Задачи развития речи детей дошкольного возраста. Консультация «Организация проведения занятий по развитию речи в разных возрастных группах Своеобразие занятий по развитию речи заключается

На занятиях по развитию речи особое место занимают беседы или рассказ воспитателя без показа. Это особый вид речевого занятия, в основном он построен на слушании, а это для ребенка не простая задача. Умение слушать надо развивать своевременно. Владея им, малыш легче осваивает новую форму общения со взрослым, новую форму познания. Учитывая сложность подобного занятия, важно особенно тщательно выбирать тему для рассказывания. Рассказы должны быть понятны и интересны детям, речь педагога эмоциональной и выразительной, чтобы привлекать внимание малышей. С детьми можно беседовать о том, что они видели на прогулке, об игрушках, прошедшем или предстоящем празднике и др. Доступны для понимания малышей рассказы и о том, что они непосредственно не наблюдали, но могут понять на основании своего прошлого опыта. Например, как нашли котенка: он громко мяукал, потому что замерз и хотел есть, как его напоили молоком, сделали постель, он согрелся и уснул.

Сложность рассказа по содержанию, построению зависит от уровня развития детей. Если рассказ предназначен для детей 2 -- 2,5 лет, то надо подготовить его так, чтобы малышам было понятно содержание и они могли ответить на вопросы кто? что? где? куда? распространенными предложениями. Полезно использовать такие формы, как беседа, рассказ воспитателя, не только на занятии, но и во время самостоятельной деятельности детей. Это оказывает положительное влияние на формирование инициативной речи ребенка.

Показ инсценировок. Показ инсценировок -- важное средство развития игры ребенка.

Показ инсценировок, планируемый на занятии, необходимо чередовать с дидактическими играми. Сюжет инсценировок прост: взаимосвязанные последовательные действия, определенные взаимоотношения героев. Цель такого показа -- оказать определенное влияние на развитие активной речи малышей и сюжетной игры.

Занятия по развитию речи в младшей разновозрастной группе могут быть совместными однотемными. Общая тема занятия, однако, обязательно предполагает разный характер заданий: всем детям; детям определенного возраста (2,5 -- 3 лет, 3,5 -- 4,5 лет); индивидуальные.

Однотемные занятия необходимо сочетать с занятиями по возрастным подгруппам, а также с личными формами работы с детьми во внеучебное время.

Как часто следует проводить занятия? Исследования показали, что для разновозрастных групп с любой допустимой наполняемостью и с любым разумным комплектованием целесообразно одно занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим, художественной литературе в неделю.

Занятие проводится в утренние часы. Можно выделить следующие три типа занятий:

I. Однотемные занятия со всей группой. Занятия проводятся раз в неделю. Их продолжительность -- не более 15 мин.

II. Занятия с возрастными подгруппами. На таких занятиях формируют речевые умения, важные именно для того или иного конкретного возраста. Средняя продолжительность занятия -- 8 -- 12 мин. Такие занятия проводятся 2 -- 4 раза в месяц в удобное для воспитателя время и по его усмотрению.

III. Работа с детьми вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного материала: подвижные игры с текстами, хороводные игры, пастельно-печатные и дидактические игры, игры-драматизации и др. Игры проводятся с небольшим количеством детей (2 -- 6) разного возраста в любое время дня (до завтрака, перед занятиями, перед прогулкой, на прогулке, после полдника и т. п.). Кроме того, детям читают небольшие по объему программные художественные произведения, новые и уже знакомые им.

Научить маленького ребенка ориентироваться в ближайшем окружении -- важнейшая педагогическая задача. На третьем и четвертом году жизни младшего дошкольника учат различать и называть окружающие его предметы, объяснять их назначение; совершенствуют его умение сравнивать и группировать предметы по форме, цвету, величине. Новыми для четвертого года являются задачи обучения классификации предметов по материалу, назначению: освоения значений обобщающих слов (посуда, одежда, овощи, игрушки) и употребления этих слов в речи.

В младших группах проводят специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи. И в первой и во второй младших группах детей упражняют в правильном произношении всех гласных и согласных звуков, кроме шипящих и сонорных. Усложнение осуществляется за счет целенаправленного подбора речевого материала. С детьми 2,5 -- 3 лет проводят упражнения на произношение более простых слов и фраз, содержащих нужный звук.

В разновозрастных группах сложнее всего реализовывать программу по ознакомлению детей с художественными произведениями, так как для каждой возрастной категории рекомендуется свой список литературы. Со многими русскими народными песенками целесообразно знакомить малышей как с хороводными играми или подвижными играми с текстами.

