собственности, поклонения верующих и т. п.) (пп. «л»);
  • Ущерб превышающий указанный в договоре лимит – все расходы по возмещению вреда и ущерба, свыше страхового лимита пострадавшему выплачивает виновник. Лимиты могут быть увеличены (пп. «м»);
  • Вред здоровью/жизни пассажиров – в случае, если ТС официально использовалось для пассажироперевозок, для чего предусмотрено особое страхование (пп. «н»);

На этом список страховых исключений закончен, хотя тут указаны лишь основные причины, т. к. полного списка, учитывающего особенности всех возможных ситуаций, составить нельзя.

В следующей статье я расскажу о том, что является страховыми случаями.

  • При угоне ТС выплаты по ОСАГО не производятся, т. к. после угона факт управления авто законным владельцем исчезает, имейте это в виду. От угона можно застраховаться по другим программам.
  • При спорном страховом случае , если вы застрахованы в крупной компании (Росгосстрах, Ингосстрах, Ренессанс, Ресо и т. п.) и намерены с ней бороться, очень внимательно отнеситесь к сбору и оформлению всех документов, т. к. серьезные страховщики имеют специальный юридический штат для оспаривания претензий. Иногда хватает незначительной ошибки, чтобы надолго затормозить рассмотрение дела или проиграть его.
  • Истекший срок действия диагностической карты может стать причиной для аннулирования факта страхового случая для грузовых и пассажирских ТС, учтите это.

Заключение

Итак, из статьи вы поняли, что страховой случай по ОСАГО наступает при нанесении ущерба движущимся ТС в предназначенных для этого местах, если с договором автогражданки все в порядке. Ну и помните, что даже явно проигрышные спорные СС можно успешно доказывать в свою пользу в суде.

Что можно попросить вас рассказать о страховом случае? Эээ... рассказывайте о ваших необычных страховых случаях)) Вопросы по теме также прошу писать в комментах.

Видео-бонус: Думаете, что разбираетесь в собаках? 15 гибридов собак разных пород #2 . Борзодор, лабромут, пудель-зудель, хаски-маски, шарпей-нипей или чибихуль)))

Отношения между участниками дорожного происшествия значительно упростились после принятия Федерального Закона № 40-ФЗ, обязывающего владельцев транспортных средств в обязательном порядке страховать автогражданскую ответственность. Теперь понесенный потерпевшими ущерб компенсируется из средств страховых компаний, если он не превышает размер, установленный Правилами Центрального Банка РФ от 19 сентября 2014 года. В ряде случаев, чтобы оформить выплаты, пострадавшему в аварии придется доказать, что это был страховой случай при ДТП, и ОСАГО в данной ситуации ему положены компенсации.

Неискушенному в правовой сфере автолюбителю сложно сделать это самостоятельно, ведь на компании работают специалисты высокого уровня, которые приложат все усилия, чтобы избежать выплат. Правильное решение - обратиться к профессиональному юристу, специализирующемуся на подобных делах. Он разберется в конкретной ситуации, подскажет, что делать, и поможет составить необходимые документы для подачи в страховую или суд.

Возможны ли страховые случаи по ОСАГО без ДТП?

В статье 6 Федерального Закона № 40-ФЗ обозначен объект обязательного страхования, которым является гражданская ответственность лица, управляющего транспортным средством, в случае причинения им вреда другим гражданам и принадлежащему им имуществу. Из чего можно сделать вывод, что обязательным условием наступления у страховой обязательств по возмещению урона является участие в происшествии автомобиля, владелец которого имеет полис ОСАГО.

Согласно пункту 1.2 Правил движения по российским дорогам, ДТП признается ситуация, в которой принимает участие транспортное средство, и нанесен вред здоровью людей, испорчено имущество. Подтверждением такого происшествия служит справка, выданная сотрудниками ГИБДД на месте или по предъявлению европротокола . Она входит в обязательный перечень документов , сопровождающих заявление о выплате причитающейся суммы. Этот список одинаков для всех страховщиков, хотя крупные участники рынка, такие как Росгосстрах, могут предъявлять дополнительные требования к пакету бумаг.

