Достигать, добиваться, желать, жаждать, хотеть, ожидать, наделать, опасаться, остерегаться, бояться, избегать, лишаться, пугаться, стыдиться, сторониться, стоить, искать, просить, требовать и др. (кого? чего?)

Глаголы с отрицанием: не видеть, не замечать, не слышать и др. (кого? чего?)

Дательного падежа требуют глаголы:

Давать, верить, доверять, угрожать, потакать, учиться, радоваться, улыбаться, говорить, отвечать, грозить, угрожать, возражать, кланяться, кивать, махать, сигналить, звонить, писать, говорить, рассказывать, объявлять, отвечать, объяснять, сообщать, нравиться, казаться, мешать, вредить, мстить, изменять, вредить, мстить, надоедать, опротиветь, дарить, покупать, приносить, посылать, показывать, помогать, обещать, сниться и др. (кому? чему?)

Винительного падежа требуют все переходные глаголы:

Давать, дарить, продавать, покупать, посылать, показывать, обещать, строить, шить, убирать, мыть, стирать, брать, класть, ставить, вешать, видеть, смотреть, слышать, слушать, чувствовать, испытывать, замечать, любить, ненавидеть, презирать, уважать, ценить, помнить, понимать, изучать, решать, учить, рассказывать, объяснять, сообщать, говорить, благодарить, поздравлять, вспоминать, встречать, ругать, ждать и др. (кого? что?)

Творительного падежа требуют глаголы:

Править, руководить, распоряжаться, командовать, управлять, верховодить, заведовать, увлекаться, интересоваться, заниматься, любоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, гордиться, восторгаться, восхищаться, пленяться, дорожить, владеть, пользоваться, обладать, овладевать, хвалиться, гордиться, хвастаться, клясться, торговать, жертвовать, рисковать, быть, стать, становиться, явиться, оказаться, остаться, считаться, слыть, называться и др. (кем? чем?)

Для многих глаголов характерно двойное управление:

Дать, передать, вручить, выдать, продать, возвратить, дарить, сдать, предоставить, вверить, уступить, оставить кому-либо что-либо
Сказать, объяснить, объявить, внушить, рассказать, заявить, ответить, обещать, рекомендовать кому-либо что-либо
Обещать, гарантировать кому-либо что-либо
Учить кого-либо чему-либо
Считать, вообразить, признать, представить, называть, изображать, обругать, объявить кого-либо кем-либо

Варианты норм

Хотеть, желать, жаждать, просить, заслуживать награду - награды (В.п. и Р.п), но: заслужить награду (В.п.)
Спрашивать совета, разрешения – совет, разрешение (Р.п. и В.п.)
Ждать поезда, звонка – поезд, звонок (Р.п. и В.п.), но ждать бабушку, сестру (В.п.)
Дать, брать, добыть, получить, прислать, купить, положить, налить, насыпать, выпить, глотнуть, попробовать воду, сахар – воды, сахара (В.п. и Р.п.)

Внимание:
Скучать (по чему? кому?) по работе, по дому, по матери, по мужу. Но с местоимениями: скучать (по ком?) по нас, по вас. Такое использование местоимений в предложном падеже долгое время считалось единственно правильным.
Например, в справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке» указано, что с существительными и местоимениями 3-го лица правильно: скучать по кому—чему , например: скучать по сыну, скучать по нему. Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком , например: скучали по нас, скучаем по вас.
Но в последнее время допустимыми признаются оба варианта. Считается, что скучаю (а также грущу, тоскую и т. п.) по вас – старая норма; по вам – новая. Сегодня эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках. Так, «Русская грамматика» (М., 1980) формы скучать по вам и скучать по вас рассматривает как вариативные.
Во многих пособиях сохраняется рекомендация использовать с местоимениями традиционный вариант скучаю по вас . Я поддерживаю эту рекомендацию, поскольку именно такое употребление устраивает сторонников всех точек зрения.

Винительный падеж отвечает на вопросы "кого? что?" и употребляется в предложениях и словосочетаниях лишь с глаголами и его формами (причастием и деепричастием). Самая часто встречающаяся функция данного падежа в русском языке - выражение прямого объекта действия: читаю книгу, рисую картину и так далее. Что еще может обозначать винительный падеж, и как отличить его от родительного? Читайте статью ниже!

Что обозначает падеж?

Падеж, о котором пойдет речь в статье, может иметь совершенно разные значения.

Например:

  • Винительный времени обозначит время уже совершенного действия - «встречаться каждый вторник».
  • Винительный количества стоит употребить для обозначения стоимости, когда идет ссылка на количественную сторону отглагольного действия - «стоить сто рублей».
  • Существительное в винительном падеже меры укажет на меру времени либо пространства - «бежать три километра».
  • Винительный объекта назовет тот предмет, на который направлено действие, - «бросить мяч».
  • Винительный результата обозначит предмет, который явится результатом какого-либо действия - «сшить футболку».

Чтобы без ошибки определить падеж, находящийся перед вами, нужно знать вопросы винительного падежа (кого? чего?). Подставьте к слову «виню» или «вижу», и вы сразу все поймете. Например, виню (кого?) бабушку, вижу (что?) котлету.

Значения падежа

Данная форма слова имеет два основных значения: объектное и субъектное.

  1. Объектное значение может проявиться рядом с переходным глаголом (купить кошку ), рядом с предикативом (жаль, видно, надо, больно, жаль собаку ) и в односоставных предложениях, выражающих требуемый объект (награду храбрым ).
  2. Субъектное значение может выражаться лишь в предложении (не в словосочетании). Такое значение может иметь винительный падеж, находящийся в начале предложения, которое говорит нам о состоянии лица (ребят воодушевила награда ). Субъектное значение выражает падеж в предложениях подобных «Ребенка знобит». Также это значение выражают предложения, не имеющие четкого субъекта действия (человека убило ).

Окончания падежа

Вопросы винительного падежа определяют и его окончания.

Итак, каковыми же должны быть окончания у данных форм слов?

  • Существительные в единственном числе: коня, край, маму, свинью, поле, мышь, путь, знамя.
  • Винительный падеж множественного (число играет большую роль в постановке верного окончания) числа: коней, края, мам, свиней, поля, мышей, пути, знамена.
  • Прилагательные и причастия в единственном числе имеют такие окончания: овальный и овального, овальную, овальное; мягкий и мягкого, мягкую, мягкое; заячий и заячьего, заячью, заячье.

