Методическая разработка «преемственность между школой и доу по фгос. Преемственность между доу и школой Преемственность сада и школы по фгос

Татьяна Алексеева
Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС

Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС ) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы . Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы .

Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования . К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования :

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т. д.

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика.

Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам.

Ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

План работы по преемственности

МБДОУ Д/с №69 «Брусничка» и МОБУ Маганская СОШ

на 2016 – 2017 учебный год

№ Мероприятие Срок Ответственные

1 Заключение Договора о сотрудничестве сентябрь Директор

Заведующая

2 Обсуждение и утверждение плана совместной работы сентябрь-октябрь Зам. директора по УВР

Ст. воспитатель

3 Психологический тренинг для педагогов ноябрь

март Педагог-психолог

Ст. воспитатель

4 Конкурс «Проектная деятельность»

(отборочный) ноябрь

Зам. директора по УВР

Ст. воспитатель

5 Спортивное соревнование, посвященное Дню матери «Мама, спорт и я – неразлучные друзья» ноябрь

Учитель физической культуры школы

Инструктор по физической культуре ДОУ

6 Конкурс чтецов на английском языке «I love English» ноябрь

Учитель иностранных языков

Воспитатели

7 «Адаптация первоклассника» : Зам. директора по УВР

Ст. воспитатель

Учителя нач. классов

Воспитатели

Посещение уроков в школе ноябрь

Посещение занятий в ДОУ ноябрь

8 Городской конкурс «Проектная деятельность» в ДОУ №69 «Брусничка» ноябрь

Ст. воспитатель

Учителя нач. классов

Воспитатели

9 Педконсилиум по итогам адаптации первоклассника ноябрь Зам. директора по УВР

Ст. воспитатель

10 -Собрание родителей в подготовительной группе.

-Школа родителей будущих первоклассников

декабрь Педагог-психолог

Учитель 4 класса

Ст. воспитатель

11 Семинар «Педтехнологии по формированию УУД у школьников » январь Зам. директора по УВР

Ст. воспитатель

12 МО учителей гуманитарного цикла Семинар «Личностноориентированный подход в обучении предметов гуманитарного цикла» февраль Зам. директора по УВР

Ст. воспитатель

13 Конкурс выразительного чтения на якутском языке в ДОУ февраль Учителя нач. классов

Воспитатели

14 Семинар «Музейная педагогика в ДОУ» (городской) февраль Зам. директора по УВР

Ст. воспитатель

15 Читательская конференция «Неделя книги» «Семейное чтение» март Зам. директора по УВР

Ст. воспитатель

16 «Неделя будущего первоклассника» апрель Заведующая

Ст. воспитатель

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы , построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Ожидаемые результаты

1. Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения

2. Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению

3. Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком

4. Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей

5. Мотивационная готовность детей к обучению в школе

6. Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Чудесная Божья коровка» Цель игры: Познакомить детей с цветом, учить находить цвет по образцу и названию; развивать.

Качество реализации ФГОС до в работу детского сада Информация «Качество реализации ФГОС в МКДОУ Детском саду №18 «Веснянка» Подготовила: старший воспитатель, В. М. Ганюкова ФГОС для ДОУ.

Квест на территории парка детского сада: «В поисках клада Зеленых великанов» Цель: закрепить представление детей о разнообразии плодов деревьев.

Обмен опытом в рамках задач по преемственности работы детского сада и школы «Глазам радость-душе отрада» Цель урока: 1. Расширять и закреплять интерес детей к русской народной игрушке, формируя эстетические чувства на материале произведений народного.

Преемственность детского сада и школы (из опыта работы) Семинар: «Проблемы преемственность дошкольного и начального образования в условиях ФГОС». опыт работы МДОУ «Увальский детский сад» старший.

Наталья Иванова

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования. К которым нужно адаптироваться и привыкнуть.

Следует подчеркнуть, что проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Целью проекта является создание и апробация эффективности модели преемственных связей между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО.

Задачи проекта направлены на:

1. Изучение и анализ существующего опыта реализации ФГОС НОО (достижения, проблемы, перспективы).

2. Формирование пакета нормативно-правовой и учебно-методической базы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

3. Установление уровня преемственных связей ФГОС ДО И НОО.

4. Обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

5. Разработку и согласование с начальной школой модели выпускника в соответствии с ФГОС.

6. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Основные формы работы со школой в ДОУ:

Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;

Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

Взаимопосещения специалистов дошкольного образовательного и общеобразовательного учреждения;

Проведение совместных мероприятий (совместные спортивные праздники, развлечения и т. д.);

Проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы.

Работа с детьми:

Экскурсии в школу

Посещение школьной библиотеки, школьного музея

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Совместные праздники и соревнования.