В системе планирования занятий наиболее уязвимое звено -- работа с самыми маленькими детьми. Малыши 2 -- 2,5 лет в силу возрастных особенностей не могут участвовать в совместных фронтальных занятиях. Вместе с тем у воспитателя нет времени провести все рекомендуемые для этого возраста занятия по развитию речи. Однако, как показали исследования, дети этого возраста не только не отстают в речевом развитии, но и опережают сверстников из одновозрастных групп. Причин несколько. В разновозрастных группах детей моложе 2,5 лет, как правило, бывает немного (от двух до пяти человек), и их опекает весь коллектив дошкольного учреждения. Малыши подражают речи и поведению старших по возрасту детей, наблюдая за их деятельностью и участвуя в совместных играх. С самыми маленькими воспитатель проводит подгрупповые и индивидуальные занятия. Им читают русские народные сказки и песенки, хорошо знакомые детям постарше: «Курочка-ряба», «Репка», «Наша Маша маленька» и др. Малыши -- полноправные участники простейших подвижных игр с текстами («Курочка и цыплята» -- по одноименному стихотворению В. Берестова), хороводных игр («Заинька, походи...» -- по одноименной русской народной песенке), игр-драматизаций. Игры стимулируют инициативные высказывания детей, что очень важно для развития речи.

Света Рыбина
Консультация «Организация проведения занятий по развитию речи в разных возрастных группах»

Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Детский сад готовит детей к школе. Речь занимает важное место в развитии ребёнка . Только с хорошо развитой речью ребёнок понятно выражает свои мысли, желания, договаривается со сверстниками о совместной игре. Невнятная речь ребёнка затрудняет общение.

Поэтому, задачи развития речи реализуются в программе, которая определяет объём речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах . «Программа воспитания и обучения в детском саду» включает следующие виды работы по развитию речи на специальных занятиях :

а) воспитание звуковой культуры речи детей ;

б) обогащение словаря;

в) формирование грамматических навыков;

г) обучение связной речи - монологу и диалогу - в связи с ознакомлением с окружающим : с бытовой и производственной деятельностью людей,

с природой, с общественной жизнью.

д) в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – подготовка детей к обучению грамоте.

Поэтому занятия по развитию речи в детском саду должны быть тщательно подготовлены. Для этого существуют дидактические требования. Прежде всего каждое занятие должно определяться задачами, содержанием и местом в системе других занятий и иметь связь с другими видами деятельности, методы и приёмы обучения.

Для организации занятия необходимо придумать структуру и ход, а также необходимо подготовить соответствующий наглядный и литературный материал. Материалы должны соответствовать возрастным возможностям умственного и речевого развития детей . Занятия поддерживаются игровыми моментами и красочными материалами. Эмоциональный настрой обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателями и детьми, психическим комфортом детей в детском саду.

Структура занятий должна быть четкой , определяются три части :

Вводную;

Основную;

Заключительную.

Вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия , создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста .

В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.

Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель- закрепить и обобщить знания, полученные при проведении занятия . Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др.

Решаются задачи по индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь , а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

Большое внимание уделяется, правильности организации занятия . Занятие должно отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям. Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях , в играх, труде, в общении в быту.

Определяются приёмы работы с детьми при планирование занятия . Они могут быть разнообразны по степени сложности (степени абстрагирования) :

Восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки) ;

Использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы и кинофильмы) ;

Словесные приемы - образцы речи воспитателя , художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра-драматизация.

Выбор приемов работы обусловлен содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика, так и уровнем развития речевых навыков , к моменту проведения данного занятия .

Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.

В группе младшего (раннего возраста 2-3 года ) дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе . Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. Очень важно помнить о развитии речи на других занятиях и следить за тем , чтобы дети постоянно слышали образец правильной русской речи .

В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается – будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Занятие носит подгрупповой и индивидуальный характер. Структура проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

Во группе младшего дошкольного возраста (3-4 года) группе продолжается работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности речи речи , проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию.

1. Развитие словаря . В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи , чтобы у них развивались интерес и внимание к слову

2. Формирование грамматической стороны речи . Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные) .

3. Особое внимание уделяется на всех речевых занятиях воспитанию звуковой культуры речи .

Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов.

Занятия в группе младшего дошкольного возраста (3-4 г) по развитию речи проводятся раз в неделю . На каждом занятии , как правило, состоящем из двух-трех частей, решается несколько речевых задач. Так, воспитание звуковой культуры речи сочетается со словарной работой, с формированием грамматических навыков, с работой по развитию связной речи .