Предлоги винительного падежа

Данный падеж может сочетаться с большим количеством предлогов как простых, так и производных. Если слово сочетается с простыми предлогами (в, за, под, на, с), значит, оно имеет определительное значение. Причем это определение может быть разным - по месту, времени, свойству, причине, цели и так далее. В паре с простым предлогом слово в разбираемом нами падеже может иметь и объектное значение (голосовать за депутата, идти по грибы ). Слово может выполнить и функцию восполнения необходимой информации (прослыл за болтуна ).

В целом предложении форма слова в винительном падеже в паре с простым предлогом выполняет иные функции. Например, падеж может указать на предикативный признак (медаль за храбрость ). Винительный падеж может даже распространить предложение (в километре от села - озеро; в Новый Год творятся чудеса ). В паре с предлогами "за" и "под" слово может выразить значение приблизительности (ему за сорок, ей под пятьдесят ).

Также слова в форме винительного падежа могут сочетаться и с производными предлогами (невзирая на, несмотря на, спустя день ).

Как отличить падеж винительный от родительного: способ первый

Чтобы не путать падежи русского языка, нужно запомнить, что каждому из них соответствует свой вопрос, зависящий от значения падежа. Задав универсальный вопрос и найдя ему соответствие, вы без проблем поймете, слово в каком падеже находится перед вашими глазами. Родительный падеж чаще обозначает принадлежность, соотношение "целое-часть", признак предмета по отношению к какому-либо другому предмету, объект воздействия и так далее.

За данной формой слова закреплены вопросы «нет кого?», «нет чего?». Винительный падеж ответит на вопросы «вижу кого?», «вижу чего?». Определить форму слова лишь по его значению либо окончанию очень тяжело. Все значения родительного и винительного падежа запомнить слишком сложно, они имеют много нюансов. А окончания существительных в этих формах могут даже совпадать!

Сложности могут особенно часто возникать в определении падежа одушевленного существительного. Если вопрос «кого?» не помогает вам справиться с поставленной задачей, то представьте на месте одушевлённого существительного неодушевленное. Задайте вопрос для родительного «нет чего?» и для винительного «вижу что?». Если определяемое слово будет иметь такую же форму, как и в именительном падеже, то оно стоит в винительном.

Как отличить падеж винительный от родительного: способ второй

  • Если перед вами существительное неодушевленное, просто задайте нужный вопрос (покупаю (что?) кашпо; не вижу (чего?) кашпо ). Во втором случае слово стоит в форме родительного падежа.
  • Если вы видите одушевленное существительное 2 склонения мужского рода, поставьте на его место любое слово 1 склонения и следите за окончанием (вижу кабана - вижу лисицу : окончание у - родительный); (нет кабана - нет лисицы : окончание ы - винительный).
  • Если же вы видите одушевленное существительное во множественном числе, то просто замените его существительным неодушевленным (люблю людей - люблю (что) письма - винительный; люблю доброту людей - люблю доброту писем - родительный).

Помните о том, что в русском языке есть немало несклоняемых существительных (кофе, кашпо и так далее), выглядящих одинаково в любом падеже. В этом случае все вышестоящие советы могут и не подойти. Всегда проверяйте правильность определения падежа ключевым вопросом, и ошибок не будет.

1. Т.п. требуют следующие вспомогательные глаголы

в составных именных сказуемых. Т.п. от кесим таркибига кирувчи қуйидаги кўмакчи феъллар билан ишлатилади:

Б ы ть (нсв): Он был инженером . Он будет инженером .

Стать (св): Он стал инженером . Он станет инженером .

Являться (нсв): Право на жизнь является неотъемлемым правом каждого человека, закреплённым Конституцией.

Казаться (нсв): Пароход издали казался точкой .

Оказаться (св): Точка, которую мы не заметили на горизонте, оказалась пароходом.

Считаться (нсв): Преступлением считается предусмотренное законом общественно опасное деяние.

Называться (нсв): Около 621 года до нашей эры в Древней Греции была проведена запись обычного права, которая и стала позднее называться законами Дракона.

Призна(ва)ть(ся): Законы царя Хаммурапи признаются важнейшим памятником древневавилонского права.

2. Т.п. требуют следующие глаголы несовершенного вида:

а) руководить семинаром, строительством, работой, практикой;

управлять , править государством, машиной;

заведовать магазином, библиотекой, отделом, кафедрой;

командовать ротой, батальоном, парадом;

распоряжаться средствами, людьми.

б) располагать временем, возможностями;

обладать способностями, знаниями, опытом;

владеть языком, оружием, техникой, землёй;

овладевать знаниями, языком, техникой;

в) интересоваться музыкой, литературой, правом, техникой;

увлекаться работой, искусством;

любоваться видом, картиной, природой;

восхищаться}

восторгаться} красотой, книгой, смелостью;

наслаждаться покоем, музыкой;

гордиться успехом, результатами.

г) заниматься спортом, русским языком, историей;

пользоваться советом, опытом, словарём, компьютером;

дорожить доверием, дружбой, человеком, временем;

жертвовать жизнью, удобствами;

рисковать жизнью.

д) работать, выбирать - выбрать, назначать – назначить - в сочетании с этими глаголами существительное обозначает должность или профессию:

Он работает на заводе инженером. Матлюба работает адвокатом .

Его назначили директором .

Ахмеда выбрали старостой .

Тренировочные упражнения

Упражнение 1.

Поставьте вопросы к существительным в Т.п.

1. Михаил Васильевич Ломоносов был гениальным мыслителем и учёным. Он был химиком и поэтом, физиком и филологом, астрономом и художником, геологом и философом.

2. Хаммурапи был самым знаменитым из всех вавилонских царей. Чрезвычайно важным событием при нём было создание и введение в действие нового свода законов.

3. Свод законов Хаммурапи является важным памятником в истории Двуречья.

4. Каждый юрист должен быть хорошим психологом.

5. Хочу стать квалифицированным специалистом.

6. Мухсин хочет стать прокурором, а я хочу стать адвокатом.

7. Мать работает учительницей, сестра - судьёй.

Упражнение 2.

Составьте предложения, используя данные слова и словосочетания. Следите за порядком слов.

1. Мой, отец, быть, предприниматель.

2. Он, стать, хороший специалист после окончания института.

3. Эта девушка, оказаться, Герой Узбекистана.

4. Он, остаться, наш хороший товарищ.

5. Эта отрасль права, являться, наиболее интересный.