Важно! По этим причинам, если ситуация не признается дорожно-транспортным происшествием, компенсация ущерба пострадавшим за счет средств страховых компаний не производится. Возмещение вреда они могут потребовать в претензионном или судебном порядке от виновного в инциденте лица.

Страховой случай при ДТП во дворе дома по ОСАГО

В пункте 2 статьи 6 Федерального закона № 40-ФЗ дан исчерпывающий перечень ситуаций, при которых пострадавшие не могут претендовать на выплаты по обязательной автостраховке :

  • если водитель предъявляет полис , в который не вписан автомобиль , ставший причиной происшествия ;
  • инцидент произошел во время обучения вождению , соревновательных мероприятий или технических испытаний на специально оборудованных территориях ;
  • когда ущерб в обязательном порядке возмещается в соответствии с другими нормативными документами , предусматривающими иной процесс защиты от непредвиденных ситуаций , чем страхование по ОСАГО ;
  • если нанесен вред окружающей среде ;
  • когда пострадал автомобиль , которым управлял виновник аварии , или его имущество ;
  • инцидент произошел во время погрузочно -разгрузочных работ ;
  • пострадало антикварное имущество , архитектурные памятники , ювелирные изделия и другие предметы , которые требуют специальной экспертной оценки.

Страховые компании не возмещают моральный вред и упущенную выгоду. Их можно потребовать только с виновника происшествия.

Важно! В приведенном перечне нет ситуации, в которой учитывается место аварии, как причина не компенсировать пострадавшим понесенный урон. Из чего следует, что в случае ДТП, произошедшего во дворе жилого дома, потерпевшие имеют право на получение страховой выплаты .

Является ли ДТП на парковке страховым случаем

Здесь действуют те же правила, что и при происшествии на придомовой территории. Лица, понесшие определенный урон в результате должны получить денежное возмещение от страховщиков. На практике, компании бесспорно признают только явные страховые ситуации. Если имеется возможность признать происшествие нестраховым случаем, то придется немало потрудиться, чтобы доказать обратное. Одно из главных условий - получить у сотрудника автоинспекции справку, подтверждающую, что это не обычный несчастный случай, а ДТП на стоянке.

Важно! В этом случае, даже если виновный покинул место происшествия, от страховщиков можно добиться выплат, используя недавно введенное положение о прямом возмещении. Для этого надо обратиться за помощью к профессиональному юристу. Имея немалый опыт в таких делах, он приложит максимум усилий, чтобы добиться справедливости и заставить страховую компанию заплатить максимальную сумму.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

От 25 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страховым случаем по ОСАГО считается случай наступления гражданской ответственности собственника транспортного средства за причинение вреда имуществу, здоровью и жизни потерпевших в результате ДТП, произошедшего по вине владельца полиса страхования ОСАГО.

В данном случае согласно договору страхования наступает ответственность страховой компании осуществить страховое возмещение. Ниже мы рассмотрим порядок действий при наступлении страхового случая по ОСАГО.

Обязанности водителя при ДТП согласно правил дорожного движения

При наступлении дорожно-транспортного происшествия Правила дорожного движения предписывают водителю выполнить ряд действий, перечисленных в п. п. 2.5, 2.6, 2.6.1, 7.2 ПДД РФ и в п. 3.1 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России № 431-П от 19 сентября 2014 г.

Однако в случае ДТП конкретный порядок действий причастных к ДТП водителей будет отличаться в зависимости от фактически произошедших обстоятельств при ДТП. Так, в п. 2.6, абз. 1, 2, 3 п. 2.6.1 ПДД указано, что различный порядок действий предусмотрен при следующих обстоятельствах:

  • В результате ДТП есть пострадавшие.
  • Пострадавших нет, повреждены только автомобили, при этом участники ДТП не пришли к согласию относительно обстоятельств происшествия.
  • Если участники ДТП пришли к согласию относительно обстоятельств происшествия.

