А когда множественное число род надо указывать. Как определить род у существительного во множественном числе. Что такое род имен существительных

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Род имён существительных Презентацию подготовила учитель начальных классов ФГОУ-СОШ № 21 МО РФ Шахназарян Инна Гамлетовна. г.Ереван 201 0 г.

телеграмма

телеграмма Мы – первоцветы,и за это нас срывают. Мы даже боимся распускатся первыми в лесу.А что хорошего?Всё равно сорвут. Помогите нам!!! Ваши друзья Подснежники.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

САД МОЙ БРАТ МОЙ СТУЛ МОЙ

РУЧКА ТУЧКА ТЕТРАДЬ МОЯ МОЯ МОЯ

ОКНО СЕЛО МОРЕ МОЁ МОЁ МОЁ

Дер.во ж.вёт к.рнями, а ч.л.век друз.ями.

Дер е во ж и вёт к о рнями, а ч е л о век друз ь ями.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Снова птицы летят К берегам расторгающим л ё д. Солнце тёплое ходит высоко И душистого ландыша жд ё т.

Птицы Птица ОНА МОЯ Ж.Р.

Берега Берег ОН МОЙ М.Р.

Мн.ч. Ед.ч. он мой она моя оно мое М.Р. Ж.Р. С.Р.

Существительные изменяются не изменяются по родам

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ЧИСЛАМ. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ БЫВАЮТ МУЖСКОГО, ЖЕНСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Часть речи Предмет кто? что? одуш. неодуш. Число ед.ч. мн.ч. Род м.р. ж.р. ср.р.

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока

По русскому языку.

(Рамзаева Т. Г. Русский язык: учебник для 3 кл.

Четырёхлет. нач. шк. – М.: Дрофа, 2005.)

3 класс 3 четверть

Тема: Определение рода имён существительных во множественном числе.

Цель:

Обучающие : познакомить учащихся с определением рода имен существительных во множественном числе, формировать умение определять род имен существительных в единственном числе, способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса;

Развивающие: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, наблюдательность, внимание, развивать речь, память, мышление;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к родному языку, воспитывать бережное отношение к природе, привитие навыков культуры поведения на природе.

Задачи: - познакомить с приёмом определения рода имён

Существительных во множественном числе;

Закрепить знание приёма определения рода имён существительных в единственном числе;

Развивать мышление и речь.

Оборудование: - компьютер, проектор, презентация PowerPoint,

Правила друзей природы (Приложение 2),

Поощрительные карточки с подснежниками,

У каждого ученика рабочие листы с заданиями

(Приложение 1).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель . Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, ребята! Садитесь, девочки, а теперь - мальчики.

II. Введение в тему.

Учитель. Сегодня у нас очень интересная тема «Род имён существительных». Мы с вами научимся определять род у существительных множественного числа.

III. Сообщение целей урока

Учитель. К концу этого урока вы должны твердо знать, как определить род и число имени существительного, уметь определять род имен существительных. Будем развивать умение распознавать изученные орфограммы, правильно писать слова на изученные орфограммы, выполнять различные виды разборов. На уроке будем работать над развитием орфографической зоркости, внимания, будем учиться анализировать, сравнивать, сопоставлять. Поговорим о бережном отношении к родной природе.

VI. Работа по теме урока.

Учитель . Перед вами лежат рабочие двойные листы. Откройте и запишите 14 февраля

Классная работа.

Недавно мы отмечали Масленицу. А какое время года люди готовятся встретить с приходом Масленицы.

Дети. Весну.

Учитель. Что изменяется в природе с наступлением весны?

Дети. Дни становятся длиннее, солнце греет больше, снег тает, птицы прилетают из тёплых краёв.

Учитель. Отгадайте загадку.

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

Дети. Подснежник.

СЛАЙД № 2.

Учитель. Нам пришла телеграмма. ( СЛАЙД № 3 )

Учитель читает телеграмму (СЛАЙД № 4)

Учитель. Мы в этом году готовили экологические плакаты, сообщения на экологические темы, ездили в питомник, я думаю, мы сможем помочь нашим друзьям. Давайте отправимся в лес и развесим по всему лесу правила друзей природы. Мне кажется, что многие люди просто не знают о них.