7. Алишер Навои, быть, не только гениальный мыслитель, учёный, поэт, философ, но и, выдающийся государственный деятель.

Упражнение 3.

Вместо точек поставьте подходящие по смыслу глаголы (глаголы выберите из списка внизу).

1. Ахмед … ещё со школьных лет моим лучшим другом.

2. Он всегда … мне очень хорошим, душевным и искренним человеком.

3. Райхон … лучшей студенткой на нашем курсе.

4. Вчера утром было тепло, но к вечеру день … холодным.

5. Это известие … для меня полной неожиданностью.

6. Наступила весна. Погода с каждым днём … всё более тёплой.

7. Моя старшая сестра … учительницей.

(Глаголы для вставки: остаться, казаться, считаться, сделаться, оказаться, становиться, быть).

Упражнение 4.

Измените данные ниже предложения так, чтобы в качестве сказуемого можно было употребить глаголы называться, считаться, являться.

1. Хищение - родовое понятие.

2. Предмет хищения – любое имущество, обладающее материальной ценностью.

3. Разбой – нападение с целью похищения чужого имущества.

4. Грабёж – хищение, совершённое открытым способом.

5. Мошенничество - завладение чужим имуществом или правом на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием.

6. Экология – наука о взаимоотношениях человека с природой.

7. Убийство – противоправное умышленное лишение жизни другого человека.

8. Наступление биологической смерти – конечный момент жизни человека.

9. Убийство из хулиганских побуждений - преступление против личности.

10. Штраф – денежное взыскание в доход государства.

11. Арест – содержание лица в условиях строгой изоляции.

Упражнение 5.

Вместо точек поставьте подходящие по смыслу глаголы.

1. Семинаром по философии … преподаватель Усманов.

2. Хорошо … автомобилем довольно трудно.

3. Мой товарищ в прошлом году … геологической экспедицией, а в прошлом году он … туристическим походом.

4. Директор … заводом.

5. Офицер … батальоном (ротой, полком).

6. Профессор Т.Махмудов уже десять лет … заведует кафедрой конституционного права.

7. Хозяйством … А.Алимова.

8. Правительство … государством.

9. Каждый взрослый и самостоятельный человек должен уметь … своим временем.

Глаголы: управлять, командовать, заведовать, руководить, распоряжаться.

Упражнение 6.

Вместо точек поставьте глаголы.

1. За свою честность, доброту, смелость, хорошее отношение к товарищам Мухаммед … заслуженным авторитетом и любовью в группе.

2. Икром … доверием и совершил нечестный поступок.

4. Мать в семье … большой любовью и уважением.

5. Как и все занятые люди, он … временем.

6. Я часто … этим путём, так как он короче и красивее, чем шоссе.

7. Брат … историей, сестра … музыкой.

Глаголы: воспользоваться, пользоваться, злоупотреблять, интересоваться, увлекаться, дорожить.

Упражнение 7.

Раскройте скобки, ставя слова в нужной форме.

1. Аскар пренебрегает (наши советы).

2. Весь вечер мы наслаждались (музыка) Чайковского и Моцарта.

3. После окончания института он работает юрисконсультом в университете.

4. На собрании курса мы выбрали старостой Махмуда.

5. Директор назначил (свой заместитель) Л.Турсунова.

6. Он притворился (больной), чтобы не ходить на занятия.

7. Жасур хвалился (свои успехи).

8. Барно интересуется (живопись), занимается (музыка).

Упражнение 8.

Замените данные предложения близкими по смыслу так, чтобы выделенные слова стояли в Т.п. Используйте глаголы, требующие Т.п.

1. Нам очень дорого время.

2. Докладчик рассмотрел только эти вопросы.

3. Работник милиции принёс в жертву свою жизнь, чтобы спасти товарища.

4. Андрей не обращал внимания на наши советы.

5. Мальчишка делал вид, будто он больной.

6. Все громко говорили о том, что им нравится выступление артиста.

7. Мы с удовольствием смотрели на на картину заходящего солнца.

8. Сергей много говорит о своих способностях.

9. При подготовке я использую словарь.

10. Я получаю удовольствие от тишины и покоя в лесу.

11. Все громко говорили о том, что им нравится новая картина художника.

Глаголы для вставки: пользоваться, восхищаться, притворяться, жертвовать, дорожить, ограничиться, пренебрегать, любоваться, наслаждаться, хвалиться,

Упражнение 9.

Ответьте на вопросы, используя существительные, данные в скобках.

1. Чем злоупотребило должностное лицо? (власть)

2. Чем нельзя заменить штраф? (исправительные работы)

3. Кем задержан преступник? (посторонние лица)

4. Кем обжаловано постановление? (заинтересованные лица)

5. Как наказывается должностной подлог? (штраф, исправительные работы, лишение свободы)

6. Каким может быть подлог? (материальный, интеллектуальный)

7. Чем завладели преступники? (огнестрельное оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества)

8. Чем является огнестрельное оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства? (предмет преступления)

9. Чем характеризуется хулиганство? (умышленное пренебрежение правилами поведения в обществе)

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

С ПРЕДЛОГАМИ (ОЛД КЎМАКЧИЛИ Т.п.)

С Т.п. употребляются следующие предлоги. Т.п. билан қуйидаги олд кўмакчилар ишлатилади:

с, над, под, перед, за, между.

1. Предлог С

Существительные с предлогом С употребляется для обозначения:

а) лица, совместно с которым производится действие. (= билан) С олд кўмакчили от ҳаракатни ҳамкорликда, биргаликда бажараётган шахсни билдиради :

Брат пришёл домой (с кем?) с товарищем .

Я разговариваю (с кем?) с преподавателем .

б) признака предмета . (= -ли) Предмет белгисини билдиради:

Мы жили в (какой?) комнате с большими окнами .

Я запомнил этого человека (какого?) с бородой .

в) образа действия . (= билан ) Ҳаракат тарзини билдиради:

Студенты слушали лекцию (как?) с интересом .

Он руководит работой (как?) со знанием дела.

г) в сочетании с глаголами и образованными от них существительными. Феъллар ва улардан тузилган отлар билан бирикиб келади:

(= билан) поздравлять - поздравлять с Новым годом, с праздником,

поздравление с Новым годом, с праздником ;

связывать - связать - связь с законом,

соединять - соединить - соединение теории с практикой ,

сопрягать – сопряжённость с чем-либо (с побоями, с причинением вреда ).