Обязанности водителя согласно правил страхования по договору ОСАГО

  1. Водитель должен сообщить участникам ДТП данные договора ОСАГО: номер страхового полиса ОСАГО и сведения о страховщике, в том числе его наименование, адрес нахождения и телефон. Данный порядок предусмотрен Законом № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 г. (п. 1 ст. 11) и Правилами № 431-П (п. 3.2).
  2. В соответствии с п. 7 ст. 11 Закона № 40-ФЗ и п. 3.5 Правил № 431-П, если страховая компания выдала извещение о ДТП, его необходимо заполнить
  3. Необходимо уведомить свою страховую компанию о произошедшем ДТП. Это следует сделать в установленном порядке и в пределах установленного срока (см. Правила обязательного страхования № 431-П (п. 3.3) и Закон № 40-ФЗ (п. 2 ст. 11)

Документы могут быть оформлены в присутствии сотрудника ГИБДД, но это не является обязательным условием. При совершении первичных действий при ДТП определяются обстоятельства дела, на основании которых оформляются документы о ДТП.

Вызывается сотрудник ГИБДД, происходит оформление документов о ДТП. При необходимости происходит рассмотрение дела, после чего вы получаете в ГИБДД документы и обращаетесь с ними в страховую компанию, чтобы получить страховое возмещение.

Участники ДТП представляют свои объяснения сотруднику ГИБДД и ожидают оформления протокола

Сотрудник ГИБДД или участники ДТП проводят первоначальные действия на месте ДТП. После этого сотрудник ГИБДД должен составить протокол и схему места совершения ДТП, согласно п. п. 273 и 286 Административного регламента.

Если участники ДТП выражают несогласие с данными, указанными в протоколе и схеме ДТП, они должны явно указать на ту информацию, с которой они не могут согласиться.

Административный регламент (п. п. 51, 134, 273 и 286) указывает, что участникам и свидетелям ДТП предоставляется возможность дать объяснения сотруднику ГИБДД о ДТП.

КоАП РФ (ч. 1 и 2 ст. 26.2) рассматривает объяснения как доказательства по делу. Если в содержании объяснений будут допущены ошибки или противоречия, это может усложнить рассмотрение дела.

В объяснениях, предоставляемых в письменной форме, указываются следующие сведения:

  1. Дата, время и адрес происшествия.
  2. Дорожная обстановка на указанном участке дороги при ДТП.
  3. Уточняется наличие дорожной разметки, характер и состояние дорожного покрытия на предмет наличия выбоин, а также сухое оно было или мокрое.
  4. Необходимо указать все характерные события, которые предшествовали ДТП, а именно: скорость движения, по какой полосе движения ехал автомобиль, маневры, сигналы светофора и действия других водителей, причастных к ДТП.
  5. Указать действия, которые предпринял водитель для того, чтобы избежать ДТП, например, экстренное снижение скорости, маневрирование, снижение скорости и т.п..
  6. Охарактеризовать момент совершения ДТП, например, как удар в определенную точку корпуса ТС, смещение автомобиля и т.п..
  7. Указать свои соображения относительно меры виновности каждого участника ДТП.
  8. Если есть свидетели ДТП, вы можете указать их свидетельства в тексте объяснения. Вы можете настаивать на вызове и опросе свидетелей в тексте объяснений или на отдельном листе.

Если в распоряжении участника ДТП есть фотографии или записи регистратора, их можно приложить к объяснению в качестве доказательств своей невиновности. Доказательством могут быть так же и показания свидетелей.

Если участник ДТП отказывается от дачи объяснений, согласно п. 138 Административного регламента сотрудник ГИБДД обязан зафиксировать этот факт в протоколе об административном правонарушении.

Если участники ДТП не могут прийти к соглашению об определении виновной стороны, вы можете обратиться к юристу для получения юридической помощи.

Сотрудник ГИБДД может составить протокол об административном правонарушении или вынести постановление по делу об административном правонарушении. Вид документа определяется обстоятельствами дела. Также в соответствии с п. 289 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ № 664 от 23 августа 2017 г. сотрудник ГИБДД может вынести определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В перечисленных выше документах содержится краткая информация о ДТП, которая раньше указывалась в справке о ДТП. В соответствии с требованием п. 273 Административного регламента и Информации МВД РФ от 20 октября 2017 г. выдача сотрудниками ГИБДД справок о ДТП прекращена с 20 октября 2017 г.