Занятия на месяц следует планировать в определенной последовательности : 1-е занятие-по развитию связной речи , воспитанию звуковой культуры речи ; 2-е занятие - по обогащению словаря, обучению связной речи , воспитанию звуковой культуры речи ; 3-е занятие - по формированию грамматических навыков, развитию связной речи , воспитанию звуковой культуры речи .

Последнее занятие месяца должна быть посвящена повторению и закреплению пройденного материала.

В группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характер занятия несколько меняется . Дети начинают осознавать особенности своей речи , например особенности звукопроизношения. Усложняется содержание занятия , становится возможным ставить задачу («Будем учиться правильно произносить звук «з» ). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами) . Появляются новые виды занятия : экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов.

В группах старшего дошкольного возраста (5-7 лет) повышается роль проведения занятия словесного характера : различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы : все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием , но способствует большей самостоятельности детской речи , реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей : используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближается к урокам школьного типа. Длительность

занятий составляет 30 мин . Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста , поэтому надо избегать сухости, дидактизма. Занятие должна проходить непринужденно, живо.

Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно , одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими.

В зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия:

· занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);

· занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая игра «Угадай, чего не стало» – образование существительных множ. числа род. падежа);

· занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);

· занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания),

· занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте),

· занятия по ознакомлению с художественной литературой.

В зависимости от применения наглядного материала:

· занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);

· занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);

· занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

В зависимости от этапа обучения, т.е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется.

Близка к этому классификация по дидактическим целям (по типу школьных уроков), предложенная А. М. Бородич:

· занятия по сообщению нового материала;

· занятия по закреплению знаний, умений и навыков;

· занятия по обобщению и систематизации знаний;

· итоговые, или учетно-проверочные, занятия;

· комбинированные занятия (смешанные, объединенные).

Методы развития речи

Метод - способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

Дополнительные:

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения.

Приемы развития речи

Словесные приемы . К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Методика развития словаря

Словарная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря - длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Задачи :

1. обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

2. закрепление и уточнение словаря.

3. активизация словаря.

4. устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кинои видеофильмов, просмотр телепередач.

1. Дети младшего дошкольного возраста осваивают конкретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих предметы ближайшего окружения, части предметов, действия с ними. Существенной особенностью речи детей этого возраста является искажение звуковой и морфологической структуры слов-наименований: вместо раковина произносят «ракушка», «ракинава»; вместо мыльница – «мыльная», «мыльник».

В младших группах проводятся два вида занятий: 1) по первичному ознакомлению с предметами, 2) по углублению знаний о предметах.

2. Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связано с расширением жизненного опыта ребенка и его круга общения со взрослыми и другими детьми. В средней группе проводят те же дидактические игры, но материал для них подбирают в соответствии с лексическим запасом детей. Увеличивается количество предметов (картинок) и их признаков, которые выделяются в игре. Игры «Угадай, что спрятали», «Посмотри и запомни», «Угадай, что прибавилось», «Чудесный мешочек», «Угадай, что изменилось».

3. Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4 – 5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растет и развивается сознание. Ребенок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. Дети 5 – 7 лет владеют бытовым словарем на уровне разговорного языка взрослых. В старшей группе необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь; учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметов; формировать умения подбирать слова с противоположным значением

Виды занятий по развитию речи.

1.Вступление.

Программа развития речи реализуется в той или иной деятельности детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой).
Поскольку воспитание в широком смысле (и входящее в это понятие формирование речи) осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средствами. Таким образом, можно считать средствами развития речи обучение, игру, труд, бытовую или повседневную деятельность, восприятие произведений искусства, т. е. любую деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый.
В повседневной жизни дети и самостоятельно пользуются речью. Но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т. д. Вместе с тем и плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или при пассивном выслушивании указаний учителя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей.
В условиях общественного воспитания ведущим средством формирования речи ребенка является обучение.
Обучение родному языку - планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.

« Речевое развитие дошкольника »

Говорить умеют почти все, но говорить правильно умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей.

Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных .

Причины низкого уровня развития речи:

    Половина детей дошкольного возраста отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

связные высказывания короткие;

отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей, активно делится своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берется за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания .

    Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

    Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.

    Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет.

Компоненты и задачи речевого развития дошкольников

Непременным условием для умственного развития ребенка является общение его с взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи и речевого общения – одна из главных.

Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

    воспитания звуковой культуры речи,

    обогащения, закрепления и активизации словаря,

    совершенствования грамматической правильности речи,

    формирования разговорной (диалогической речи),

    развитие связной речи,

    воспитания интереса к художественному слову,

    подготовки к обучению грамоте.