(= -га биноан) в словосочетании: в соответствии с законом, в соответствии с частью 3 статьи 169 УК РУз, в соответствии со статьёй 167 УК РУз, в соответствии с пунктом «а» части 2 ст.169 УК РУз, в соответствии с правилами;

(= қарши) бороться - борьба с врагами ,

сражаться - сражение с противником ,

драться - драка с мальчишками ,

соревноваться – соревнование с товарищами .

2. Предлог ЗА

употребляется для обозначения:

а) места (= - да, ор қасида ) За

Летом мы жили за городом.

Мы сидели за столом.

б) в сочетании с глаголами движения цели движения ( = учун ) Ҳаракат феъллари билан биргаликда ҳаракат мақсадини билдиради:

Мать ушла в магазин за хлебом .

Я пойду в библиотеку за книгами.

в) времени (= -да, пайтида):

За обедом за ужином, за завтраком, за чаем, за работой.

За обедом отец читал газету.

г) причины в официально-деловой речи в сочетаниях (= сабабли )

Расмий иш услубида айрим сўз бирикмаларида сабабни билдиради:

За отсутствием свободного времени я не смог выполнить поручение.

За отсутствием состава преступления дело было закрыто.

За неимением материалов строительство задерживается.

За неимением улик подозреваемый был отпущен.

д) после глаголов . Қуйидаги феъллардан кейин ишлатилади :

следовать за проводником,

следить за ребёнком, за подозреваемым,

наблюдать за событиями,

гнаться за зайцем

3. Предлог НАД

А) места. (= устида, устидан) Над олд кўмакчиси ўринни билдириш учун қўлланилади:

Лампа висит над столом .

Самолёт пролетел над полем, озером, домами .

б) в сочетаниях:

С глаголом и существительным: работать – работа над докладом

(= устида);

С глаголами: смеяться над глупостью (= устидан)

думать над вопросом (= устида, тўғрисида)

4. Предлог ПОД

употребляется для обозначения

а) места (= остида, остонасида). Под олд кўмакчиси ўринни билдириш учун қўлланади:

Тетрадь лежит под книгой .

Летом мы жили под Москвой.

б) в сочетаниях (= остида, = деганда тушунилади):

работать под руководством ,

быть, находиться под наблюдением, под контролем, под надзором, под угрозой, под судом,

пониматься, подразумеваться под чем-то.

Под преступлением понимается(подразумевается) общественно опасное деяние.

5. Предлог ПЕРЕД

употребляется для обозначения

а) места (= олдида, рўпарасида). П ере д олд кўмакчиси ўринни билдириш учун қўлланади:

Цветы растут (где?) перед домом.

Перед институтом (где?) расположен сквер.

б) времени (= олдидан )

Ты должен вернуться домой (когда?) перед обедом

Я зайду к тебе (когда?) перед занятиями.

в) в сочетаниях (= олдида, олдидаги):

ответственность перед народом , обязанность перед государством , долг перед родиной.

6. Предлог МЕЖДУ

употребляется для обозначения

а) места (= орасидан, ор а ли ғида ). Между олд кўмакчиси ўринни билдириш учун қўлланади:

Дорога шла между рекой и горами .

б) времени (= орасида, оралиғида ):

Мы пойдём в буфет (когда?) между последней лекцией и семинаром.

Он вернётся между пятью и шестью часами.

в) в сочетаниях (= ўртасида, ўртасидаги, орасида, орасидаги):

отношения между государствами, мир, дружба между народами, договор, союз между странами;

(= ўртасидаги ) разница

сходство между предметами, сёстрами, братьями.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1.

Прочитайте предложения. Обратите внимание на употребление существительных с предлогами.

1. Деревня за рекой ещё спала … Дымок не поднимался над крышами.

2. Широкая радуга стояла над лесом: там, где-то за озером, шёл небольшой дождь.

3. Перед берёзовой рощей расстилался ровный, широкий луг.

4. Над круглым столом горит лампа под белым фарфоровым абажуром.

5. За дверью залаяла собака, послышались тяжёлые мужские шаги.

6. Я поселился поздней осенью в деревне под Ургутом.

7. Был тёплый май. Концерты проходили в городском парке под открытым небом.

8. За деревней начинается поле, за полем – лес.

9. Брат поехал на вокзал за билетами.

10. После лекции студент разговаривал с преподавателем.

11. Он человек с твёрдыми убеждениями.

12. Дети с нетерпением ждали отца.

13. Я поздравила подругу с Днём рождения.

14. Шёл день за днём, а они не возвращались.

15. За обедом мы рассказали друг другу все новости.

Упражнение 2.

Ответьте на вопросы. Слова из скобок поставьте в нужном падеже.

1. Над кем все весело смеялись? (неудачный артист)

2. Над кем подшутил Аскар? (младший брат )

3. Над чем смеются ребята? (слова мальчишки)

4. Где был небольшой сад? (дом)

5. Где мы остановились? (новая афиша, рекламный щит )

6. Когда мы хорошо повторим весь материал? (экзамены)

7. Как он написал изложение? (ошибки)

8. За чем наблюдает дежурный? (порядок в аудитории)

9. За кем установили наблюдение пограничники? (незнакомый человек )

10. Как работают студенты? (руководство куратора )

11. Где была большая открытая территория? (берег реки и лес)

Упражнение 3.

Раскройте скобки, ставя слова в Т.п. с предлогом с или без предлога. Спишите предложения.

1. Мы отнеслись к этому рассказу (недоверие ).

2. Студенты слушали лекцию (внимание).

3. Студент написал упражнение (ошибки ).

4. Зрители смотрели фильм (большой интерес).

5. Этот студент пишет (красивый почерк ).

6. Ребёнок спит (крепкий сон).

7. Дети смеялись (звонкий смех).

8. Подруга (радость) согласилась помочь мне.

9. Он вошёл в комнату (быстрые шаги ).

10. Она говорит по-русски хорошо, но (акцент).

11. Расскажите текст (свои слова).

12. Молодой судья работает хорошо (знание дела ).

13. Я (удовольствие) пойду на концерт.

14. Статья написана (понятный, простой язык).

Упражнение 4.

Спишите предложения. Раскройте скобки, ставя слова в Т.п. с предлогом.

1. Пароход шёл (мост).

2. Окно было высоко (земля).

3. На столе стояла ваза (цветы ).

4. Мы отдохнули (ель).