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования выносится, согласно п. 289 Административного регламента, в случаях, когда невозможно установить состав правонарушения и для его установления требуется проведение экспертизы или других процессуальных действий.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

После того, как первичные документы о ДТП сотрудник ДТП оформил, он назначает время и место рассмотрения дела. Это происходит в районном отделе ГИБДД по месту происшествия группой разбора ДТП.

Если вы решили, что вам необходима помощь юриста, вы можете ходатайствовать об отложении рассмотрения дела в связи с этим (см. ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2. КоАП РФ).

Происходит рассмотрение дела, исследуются доказательства, после чего на основании этого сотрудник ГИБДД определит наличие или отсутствие состава административного правонарушения, составляется протокол и выносится постановление по делу (см. п. 289 Административного регламента). Если состав административного правонарушения не определен, выносится постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

После того, как дело было рассмотрено, вы можете получить следующие документы в отделе ГИБДД:

  1. Копию протокола об административном правонарушении, в котором указываются обстоятельства нарушения правил дорожного движения. В протоколе должна быть подпись сотрудника ГИБДД. Проверьте правильность указанных данных.
  2. Копию постановления по делу об административном правонарушении. Если в возбуждении дела отказано, выдается копия постановления об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Указанные копии должны быть удостоверены печатью отдела ГИБДД и подписью сотрудника ГИБДД.

Справка о ДТП с 20 октября 2017 года не предоставляется при подаче заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков по ДТП.

Данный порядок указан в Официальном разъяснении Банка России № 1-ОР от 23 ноября 2017 г., в Информации МВД РФ от 20 октября 2017 г. и в п. 273 Административного регламента.

Порядок оформления документов без участия сотрудника ГИБДД

Если в ДТП пострадали только автомобили, и участники ДТП не имеют разногласий относительно обстоятельств причинения вреда, а также характера повреждений, они совместно согласно п. 284 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ № 664 от 23 августа 2017 г.

В подтверждение того, что участники ДТП не имеют разногласий относительно обстоятельств ДТП, они подписывают оба листа извещения о ДТП с лицевой стороны, удостоверяя тем самым обстоятельства причинения вреда, схему ДТП и характер и перечень видимых повреждений.

Согласно п. 3.6 Положения, утвержденного Банком России № 431-П от 19 сентября 2014 г., оборотная сторона извещения оформляется каждым участником самостоятельно.

Подписав и оформив оба листа извещения о ДТП, водители могут покинуть место ДТП и обратиться в страховую компанию с заявлением и документами.

Обращение в страховую компанию с заявлением и документами

Получив в отделении ГИБДД документы, вам необходимо представить их страховщику, чтобы решить вопрос о страховом возмещении. Если документы оформляются в присутствии сотрудника ГИБДД, в соответствии с п. 5 ст. 11 Закона № 40-ФЗ вы представляете все документы о ДТП, полученные в автоинспекции, страховщику.

Если же документы оформлялись без участия сотрудника автоинспекции в виде заполнения извещения о ДТП, вы должны представить их страховщику в срок не более пяти рабочих дней после ДТП. При этом согласно п. 2 ст. 11.1 Закона № 40-ФЗ и п. п. 3.8 и 3.9 Положения № 431-П, свой экземпляр извещения потерпевшая сторона представляет вместе с заявлением.

Количество ДТП из года в год неизменно растет, поэтому институт страхования гражданской ответственности остается актуальным и требует развития и совершенствования. От того как поведет себя участник ДТП при оформлении страхового случая зависит размер выплаты и своевременность ее получения.

Каков порядок действий при наступлении страхового случая по ОСАГО? Что нужно делать на месте происшествия, куда сообщить о ДТП, какие документы составлять? Какие действия должен предпринять виновник ДТП и пострадавший при наступлении страхового случая? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Общий порядок первоначальных действий на месте ДТП

В случае наступления страхового случая, которым является дорожно-транспортная авария, ее участникам требуется действовать в определенном порядке. Этот порядок установлен несколькими нормативно-правовыми актами:

  • Правилами ОСАГО.