Ожидаемый результат:

Проект нацелен на повышение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС, а именно: разработанная Программа преемственности между ДОО и начальной школой, которая будет способствовать успешной адаптации и социализации ребенка на первом этапе школьного обучения в условиях реализации ФГОС ДО И НОО.

Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОО в начальную школу безболезненным и успешным, т. к. установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС.

Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.







Публикации по теме:

Анализ развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС Анализ развивающей предметно - пространственной среды детского сада Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации.

Карты индивидуального развития детей 2–3 лет в соответствии с ФГОС до и программы «От рождения до школы» Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Карты индивидуального развития детей 5–6 лет в соответствии с ФГОС до и программы «От рождения до школы» Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-4 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Портфолио воспитателя детского сада в соответствии с ФГОС ДО. Арсланова Людмила Филипповна 07.01.1968г. р. Образование: среднее специальное, окончила Абаканское педагогическое училище, по специальности.

В рамках преемственности детского сада со школой дошкольники подготовительной группы «Г» «Весёлые леопардики» в гости пригласили ученицу.

Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Преемственность между ДОО и начальной школой

в условиях введения ФГОС

Процессы модернизации образования требуют переосмысления его содержания и реализации в контексте федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Сегодня очень важно, чтобы эти документы работали, и преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены во ФГОС дошкольного и начального общего образования.

Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания.

На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования .

ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Сравнение ФГОС НОО И ФГОС ДО показывают наличие предпосылок для реализации преемственности дошкольного и начального образования.

Есть необходимость на данном переходном этапе: конкретизировать целевые ориентиры в “Портрет выпускника ДОО”, сохранить накопленный опыт работы по преемственности ДОУ и школы для того, чтобы:

    уже в детском саду смогли прогнозировать те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения и работали над ними;

    начальная школа имела достаточно информации о ребенке, о сильных и слабых сторонах его личности.

МБОУ СОШ с Чишма уже много лет сотрудничает с филиалом ДОУ. Целью нашей работы является создание условий для обеспечения легкой адаптации, эмоционального благополучия каждого ребенка к новому этапу жизни. На сегодняшний день уже сложились традиционные формы работы, способствующие формированию у педагогов значимости процесса развития ребенка, помогающие сохранить здоровье детей.

Это направление предусматривает сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей. С 2012 года МО воспитателей ДОУ объединилась с ШМО начальных классов. Работа включает совместное обсуждение мнений педагогов дошкольного учреждения и учителей начальной школы по проблемам развития и обучения воспитанников и учащихся, успешности школьной адаптации выпускников ДОУ - как результата преемственных связей. На заседаниях МО рассматриваются вопросы, связанные с повышением качества знаний, состоянием предметов, преподаваемых в начальной школе. Свое творческое мастерство члены МО повышают через открытые занятия. Занятия подготавливаются учителями и воспитателями по интересующим областям, происходит обсуждение увиденного, лучшие элементы методики, применяемые учителями и воспитателями, фиксируются всеми преподавателями и берутся на заметку в рамках одного из заседаний МО.

Традиционной формой подготовки будущих первоклассников к школе, являются занятия проводимые учителем начальных классов в период подготовки к прохождению ПМПК. Организация таких занятий решает ряд задач:

    облегчить естественный процесс знакомства со школой и создать благоприятную атмосферу, позволяющую будущим первоклассникам и учителю лучше понять друг друга.

    Развивать интерес к обучению в школе;

    В игровой форме познакомить детей с правилами работы на уроке, дать возможность получить новые впечатления.

    Выявить первичные знания будущих первоклассников, определение стартовых возможностей детей

    Дать возможность получить новые впечатления, приобрести опыт общения друг с другом, формировать навык учебного сотрудничества.

Проводятся беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали ДОО. Организуются родительские собрания по вопросу подготовки детей к школе, знакомству с УМК «Планета знаний»

В результате такой совместной деятельности педагогов детского сада и начальной школы достигается их взаимопонимание. По результатам бесед с родителями и отзывов учителей выпускники детского сада хорошо осваивают программу; уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается как хорошая.

Приложение

План работы по преемственности МБОУ СОШ с Чишма и филиала ДГ на 2015-2016уч.г.

Стратегическая идея:

Приоритетные направления для начальной школы:

    формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становиться для ребёнка благом, основной формой самовыражения;

Приоритетные направления для дошкольного учреждения:

    раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих лёгкий, естественный переход ребёнка в школу;

Главная цель:

    реализация единой линии общего развития ребенка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.

Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей детского сада и начальной школы в целостный педагогический процесс необходимо строить его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе.

Задачи детского сада и школы

    Обследовать полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

    Формировать фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения.

    Развивать мыслительную деятельность детей по математике в 1 классе и подготовительной группе.