5. Небо потемнело (гроза).

6. Мы выполним свой долг (Родина).

7. Дети (нетерпение ) ждали праздника.

Упражнение 5.

Раскройте скобки, ставя слова в Т.п. с предлогами перед, над.

1. (Выход ) мы ещё раз тщательно проверили всё.

2. Низко (вода), около берега, на ветке сидела птица.

3. Ребята остановились (закрытая дверь ).

4. Андрей долго стоял (прекрасная картина ) Репина.

5. Гнездо орла было устроено (самая пропасть ).

6. (Стол) висел портрет отца, а (кровать) - портрет младшего брата.

7. (Дача) были посажены розы и георгины.

Упражнение 6.

А) Обратите внимание на различие в значений выделенных конструкций.

1. Девушка ответила нам улыбкой – значит: её улыбка была ответом.

Девушка ответила нам с улыбкой – значит: она что-то сказала, улыбаясь.

2. Старик проводил гостя словами благодарности – значит: старик не пошёл специально провожать гостя, а просто сказал на прощание слова благодарности. Старик проводил гостя со словами благодарности – значит: старик пошёл проводить гостя и попутно сказал несколько слов благодарности.

б) Объясните разницу выделенных конструкций.

1. Он добился всего своим трудом . Мы с трудом её поняли.

2. Этот парень до всего дошёл своим умом . К этому вопросу надо подойти

с умом.

3. Ребёнок встретил нас плачем. Ребёнок встретил нас с плачем.

4. На наши слова фермер ответил недоверием . На наши слова фермер ответил с недоверием .

5. Свои ошибки он объяснил волнением . Свои ошибки он объяснил

с волнением.

Упражнение 7.

А) Опишите аудиторию, в которой вы занимаетесь, пользуясь предлогами: за, с, над, под, перед, между .

Б) Составьте аналогичный рассказ о своей комнате.

Упражнение 8.

Раскройте скобки, ставя слова в Т.п. с предлогами. Спишите предложения.

1. (Допрос) дознаватель или следователь должны выяснить у допрашиваемого его Ф.и.о., время и место рождения и другие данные.

2. Они должны сравнить эти данные (другие сведения ).

3. В соответствии (закон ) личный обыск производится (участие понятых) одного пола (обыскиваемый).

4. Все изымаемые предметы и документы должны быть перечислены в протоколе (точное указание ) количества, меры, веса.

5. Разбой – это нападение (цель ) похищения чужого имущества, соединённое (причинение ) телесных повреждений средней тяжести.

6. (Грабёж ) понимается хищение, совершённое открытым способом.

7. Рассматриваемое нами преступление включает признаки: использование лицом (путь действия ) своих должностных полномочий; наличие причинной связи (деяние и наступившие преступные последствия ).

8. (Хранение ) следует понимать любые действия, связанные (нахождение)

Наркотических средств или психотропных веществ во владении виновного, в частности при себе, в помещении, в тайнике или других местах.

9. Хулиганство может выражаться и в действиях, сопряжённых (издевательство) (малолетний, инвалид, престарелые и беспомощные лица).

10. В соответствии (п. «а» ч.2 ст. 169 УК РУз, ст.ст. 321, 322, 324, 331 УАК РУз) было принято постановление о возбуждении уголовного дела.

11. (Приказ ) подразумевается любое служебное распоряжение начальника, обращенное к подчинённым.

12. (Отсутствие состава преступления ) уголовное дело было прекращено.

13. (Неимение улик ) подозреваемый был освобождён.

14. Международный терроризм часто служит орудием политики, направленной на подрыв мира (народы, государства ).

Упражнение 9.

Прочитайте текст. Составьте к нему вопросы. Подготовьте пересказ.

Миллион друзей

В краю, где я вырос, есть много обычаев, которыми гордится наш народ. К сожалению, я редко бываю в своей деревне, и многие обычаи постепенно забываются. Но когда я приезжаю в родные места, невольно вспоминаю их.

Однажды я приехал на родину с другом.. Он был здесь впервые. По дороге я рассказывал ему о наших обычаях, что принято у нас, я что не принято. Однако я не мог рассказать ему обо всём.

Когда мы сошли с поезда, я начал здороваться со всеми, кого мы встречали: с дежурным по станции, с носильщиком, с маленькой девочкой.

Мы, что, приехали? - спросил меня приятель.

Да нет. Нам ещё нужно пересесть на электричку, и через часа два мы будем дома.

Откуда же у тебя здесь миллион друзей и знакомых?

И мне пришлось объяснить ещё один наш обычай – здороваться со всеми, даже с неизвестными людьми. Это хороший обычай: идёшь по родной земле, встречаешь людей, и они здороваются с тобой, как будто сама родина говорит тебе «Здравствуй!»

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

Употребляется только с предлогами. П.п. фақат олд кўмакчи билан қўлланилади:

о, в, на, при, по

1. Предлог О

употребляется для обозначения речи или мысли . Нутқ ёки фикрни билдириш учун ишлатилади (= ҳақида, тўғрисида) :

Студенты рассказывали о посе щ ении музея.

Мы читали рассказы о лётчиках .

СПИСОК

О

Несовершенный Совершенный

А) говорить сказать о недостатках; разговор о недостатках

рассказывать рассказать о поездке; рассказ о поездке

разговаривать - о погоде; разговор о погоде

беседовать побеседовать о задачах; беседа о задачах

сообщать сообщить о приезде; сообщение о поездке

просить попросить о помощи; просьба о помощи

спрашивать спросить о результатах; вопрос о результатах

предупреждать предупредить об опасности; предупреждение об опасности

б) думать подумать о будущем

мечтать помечтать о встрече; мечта о встрече

вспоминать вспомнить о детстве; воспоминание о детстве

помнить о поручении

знать о собрании

в) заботиться о детях; забота о детях

беспокоиться о товарище; беспокойство о товарище.

2. Предлог В

употребляется для обозначения

а) места (= ичида, доирасида):

Книги лежат в шкафу .

Дети играют в саду.

Я учусь в институте , живу в Ташкенте.

б) времени (= -да, -ида):

Я приехала в Ташкент в августе .

Я приехал в 2005 году .

Фуркат жил в Х!Х веке .

Человек учится в детстве, в юности , отдаёт свои знания в зрелом возрасте.

Брат приехал не в начале , а в середине сентября .

Он вернулся в одиннадцатом часу.