В ПДД прописан общий алгоритм действий на месте ДТП, который не касается фактически правоотношений со страховой организацией, а призван обеспечить дальнейшую безопасность на дороге для других участников дорожного движения, сохранить место ДТП в максимально нетронутом виде, чтобы в последующем можно было установить виновное лицо, а также оказать помощь лицам, которые пострадали в аварии, тем самым минимизировав жертвы.

Согласно ПДД в случае совершения ДТП, его участники обязаны:

  • остановить транспортное средство;
  • включить аварийную световую сигнализацию;
  • выставить знак аварийной остановки;
  • не перемещать предметы, которые имеют отношение к аварии (разбитые фонари, элементы транспортных средств и т.д.).;
  • оказать первую помощь лицам, которые получили повреждения в результате ДТП, вплоть до вызова медпомощи. В случае причинения тяжкого вреда здоровью в результате аварии алгоритм будет немного отличаться. Потребуется, по возможности, на попутном транспортном средстве отправить пострадавшего в расположенное поблизости медучреждение, если не получается, то сам участник ДТП вправе на своем авто это сделать, после чего возвратиться к месту аварии.

Действия участников ДТП при наступлении страхового случая по ОСАГО

Выполнив вышеуказанные действия можно поступить несколькими способами:

  • остаться на месте и вызвать инспекторов ГИБДД;
  • самостоятельно заполнить европротокол. Этот вариант возможен, если между участниками аварии, которых только два, нет разногласий по оценке причиненного ущерба и он не превышает 50 000 рублей, для Москвы, Санкт-Петербурга и соответствующих областей этот лимит ограничивается 400 000 рублей.

Оформление страхового случая на месте ДТП с вызовом инспекторов ГИБДД

Вызов сотрудников ГИБДД осуществляется по номерам 112 или 02. До прибытия инспекторов не стоит перемещать автомобили и убирать конструктивные элементы, которые в результате ДТП отделились от автомобилей. Лучше будет зафиксировать все, например, с использованием фотокамеры мобильного телефона, уточнить личные и контактные данные у участников ДТП и свидетелей.

Прибывшие на место сотрудники ГИБДД составят ряд документов:

  • протокол об административном правонарушении в отношении виновника аварии. В случае, если виновник ДТП – иностранец, то в протоколе стоит попросить отметить номер его «зеленой карты»;
  • приложение к протоколу, в котором должны подробно быть отражены повреждения автомобиля. Как правило, сотрудники ГИБДД делают поверхностный осмотр, фиксируя тем самым только явные повреждения. Участники ДТП, особенно не виновный в произошедшем, заинтересованы в том, чтобы осмотр проводился максимально досконально. От этого зависит сумма страховых выплат и срок их получения, ведь не придется дополнительно прибегать к услугам эксперта.
  • схему ДТП;
  • справку о ДТП.

В случае с ДТП, повлекшим причинение вреда здоровью средней и тяжелой степеней, также должны составляться:

  • акт медицинского освидетельствования водителей, призванный установить наличие или отсутствие состояния алкогольного или наркотического опьянения;
  • справка скорой помощи.

Копию протокола об административном правонарушении получат одновременно все участники аварии. В случае, если инспекторы предложат самостоятельно произвести оценку причиненного материального вреда и вписать ее в протокол, не стоит соглашаться. Расчет материального ущерба автомобилям производит сама страховая компания на основании представленных документов, в ряде случаев также с учетом дополнительной оценки своего эксперта.

Также всеми участниками ДТП заполняется бланк-извещение об аварии, который требуется для страховой. После получения всех документов пострадавшему водителю требуется не позднее 5 дней обратиться к страховщику.