    Продолжать укреплять физическое здоровье детей через внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий работы.

План преемственности д/с и школы на 2015-2016 учебный год.

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Методическая работа

День знаний;

Обсуждение плана совместной работы

Сентябрь

Завуч

Зам. по УВР

Знакомство воспитателей подготовительной группы с программой обучения и воспитания начальной школы.

Сентябрь

Зам. по УВР

Обновление информации в уголке для родителей будущего первоклассника;

- Организация предметной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа».

Октябрь

ноябрь

воспитатели

воспитатели

Подведение итогов адаптации первоклассников;

Анализ успеваемости первоклассников за учебный год;

январь-

май

зам. директора по УВР,

учителя

Составление списков будущих первоклассников

апрель-май

зам. директора по УВР

Взаимопосещение занятий учителями начальных классов в детском саду и воспитателями подготов. группы в школе:

Во второй половине года:

цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, навыков и творческих способностей детей.

Апрель

Зам. директора по УВР

Учителя нач. классов

Вос-ли. подг.гр.

Педагогические совещания.

Вопросы для обсуждения:

Актуальные задачи по формированию интереса к процессу обучения и его мотивации.

Январь

Руководитель ШМО начальных классов и воспитателей ДОУ

Вопросы преемственности физического воспитания в ДОУ и школе.

Декабрь

Учитель физкультуры, воспитатели

Посещение педагогического совещания в школе по итогам работы за 2015 – 2016 г.

Май

Зам. зав. УВР

Работа с родителями

Круглый стол «Ребенок на пороге школы. Что это значит?»

Родительское собрание для будущих первоклассников

Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником»

январь

Зам. директора по УВР

Воспитатели

Воспитатели

Консультации по итогам диагностики к школьному обучению в подготовительной группе

Январь

Вос-ли подг.гр.

Готовность детей к школьному обучению.

Апрель

Председатель ПМПк

Родительские собрания в подготовительных к школе группах с приглашением учителей начальных классов.

Родительские собрания «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»; «Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе группы»

М ай

Вос-ли подг.гр.

Работа с детьми

Экскурсия в школу на праздничную линейку.

Сентябрь

Воспитатели

Экскурсии в школу:

    Знакомство со спортивным залом;

    Знакомство с созданием школы;

    Знакомство с классами (кабинетами);

    Знакомство с библиотекой.

В течение года

Воспитатели

Подготовительные занятия с будущими первоклассниками

Ноябрь-декабрь

Учитель нач. классов

Взаимопосещение Новогодних утренников

Декабрь

Воспитатели

Тематические выставки «Что должен уметь первоклассник»; «Поступление в школу важное событие в жизни детей»

Февраль

воспитатели

Выставка-обмен детских рисунков детских рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 класса «Дети и правила дорожного движения»

Выставка работ будущих первоклассников «Я рисую школу»

ноябрь

апрель

Воспитатели,

уч. нач.классов

Участие первоклассников в празднике

«До свидания, детский сад»

май

учителя, воспитатели,

муз руководители

Ксения Попова
Методическая разработка «Преемственность между школой и ДОУ по ФГОС»

Преемственность детского сада и школы по ФГОС .

___ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве , от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению Учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ , помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям

Задачи . Развитие любознательности. Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи. Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе . Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы .

Формы осуществления преемственности :

экскурсии в школу ; посещение школьного музея ; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы ; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников ; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе .

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа ) ; семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы ; проведение диагностики по определению готовности детей к школе ; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы ; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ; педагогические и психологические наблюдения.

Ожидаемые результаты : портрет выпускника детского сада деятельный и активный, креативный, любознательный, инициативный, открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый. Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах.

Вывод : Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы , построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы . Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач

Публикации по теме:

Методическая работа в ДОУ по обеспечению преемственности между дошкольным и школьным образованием От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший.

Преемственность дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС «. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.

Договор о сотрудничестве между дошкольной организацией и школой ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ между дошкольной организацией и школой Государственное дошкольное образовательное учреждение ГККП я/с «Айголек».

Мастер-класс «Преемственность в работе между ДОУ, школой и семьей при подготовке детей к школе» Мастер класс «Преемственность в работе между ДОУ, школой и семьей при подготовке детей к школе» «Быть готовым к школе – не значит уметь.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных.

Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова.

Организация: МБДОУ №9 «Улыбка»

Населенный пункт: Свердловская область, с. Черноусово

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную стадию развития,

проделанную ребенком.

Л. С. Выготский

Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании. Поэтому невозможно не согласиться с мнением учёного, педагога-психолога Е.Е.Кравцовой: «Если по каким-либо причинам развитие ребёнка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственной для этого перехода деятельности, не получил специфических черт личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьёзные трудности, и его развитие будет идти искажённым путём».