в) в сочетании с существительными, которые обозначают:

1) душевное состояние: в печали, в горе, в тоске, в гневе, в возмущении, в волнении, в беспокойстве, в состоянии аффекта, в восторге, в восхищении, в удивлении:

Все были в восторге от картины.

Он в волнении ходил по комнате.

2) одежду:

Девушка была в белом платье .

Он пришёл сегодня в новом костюме и в шляпе.

СПИСОК

глаголов и соответствующих им существительных, требующих после себя П.п. с предлогом В

Несовершенный Совершенный

нуждаться - в помощи; нужда в помощи

сомневаться - в правильности; сомнение в правильности

помогать помочь кому-либо в работе; помощь в работе

обвинять обвинить кого-либо в нечестности; обвинение

в нечестности

подозревать - кого-либо в преступлении; подозрение

в преступлении

упрекать упрекнуть кого-либо в равнодушии; упрёк в равнодушии

ошибаться ошибиться в оценке; ошибка в оценке

отказывать отказать кому-либо в помощи; отказ в помощи

убеждать убедить кого-либо в необходимости

3. Предлог НА

употребляется для обозначения

а) места (=-да, устида):

Дом стоит на берегу реки.

Студенты были на выставке .

Деканат находится на втором этаже.

б) средств передвижения ( = -да, билан - ҳаракатланиш воситаси):

ехать на поезде, на трамвае, на маршрутке, на лошади; лететь на самолёте.

в) времени (- да, пайтида):

На этой неделе мы пойдём в музей(но: в этом году, в этом месяце ).

Охотники вышли из дома на рассвете .

Они вернулись домой на закате .

г) после следующих глаголов:

говорить, писать на русском языке;

играть на каком-нибудь инструменте – на скрипке, на рояле (но: играть в шахматы, в волейбол)

жениться на ком-либо (но: выходить замуж за кого-либо)

настаивать на своём мнении.

4. Предлог ПРИ

употребляется для обозначения

а) времени (даврида, -да):

При Петре 1 Россия стала сильным государством.

б) места (=ёнида, қошида):

При доме есть небольшой огород.

При институте имеется аспирантура.

в) условия в следующих сочетаниях (= -да, лигида, бўлса):

при условии, при наличии, при отсутствии, при желании, при старании, при помощи, при содействии, при поддержке.

При желании ты мог бы выполнить это поручение.

При всеобщей поддержке это предложение удастся осуществить.

г) = в присутствии (= олдида, борлигида, кўз олдида)

Это произошло при свидетелях .

д) в следующих сочетаниях:

при свете луны, при лампе, при луне, при вечернем освещении.

Так как комната была тёмная, днём приходилось читать при лампе.

5. Предлог ПО

употребляется для обозначения

а) времени в значении «после» (= -дан кейин):

По приезде в Москву я сразу же отправилась в родной институт.

По возвращении в Ташкент она стала преподавать в университете.

В и НА для обозначения места

Работаю в учреждении на заводе

в магазине на фабрике

в больнице на почте

в библиотеке на телеграфе

на станции

на вокзале

на предприятии

на строительстве

на производстве

учусь в институте на первом курсе

в школе на юридическом факультете

в одиннадцатом классе на курсах повышения квалификации

в техникуме

в университете

в академии

был в театре на спектакле

в кино на репетиции

в консерватории на концерте

в цирке на вечернем (утреннем, дневном) сеансе

на уроке

на лекции

на занятиях

на семинаре

на собрании

на заседании

на конференции

на симпозиуме

на сессии

на практике

живу в городе на улице Камарнисо

в переулке на проспекте Навои

в Сибири на Урале

в Узбекистане на Кавказе

в Центральной Азии на юге

в долине на севере

на западе

на востоке

был в саду на стадионе

в парке на рынке

в лесу на базаре

в тылу на фронте

в местности на территории

в стране на родине

в тюрьме на свободе

в неволе на воле

в ссылке

Тренировочные упражнения

Упражнение 1.

Спишите предложения. Вместо точек напишите предлоги. Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже.

1. …(тишина ) было слышно, как кто-то просил … (помощь ).

2. Товарищ рассказал мне …(поездка) … (Кавказ ).

3. Наше государство заботится …(дети и молодёжь ).

4. Брат написал мне … (народный праздник ) .. (наш город ).

5. …(собрание ) однокурсник заявил … (свое решение ) ехать … Север.

6. Я часто вспоминал … (наша дружеская встреча ).

7. Вчера мне рассказали … (игра ) моего товарища… (шахматы ).

Упражнение 2.

Вместо точек впишите необходимый глагол. Глаголы: думать, говорить, слушать, вспоминать, рассказывать, услышать. Слова, данные в скобках, поставьте в нужном падеже.

1. Во время перерыва он … с (товарищ) о (новая программа).

2. На последнем собрании мы … о (помощь неуспевающим студентам ).

3. Я … (рассказ ) о (жизнь ) в (европейские страны ).

4. Я … о (ваш приезд ) и пришла навестить вас.

5. Мой брат часто … о (студенческая жизнь ) и я … о (весёлые вечера и туристические походы).

6. Студенты много … о (летние каникулы ).

7. Мне … о (творчество поэтов ХП века) .

Упражнение 3.

Ответьте на вопросы, используя выражения, данные в скобках

1. Что собой представляет заявление о повинной? (сообщение о преступлении, совершенном самим заявителем)

2. О чём дал показания подозреваемый? (совершённое им преступление )

3. О чём должен рассказать допрашиваемый? (известные ему обстоятельства дела)

4. О чём делается отметка в протоколе допроса? (разъяснение прав и обязанностей допрашиваемого)

5. Какое постановление принял следователь? (производство обыска, возбуждение уголовного дела, назначение дактилоскопической экспертизы )

6. О чём составляется протокол? (предъявление для опознания, произведённое на предварительном следствии)

7. Какие сведения должны быть внесены в протокол? (опознающий, условия, ход и результаты предъявления для опознания, лица, предъявленные для опознания и т.д.)

Упражнение 4.

Спишите предложения. Вместо точек впишите предлоги . Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже.

1. … (детство ) я очень любил собирать марки.

2. … (юность) я мечтал быть географом, путешественником.

3. … (молодость) я несколько раз был … (Россия) и … (граница ).

4. Ещё … (ранняя молодость) он привык осмысливать свою жизнь.

5. Он потерял мать … (раннее детство).

6. Мой дедушка умер … (глубокая старость).

7. … (прошлая неделя) я начал заниматься английским языком.