На успешное решение этой задачи влияют следующие факторы:

1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

Речевому общению ребенка с взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

2. Создание условий для общения с другими детьми.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Оно так же, как и общение с взрослыми, возникает, в основном, в совместной деятельности и может осуществляться по–разному.

Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи.

3. Совместные игры взрослого и ребенка.

Ребенок подражает действиям взрослого. Именно это подражание является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. При дефиците общения, его ограниченности, бедности, не насыщенности, ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

4. Речь взрослого – пример для подражания.

Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей.

Качества речи педагога:

    содержательность;

    правильность и разнообразие формы;

    соответствие возрасту;

    словарь воспитателя должен быть богатым и точным;

    речь должна быть безупречна грамматически;

    чистое звукопроизношение;

    четкая дикция;

    орфоэпическая правильность.

    речь должна быть яркой, выразительной;

    необходима богатая мимика;

    приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим;

    воспитателю необходимо обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной;

    воспитателю важно не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и обладать навыками публичной речи: выступить с сообщением перед сотрудниками, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т.п.

    образцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам).

5. Развитие мелкой моторики рук.

Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук, отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано специальными научными исследованиями).

Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

6. Удовлетворение любознательности ребенка.

Речь, являясь средством усвоения общественно – исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию.

Полноценное развитие восприятия может осуществляться тогда, когда у дошкольника в процессе его собственной деятельности накапливаются зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые образы. Полученные ребенком чувственные впечатления необходимо постоянно соединять со словом, обозначающим воспринятое, - это помогает закреплять образы предметов, их свойств и отношений, делает эти образы более стойкими, четкими, обобщенными, подвижными и гибкими.

7. Чтение художественной литературы.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

8. Разучивание стихов.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его; помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, научить выразительно читать его перед слушателями; использовать в жизни; воспитывать любовь к поэзии.

9. Рассказывание стихов руками.

Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.

10.Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

Осуществляется обогащение словаря, стимулируется речевая активность и познавательная потребность детей.

Анкета для самооценки профессионализма воспитателя

по разделу «Развитие речи»

Ф.И.О. воспитателя ___________________________________________________________________

_____ Общение взрослых и детей;

Культурная языковая среда, речь воспитателя;

Обучение родной речи и языку на занятиях;

Художественная литература;

Различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр).

Какие методы и приемы развития речи Вы используете на занятиях и в свободной деятельности детей

В чем заключается своеобразие занятий по развитию речи? Чем продиктована их необходимость? По Вашему мнению, достаточно ли будет для развития речи у детей дошкольного возраста ограничиться проведением развивающих игр, свободным общением с взрослым?

10.

Какие основные направления работы по развитию речи Вы учитываете при составлении конспекта занятия?

11.

Укажите основные приемы обучению рассказыванию.

Условия успешного речевого развития

1. В дошкольной образовательной организации должны быть созданы условия для развития речи детей в общении с взрослыми и сверстниками:

Педагоги побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Педагоги побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагогов четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

Обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и с взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. П оощряют детское словотворчество.

Экспресс-опрос

    Что является предметом изучения методики развития речи?

1) процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия;

2)процесс самостоятельного овладения детьми родной речью без вмешательства со стороны взрослых;

3) формирование навыков общения в условиях нерегламентированных ;

4) развитие речи детей в игровой деятельности;

5) процесс формирования детей дошкольного возраста

Ответ. 5

    Важнейшим источником развития выразительности детской речи является:

1) произведения устного народного творчества;

2) дидактическая игра;

3) личный опыт;

4) наглядный материал

Ответ: 1

    При обучении построению развернутого высказывания у ребенка формируются элементарные знания о:

1) структуре текста (начало, середина, конец);

2) смысловой стороне многозначного слова;

3) ;

4) синтаксисе

Ответ: 1

    Что не относится к словесному творчеству детей?

1) составление творческих пересказов;

2) создание слов-неологизмов;

3) чтение стихотворений наизусть;

4) сочинение стихотворений;

5) сочинение рассказов, сказок.

Ответ. 3

    К словесным методам обучения относятся:

1) демонстрация, беседа, иллюстрация;

2) игра, упражнение, дискуссия;

3) беседа, рассказ;

4) эксперимент, опыт, .

Ответ.3

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Мнемотехника

Мнемотехника – техника запоминания, происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Задание «Составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения»

Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки
Ромашки, ромашки, будто луговые
Ромашки, ромашки словно как живые.

Мы купили кошке,
К празднику – сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать,
Хвостик некуда девать.


Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Задание: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

Задание: «Скороговорки».

Необходимо произнести скороговорку быстро и слаженно 3 раза подряд.

Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.

Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.

Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.

Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «derevyannyydom.ru» — Строим новый дом