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность - это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития. Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач.

На дошкольной ступени:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На ступени начальной школы:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
  • умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними, совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
  • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

С егодня главный вопрос : меняется ли понимание «готовности ребёнка к школе» в связи с принятием ФГОС в детском саду и в начальной школе, в чём специфика проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальным звеном общего образования на современном этапе.

Именно с выходом ФГОС начального общего образования и ФГОС к основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

Впервые создана реальная нормативная основа преемственности в системе дошкольное образование - начальная школа. Единые общетеоретические основания и принципы построения образовательной работы с детьми, согласованность и преемственность целей образования, выделение в качестве результатов освоения образовательной программы интегративных качеств являются основой для начала реализации на практике решения проблемы преемственности.

Анализ образовательных областей ФГОС и ФГОС начальной школы выявил содержательную преемственность, которую можно выразить следующим образом:

только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обу­чаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра - как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.

Портреты выпускника детского сада и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформиро­ванных в детском саду (вернее, предпосылок к развитию компетентностей). Требования к результатам освоения образовательных программ в ФГОС и ФГОС начальной школы во многом согласованы. Освоение образовательных областей в дет­ском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. Кроме того, предполагается, что 20% образовательной программы дошкольного образования формируется всеми участниками образовательного процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая же возможность утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель преемственности - обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в модели выпускника детского сада. Как говорилось ранее, портрет выпускника детского сада по основным позициям совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги детского сада и школы формируют у детей одни и те же качества личности.

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий (УУД) приобретает особое значение.

Согласно ФГОС, УУД - совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса, и выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей, обеспечивает ребенку переход от совместной (под руководством педагога) учебной деятельности - к самостоятельной. В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы все универсальные учебные действия как основа умения учиться. Всё это касается начального общего образования.

А как же обстоят дела на дошкольной ступени? Ведь в дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки.

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение находить ошибки и исправлять их;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение речевыми умениями, определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,
  • умение слушать собеседника.

В проекте ФГОС ДО выделяется раздел «Требования к результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». Эти требования «представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования». Такие характеристики «являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса».

Сопоставим интегративные качества выпускника детского сада и универсальные учебные действия, формируемые у обучающихся начальной школы.

Предпосылки УУД у детей

при поступлении в школу

Планируемые результаты

на конец 1 класса

Умеет положительно относиться к себе, другим людям, обладает чувством собственного достоинства

Понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей, умеет оценить себя по критериям, предложенным взрослыми

Положительно относится к школе

Умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека

Умеет уважать достоинство других

Умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Умеет уважительно относиться к чужому мнению

Умеет понимать чувства других людей и сопереживать им

Умеет беречь свои вещи

Умеет бережно относиться к материальным ценностям

Уважает и принимает ценности семьи и общества

Любит свою Родину и свой край

Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, способен вести переговоры, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сдерживать свои эмоции в игре

В обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

Умеет взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции

Умеет выбирать себе род занятий и партнёров

Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

Может поддержать разговор на интересную для него тему

Умеет обсуждать возникшие проблемы, правила

Может поддержать разговор на интересную тему

Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности

Умеет делать самооценку себе и своим действиям

Умеет проявлять самостоятельность в разных видах деятельности

Умеет делать самооценку себе и своим поступкам

Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах

Умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям

Важно отметить тот факт, что предпосылки УУД дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования, на это указывают данные таблицы: мотивация к школе, взаимоотношение со сверстниками, организаторские способности, коммуникативные навыки и взаимодействие с окружающим миром и др.

Таким образом, обобщая и сопоставляя требования к выпускнику детского сада в соответствии с ФГОС ДО и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС НШ, четко вырисовывается преемственная связь.

С целью обеспечения качественного дошкольного и начального общего образования, современные педагоги должны умело подойти к реализации ФГОС. Вместе с тем, нужно понимать, что введение в действие ФГОС ДО является сложным и многоплановым процессом. Все мы надеемся, что проблема преемственности как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена (педагогами ДОУ и школ), а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.

Основные выводы:

  • С введением ФГОС для детского сада и ФГОС для начальной школы программы не должны противоречить друг другу. Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников.
  • Введение ФГОС в дошкольном образовании призвано определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования для обеспечения ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе.
  • Характеристики развития дошкольника на этапе завершения дошкольного образования, заявленные в проекте ФГОС и формируемые в детском саду, соотносятся с УУД, прописанными в ФГОС начального общего образования.
  • Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития.
  • Понимание понятия «Готовность к школе» остаётся прежним: это не только некое состояние дошкольника, но и усилия всех участников образовательного процесса: детского сада, семьи и начальной школы.
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «derevyannyydom.ru» — Строим новый дом