Оформление страхового случая участниками ДТП самостоятельно (заполнение европротокола)

Европротокол – это возможность мирного урегулирования последствий аварии без привлечения сотрудников ГИБДД. Для этого требуется, чтобы произошедшее ДТП отвечало следующим критериям:

участников ДТП – два, при этом пострадали только автомобили, никакому иному имуществу (ограждениям, дорожным знакам и т.д.) вреда не причинено;

  • нет пострадавших в ДТП, то есть ни водителям, ни пассажирам, ни прохожим не причинены телесные повреждения;
  • оба участника ДТП имеют действующие полисы ОСАГО или зеленую карту;
  • оба участника ДТП согласны на упрощенный порядок и заполнение европротокола;
  • по оценке ущерб, причиненный автомобилю пострадавшего, не превышает 50 000 рублей, а для Москвы, Санкт-Петербурга и их областей – 400 000 рублей.

Предварительно стоит все зафиксировать с помощью фотокамеры мобильного телефона, все повреждения обоих автомобилей, их расположение после полной остановки и т.д.

Единственным документом, который оформляется на месте, является бланк-извещение. Бланк извещения в момент оформления договора ОСАГО выдается страховой компанией.

Чей из участников аварии бланк будет заполняться значения не имеет, поскольку делается это одновременно двумя участниками. Бланк имеет строгую форму, поэтому, прежде чем приступить к его заполнению, стоит удостовериться, что форма годная: содержит лицевую и тыльную сторону. Скачать такой бланк можно по ссылке .

Правила оформления европротокола

Каждый из участников, в зависимости от роли в аварии, заполняет свою колонку. Заполняется бланк только шариковой ручкой. Недопустимо использование карандаша, гелиевой ручки и т.д.

Лицевая часть формы предполагает заполнение граф, касающихся обстоятельств аварии. Фиксируются время, место, дата, обстоятельства, повреждения автомобилей.

В частности в 14 пункте детально должны быть перечислены все полученные автомобилями повреждения. Стоит контролировать, что вписывает второй водитель в числе повреждений, дабы последний не завысил степень и количество повреждений. Наличие скрытых повреждений потребует проведения экспертного осмотра.

Пункт 16 предполагает отражение правдивых и чётких обстоятельств аварии. В том числе и маневров, которые совершались транспортными средствами в момент совершения аварии. При использовании терминов стоит быть очень осторожными и внимательными. Недопустимо подменять понятия стоянка и остановка транспортного средства на запрещающий сигнал светофора или обгон и перестроение, поскольку это не тождественные понятия.

В 17 пункте бланка присутствует специальное поле. Предназначенное для заполнения схемы ДТП. В ней отмечаются названия улиц, дорог, итоговое положение машин, направление движения, знаки светофора и т.д.

Для сведений, которые не нашли своего отражения в предыдущих графах, есть графа «замечания». Участники аварии могут что-либо пояснить и дополнить.

Бланк должен быть подписан обоими участниками, как подтверждение достоверности изложенного и согласия с ним. При этом на лицевой стороне проставляется по две подписи каждого водителя (на оригинале и экземпляре самокопира). Поскольку в дальнейшем бланк будет разделен.

Оборотная сторона заполняется по такому же принципу, что и графа «замечания». При необходимости можно использовать лист чистой бумаги, на котором могут быть, например, более детально перечислены повреждения и т.д. Важным условием признания этого листа неотъемлемым приложение к европротоколу – наличие отметки в бланке и подписи обоих участников на приложении.

Верное оформление документов на месте происшествия не означает, что теперь можно повременить с обращением в страховую компанию, и заняться восстановлением транспортного средства. Напротив, требуется в 5-дневный срок предоставить страховой документы и минимум 15 дней с момента аварии даже не мыть машину, поскольку страховая может в 5-дневный срок со дня получения бумаг о ДТП потребовать предоставить авто для собственной оценки.

Заключение

При наступлении страхового случая существует два развития событий - оформление факта аварии с сотрудниками ГИБДД или без них по европротоколу. В любом случае, факт ДТП должен быть документально подтвержден, заполнены соответствующие документы, которые в течение установленного законом срока должны быть переданы в страховую компанию для последующего получения компенсации.