Упражнение 5.

1. Когда родился Амир Темур?

2. Когда были приняты государственные символы Республики Узбекистан?

3. Когда начинаются занятия в школах и вузах нашей страны?

4. Когда вы приехали в Ташкент?

5. Когда вы родились?

6. Когда вы начали учиться в институте?

7. Когда вы будете сдавать экзамен по русскому языку?

Упражнение 6.

Проведите конкурс на лучший вопрос по истории Узбекистана, начинающийся со слова когда? (где?)

Упражнение 7.

а) Прочитайте предложения. Обратите внимание на употребление выделенных конструкций.

1. Я был в восхищении от новой работы этого художника.

2. Я в восторге от Хивы - города-музея.

3. Этот человек никогда не оставит тебя. Он и в радости и в горе будет с тобой.

б) Замените выделенную часть предложения близкой по смыслу конструкцией.

1. Я восторгаюсь этой картиной .

2. Настоящие друзья всегда будут вместе с тобой: и когда у тебя горе, и когда у тебя радость.

3. Все восхищались новым произведением молодого композитора.

Упражнение 8.

Ответьте на вопросы, используя конструкции с П.п.

1. В чём подозревается этот человек? (хулиганство, преступление, кража )

2. В чём обвиняется этот молодой парень в шляпе? (убийство)

3. В чём состоит задержание? (кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления)

4 При наличии каких оснований лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержано? (застигнуто при совершении преступления; на нём или на его одежде, при нём или в его жилище обнаружены явные следы преступления; имеются данные, дающие основание подозревать данное лицо в совершении преступления)

5. На каком языке может давать показания допрашиваемый? (тот язык, которым владеет)

6. Где ставится подпись? (конец протокола )

7. В каком состоянии находился Абдуллаев А. при совершении преступления, в котором он впоследствии признался? (состояние опьянения)

8. Что имел задерживаемый при себе? (оружие, предметы, хранение которых запрещено)

9. Когда (при каких обстоятельствах) производится личный обыск? (задержание подозреваемого работником милиции; составление протокола задержания; при применении к обвиняемому меры пресечения - заключения под стражу, при наличии достаточных оснований)

10. В каких случаях приостанавливается предварительное следствие? (заболевание обвиняемого)

11. Когда были обнаружены следы пальцев рук? (осмотр места преступления)

Упражнение 9.

Из данных слов составьте предложения

1. В, начало, допрос, на, очная ставка, дознаватель, следователь, спрашивать, каждый, из, допрашиваемые, поочерёдно.

2. При, чтение, встретиться, незнакомые, слова.

3. Создание, и, руководство, преступное сообщество, выражаться, в, любые, действия, по, формирование, преступная структура.

4. Дача взятки, состоять, в, незаконное вручение, передача, предоставление, материальный, ценность, или, имущественный, выгода, должностной, лицо.

5. Вымогательство, возможно, в, три, форма.

6. При, открытый, отказ, от, исполнение, приказ, виновный, действовать, только, с, прямой, умысел.

7. При, групповой, неповиновение, виновный, выступать, в, качество, соисполнитель.

8. По, окончание, допрос, протокол, предъявляться, для, прочтение, допрашиваемый.

9. По, прочтение, протокол, допрашиваемый, свой, подпись, подтверждать, правильность, запись, показания.

10. Я, учиться, на, первый курс, в, юридический, институт, жить, в, общежитие.

Упражнение 10.

Прочитайте текст. Составьте к нему вопросы. Подготовьте пересказ.

Солнце и Луна

Однажды Солнце и Луна поспорили: Солнце говорит – листья на деревьях зелёные, а Луна говорит – они серебристые. Луна говорит – люди на земле обычно спят. А Солнце говорит – люди почти всегда в движении.

Но тогда почему же на земле такая тишина? – спрашивает Луна.

Кто тебе это сказал? – удивляется Солнце. – На земле очень шумно.

Так они спорили очень долго.

Вдруг прилетел ветер. Услышал он этот разговор и засмеялся.

О чём вы спорите! Я и при Солнце и при Луне летаю. Днём, когда светит Солнце, всё бывает так, как говорит Солнце. На земле шумно, все люди в движении и листья на деревьях зелёные. А ночью, когда светит Луна, всё бывает по-другому: люди спят, кругом тишина, и листья при свете Луны серебристые. А когда туча закрывает Луну, листья на деревьях бывают даже чёрные. Но ни ты, Солнце, ни ты, Луна, не знаете об этом. Услышала это Луна и решила посмотреть, как выглядит земля при Солнце.

Вот почему, когда Солнце садится, на небе появляется любопытная Луна.

Список использованной литературы

1. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учит. Для преподавателя русского языка как иностранного. М., 2002.

2. Баш Е.Г., Венедиктова Н.К. и др. Беспредложное и предложное управление. / Сборник упражнений для иностранцев. - М.: МГУ,1959.

3. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. / Лингафонный курс для иностранцев. - М., 1969.

4. Галеева М.М., Иевлева З.Н. и др. Сборник текстов для чтения для студентов- иностранцев. - М., 1966.

5. Назин Г.Л. Лингафонное пособие по русскому языку. - Т., 1978.

6. Нечаева А.И., Гуральская И.М. и др. Учебное пособие по русскому языку. – Т., 1992.

7. Пропедевтический курс современного русского языка. / Под общей ред. В.В.Решетова. – Т., 1981.

8. Пулькина И.М., Захава-Некрасова Е.Б. Русский язык. Практическая грамматика с упражнениями. Для говорящих на английском языке. -М., 2003.

9. Пулькина И.М., Захава-Некрасова Е.Б. Учебник русского языка для студентов-иностранцев. – М., 1968.

10. Решетов В.В., Решетова Л.В. Рус тили грамматикаси. – Т., 1979.

11. Русская граммтика. / Под ред. Н.Ю.Шведовой В.В.Лопатина. – М.,1990.

12.Соболева Н.И., Соседова Н.И. Лингафонный курс русского языка. Лексико-грамматические упражнения и диалоги. – М.,1968.

13. Янко-Триницкая. Русская морфология. - М. , 1989.

14. Яцюк Т.А., Назин Г.Л., Аракелова Н.М. Юридическая терминология и тексты права. Учебное пособие. Ч. 1. – Т., 1993.

Предисловие 3

Элементарные сведения по фонетике. Фонетикадан маълумотлар.