Попал в ДТП... Что делать? Это первый вопрос, возникающий в голове участника аварии. Большинство людей, попавших в подобное происшествие, просто теряются и не знают, что нужно предпринять и какие заполнять документы. Этот материал поможет обрести необходимые знания и получить значительные страховые выплаты при ДТП.

Что такое ОСАГО?

Некоторые автовладельцы до сих пор воспринимают оформление полиса как очередной побор, путают его с КАСКО, считая, что страхуют свой автомобиль. Что же представляет собой ОСАГО? Страхование автогражданской ответственности защищает имущественные интересы своего владельца в случае ДТП.

Если вы стали виновником ДТП, то страховая компания, с которой заключен договор, возместит нанесенный вами ущерб. Если же вы - пострадавшая сторона, то обращаться нужно в страховую компанию виновника. Сделать это можно как самостоятельно, так и с помощью представителя вашего страховщика. Очень важно соблюдать порядок действий по ОСАГО при ДТП.

Лимиты выплат

Существует максимальный предел размера страховой выплаты. Для полисов, полученных до 30.09.2014, действуют следующие ограничения:


В связи с изменениями законодательства лимиты выплат по договорам, заключенным с 01.10.2014, увеличены. Теперь каждый пострадавший может рассчитывать на выплату 400 000 рублей за вред, причиненный имуществу, и 500 000 рублей за вред, причиненный жизни и здоровью. Количество потерпевших значения не имеет. Лидер по количеству выплат - Росгосстрах ОСАГО. ДТП этот страховщик рассматривает в кратчайшие сроки и платит исправно.

Первые действия при ДТП

Если вы попали в ДТП, то не нужно паниковать. Необходимо трезво оценить ситуацию и действовать четко по инструкции. Порядок действий по ОСАГО при ДТП можно прочитать в Правилах Дорожного Движения (п. 2.5).


Фотографии с места аварии должны быть максимально подробными.

  • Общий план. Должны быть видны поврежденные автомобили и проезжая часть. По такому фото легко определить, что это за место – парковка, двор жилого дома или оживленная улица.
  • Сфотографируйте состояние дорожного покрытия, следы торможения, разлетевшиеся обломки деталей и осколки стекла.
  • Зафиксируйте состояние транспортных средств с помощью общих фото спереди, сзади, с боков. Номера должны хорошо просматриваться.
  • Снимите крупным планом все повреждения.

Оформление ДТП по ОСАГО

У автолюбителей, попавших в неприятную ситуацию, есть 3 варианта возможных действий:

  • вызвать сотрудников ГИБДД и дожидаться их на месте аварии;
  • сообщить о происшествии по телефону и при согласии сотрудников самостоятельно оформить документы, а уже после этого отправиться в отделение;
  • оформить европротокол.

При столкновении трех и более транспортных средств, наличии споров о виновности в происшествии, характере повреждений, отказе одного из водителей подписать извещение о ДТП или при предварительной оценке ущерба более чем 50 000 рублей необходимо вызвать сотрудника ГИБДД.

Оформление документов о ДТП может быть произведено на стационарном посту ДПС в течение суток, если какие-либо причины мешают составлению бумаг на месте происшествия.

Оформление европротокола возможно при одновременном соблюдении нескольких условий:

  1. В ДТП участвовали только 2 автомобиля, вред был причинен только транспортным средствам (то есть люди не пострадали).
  2. Оба водителя имеют действующие договора ОСАГО.
  3. Обстоятельства аварии и характер повреждений не вызывают разногласий у водителей.

Таким образом, порядок действий по ОСАГО при ДТП зависит от серьезности аварии и согласия участников в определении виновного.

В присутствии сотрудников полиции

В зависимости от характера ДТП сотрудники ГИБДД заполняют различный набор документов.

Если в результате аварии был причинен вред здоровью:


Если в результате ДТП причинен вред только имуществу:

  • составляется схема места происшествия;
  • собираются объяснения от участников ДТП;
  • участникам и пострадавшим выдаются справки о ДТП;

Если не установлена административная ответственность, то выносится отказ от возбуждения дела, если ответственность установлена – составляется протокол об административном нарушении.