Ударение. Урғу 4

Гласные фонемы. Унли товушлар 5

Фонема 6

Фонема О 8

Фонема И 11

Фонема Ы 14

Фонема Э 17

Фонема У 21

Употребление Е, Ё, Ю, Я. Е, ё, ю, я ҳарфларининг қўлланиши 21

Система согласных фонем. Ундош фонемалар тизими 24

Звонкие и глухие согласные. Жарангли ва жарангсиз ундошлар 24

Твёрдые и мягкие согласные. Қаттиқ ва юмшоқ ундошлар 29

Особенности произношений некоторых сочетаний согласных.

Айрим ундош бирикмаларини талаффуз қилиш хусусиятлари 35

Словообразование. Состав слова. Сўзларнинг тузилиши. Сўз таркиби. 40

Морфология. Части речи. Морфология. Сўз туркумлари. 45

Род имен существительных. Отларда род 45

Список № 1 Наиболее употребительные существительные

женского рода, имеющие в конце слова - знь, - сть, - сь, - вь

бь, - пь. - знь, - сть, - сь, - вь, - бь, - пь билан

тугайдиган, энг кўп қўлланиладиган женский роддаги отлар 48

Список № 2 Наиболее употребительные существительные мужского

и женского рода с Ь в конце слова (Ь га тугаган, кўп қўлланадиган

женский ва мужской роддаги отлар) 48

Число имен существительных. Отларда сон. 58

Особые случаи образования форм множественного числа имён существительных.. Отларда кўплик шаклини ташкил этишнинг алоҳида ҳоллари 59

I Склонение. 1 турланиш 69

П Склонение. П турланиш 71

Ш Склонение. Ш турланиш 73

Склонение существителньх во множественном числе. Отларнинг кўпликда турланиши 75

Особенности образования формы Родительного падежа множественного

числа. Родительный падеж кўплик шаклининг тузилиш хусусиятлари 77

Особенности значения и употребления падежей. Келишикларнинг

маъноси ва қўлланиш хусусиятлари 81

Именительный падеж. Бош келишик 81

Родительный падеж. 1. Без предлога (Олд кўмакчисиз Р.п.) 81

Глаголы, требующие после себя Р.п. без предлога.

Ўзидан кейин олд кўмакчисиз Р.п. шаклини талаб қилувчи феъллар 88

Родительный падеж с предлогами (Олд кўмакчили Р. п.) 93

Дательный падеж без предлога (Олд кўмакчисиз Д. п.) 101

Дательный падеж с предлогами (Олд кўмакчили Д. п.) 110

Винительный падеж без предлога. (Олд кўмакчисиз В. п.) 122

Переходные глаголы, требующие после себя В.п. без предлога.

Ўзидан кейин олд кўмакчисиз В.п. шаклини талаб қилувчи ўтимли

Феъллар 122

Винительный падеж с предлогами (Олд кўмакчили В. п.) 129

Творительный падеж без предлога. (Олд кўмакчисиз Т. п.) 141

Глаголы, требующие после себя Т.п. без предлога.

Ўзидан кейин олд кўмакчисиз Т.п. шаклини талаб қилувчи феъллар 147

Творительный падеж с предлогами (Олд кўмакчили Т. п.) 153

Предложный падеж 162

Список глаголов и соответствующих им существительных, требующих

после себя П.п. с предлогом В 162

Некоторые случаи употребления предлогов В и НА для обозначения

места 165

Список использованной литературы 172

К. А. Солиева

Практическая грамматика русского языка

Часть 1
Редактор: Неклесса Г.
Техник редактор: Боймаматов А.

Компьютерная верстка:

Подписано в печать: . Усл. печ. л: Тираж: . Заказ:№

Отпечатано в типографии ТГЮИ

Ташкент Государственный юридический институт, 2003 г.

г. Ташкент, Сайилгох 35.

Употребление винительного и родительного падежа. Винительный падеж. Как отличить винительный от родительного падежа. Разное управление у слов со сходным значением

"Я жду любви, как позднего трамвая " - это написано в начале ХХ века полузабытым ныне поэтом Семеном Кесельманом. "Я жду бабушку ", "жду десятый троллейбус " - нередко говорим мы. Так каким же должен быть падеж существительного в подобной конструкции - родительным (любви, трамвая ) или винительным (бабушку, троллейбус )? И что это за особые конструкции, допускающие вариантность падежей?

Сложности возникают при выборе формы падежа существительного, управляемого таким глаголом, который обозначает стремление к достижению цели . В этом случае существительное обозначает объект, на который направлено действие. И падеж существительного зависит здесь, главным образом, от того, определенным или неопределенным является этот объект.

Скажем, при глаголах ждать, ожидать, желать, искать, клянчить, просить, хотеть, требовать, спросить/спрашивать, дождаться/дожидаться и т. п. обычно употребляется форма родительного падежа , подчеркивающая неопределенность зависимого существительного: ждать звонка (от кого угодно), спросить совета (какого-нибудь), желать счастья (вообще) и т. п. Однако при названных глаголах возможен и винительный падеж управляемого существительного. Он употребляется для обозначения конкретных, определенных предметов. Сравните: просить денег (денег вообще, сколько дадут) - просить деньги (конкретную сумму), ждать телеграммы (некой) - ждать телеграмму (о которой известно, что она должна прийти), ожидать проверки (гипотетической, возможной) - ожидать проверку (назначенную, конкретную). В винительном падеже выступают существительные со значением лица , так как здесь всегда ясно, что речь идет о лице вполне конкретном, определенном: ждать подругу, искать Машу (искать Маши - устарелая форма).

В книге Л.К. Граудиной, В.А. Ицковича и Л.П. Катлинской "Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов" (М., 2001) отмечается неспособность некоторых глаголов подчинять себе форму винительного падежа и перечислены глаголы, при которых существительные выступают только в форме родительного падежа : достичь/достигать, домогаться, жаждать, добиваться . Таким образом, возможно только достичь цели , но не достичь цель , домогаться любви , но не любовь , жаждать славы , но не славу , добиваться справедливости , но не справедливость . Нетрудно заметить, что все эти глаголы, принадлежащие к высокому стилю речи, употребляются в образном контексте и именно поэтому управляемые ими существительные всегда имеют абстрактное значение, значение неопределенности, а следовательно, и не должны употребляться в форме винительного падежа при глаголах, обозначающих стремление к достижению цели.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «derevyannyydom.ru» — Строим новый дом