Оформление протокола

После составления сотрудником ГАИ протокола и схемы происшествия водители должны внимательно прочитать их и подписать, при необходимости внести свои замечания. На что обратить внимание при чтении протокола и схемы?

  1. Правильность заполнения ваших данных, сути нарушения, сведений об участниках и свидетелях.
  2. Проконтролируйте полноту перечня всех повреждений транспортных средств.
  3. В протоколе не должно быть пропущенных строк, не подписывайте пустой или не до конца оформленный документ.
  4. Схема ДТП должна полностью отражать реальное положение вещей, дорожную разметку, знаки, светофоры и все, что имеет значение в данном случае.

Повлиять на решение о виновности в происшествии могут различные факторы, которые должны найти свое отражение в документах. Это могут быть:

Если в ДТП есть пострадавшие, а инспектор не предложил пройти экспертизу на алкоголь, стоит сделать это самостоятельно.

Европротокол

Бланк извещения о ДТП заполняется всеми участниками аварии, обстоятельства происшествия и характер повреждений удостоверяются их подписями. Размер страховой выплаты по европротоколу не может превышать 50 000 рублей. Потерпевший не может требовать от страховщика возмещения ущерба больше этой суммы, но может предъявлять такие требования к виновному в судебном порядке.

ОСАГО-страхование подразумевает, что страховая компания вправе назначить независимую экспертизу пострадавших транспортных средств, если обнаружит противоречия в описании обстоятельств причинения вреда и характеристике полученных повреждений в извещении о ДТП.

Транспортные средства в таком случае нельзя ремонтировать до принятия решения о выплате.

Извещение о ДТП

Для исключения споров и подтверждения согласия об обстоятельствах ДТП лицевая сторона извещения о дорожно-транспортном происшествии заполняется водителями совместно. Если участников больше двух, то извещение заполняется водителями ближайших транспортных средств. Если совместное заполнение невозможно по каким-либо причинам, их необходимо указать в документе. Заполнение документа третьими лицами (например, ввиду состояния здоровья одного из водителей) не допускается.

При отсутствии разногласий допускается совместное заполнение одного извещения двумя водителями. Страховую компанию необходимо уведомить об этом. При наличии разногласий каждый водитель заполняет отдельный бланк.

В извещении необходимо указать наличие пострадавших, по возможности – сведения о них.

На лицевой стороне документа указывается дата, время, место совершения ДТП, сведения о его участниках, страховщиках, перечень видимых повреждений и другая информация. Обратная сторона служит для дополнительных сведений.

От правильности заполнения этого документа может зависеть страховая выплата, поэтому его нужно тщательно проверить. Обратите внимание, правильно ли другой водитель заполнил свои данные, указал ли полностью номер страхового полиса, везде ли поставил крестики.

Укажите все видимые повреждения транспортных средств. Если этого не сделать, то получить выплату за пропущенные элементы будет невозможно.

Подача документов в страховую организацию

В течение 15 рабочих дней пострадавшая сторона должна предоставить страховщику виновника все необходимые документы.

Документы при ДТП (ОСАГО):

  • заявление о страховой выплате;
  • заполненное извещение о ДТП;
  • протокол, постановление об отказе по делу об административном происшествии, постановление-квитанция;
  • справка о ДТП;
  • паспорт и свидетельство о регистрации ТС ;
  • водительское удостоверение;
  • копия доверенности на управление ТС;
  • отчет об оценке ТС (если производили самостоятельно);
  • платежные документы об эвакуации с места ДТП и хранении ТС (при наличии);
  • реквизиты расчетного счета.

Возмещение по ОСАГО при ДТП

Страховщик обязан произвести выплату в течение 20 календарных дней (за исключением праздничных) с момента подачи заявления. При отсрочке решения компания обязана выплачивать пеню. Если потерпевший не удовлетворен размерами выплаты, он вправе подать досудебную претензию, которая рассматривается не дольше 10 дней, и обратиться в суд. Выплата будет максимальной, если соблюдать порядок действий по ОСАГО при ДТП.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «derevyannyydom.ru» — Строим новый дом