Ну, что в путь! (СЛАЙД № 5 ) Но помните, что лес чудесный и благодаря вашим знаниям и умениям у вас на полянке будут пробиваться подснежники.

Учитель. Как надо ходить по лесу?

Дети. В лесу надо ходить по тропинке, чтобы не топтать траву.

Вывешивается первое правило друзей природы.

Учитель. А магнитофон возьмём с собой, чтобы веселее было?

Дети. Нет. В лесу нельзя шуметь!

Вывешивается ещё одно правило друзей природы.

Учитель. Тропинка привела нас к избушке. Кто живёт в этой избушке? СЛАЙД № 6.

Дети. Имя существительное.

Учитель. Послушайте, что произошло с существительным. Среди частей речи прошёл слух, что заболело Имя Существительное. Его приятель Местоимение, всегда готовый помочь и поработать вместо любого имени, пришёл проведать своего товарища. А существительное лежит и стонет.

Что с тобой? – спрашивает друг.

Всё ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.

Да,- задумалось Местоимение. - По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.

Ну что ты! – возмутилось Существительное. – Ученик он, значит мужской род. Ученица она, значит женский род.

Так ведь это одушевлённые существительные со значением лица. А как быть с такими, словами как, например, бассейн, море?

Вздохнуло Существительное и ещё больше помрачнело.

Послушай – воскликнуло Местоимение. – Не грусти! Я могу тебе помочь. Постараюсь не оставлять тебя в одиночестве, буду с тобой рядом и помогу определять твой род: мой класс – м.р. , моя книга – ж.р. , моё яблоко – с.р.

Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать.

Какое правило вы знаете для определения рода?

Дети. Женский род запомню я

И скажу она, моя.

И запомню род мужской

И опять скажу он, мой.

Средний род – оно, мое.

Это – правило твое.

Отвечавшие получают карточки с подснежниками (ученику, получившему карточку, сообщается, что у него на полянке расцвёл подснежник).

Учитель. Что ж проверим, как вы можете правильно подбирать местоимения. После как высвечивается слово, вы хором называете местоимение-помощник.

СЛАЙД № 7

Учитель. Род мужской, конечно, мой: (щелчок)

Сад…

Дети. Мой. (щелчок)

Учитель(щелчок). Брат…

Дети. Мой. (щелчок)

Учитель(щелчок). Стул…

Дети. Мой. (щелчок)

Учитель. Женский род, помню я,

То, про что скажу моя.

СЛАЙД № 8.

Учитель(щелчок). Ручка…

Дети. Моя. (щелчок)

Учитель(щелчок). Тучка…

Дети. Моя. (щелчок)

Учитель(щелчок). Тетрадь…

Дети. Моя. (щелчок)

Учитель. Средний род – оно, моё.

СЛАЙД № 9

Учитель(щелчок). Окно..

Дети. Моё. (щелчок)

Учитель(щелчок). Село…

Дети. Моё. (щелчок)

Учитель (щелчок). Море…

Дети. Моё. (щелчок)

Учитель. Скажем спасибо другу-помощнику. Не зря говорят, что друг познаётся в беде. Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?

Дети. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Старый друг лучше новых двух.

СЛАЙД № 10.

Учитель. А вот ещё одна пословица о дружбе. Как вы её понимаете? Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Дети. Дер е во - дер е вья

Ж и вёт – ж и -ш и пиши с буквой и .

К о рнями – к о рни.

Ч е л о век – словарное слово, надо запомнить написание.

Друз ь ями – разделительный ь .

Учитель. Проверьте (СЛАЙД № 11) и запишите пословицу в рабочих листах.

СЛАЙД № 12.

Учитель: - А сейчас, чтобы полностью успокоить имя существительное, давайте покажем ему, как мы легко определяем род. Задание № 2. Словарный диктант. Я буду диктовать слова, а вы их распределяйте в соответствующие колонки.

Дорога, ветер, завтрак, пальто, ягода, месяц, молоко, мороз, погода, деревня, чувство, растение.

Дети записывают в тетрадях

м.р. ж.р. ср.р.

ветер дорога пальто

завтрак ягода молоко

месяц погода чувство

Мороз деревня растение

Что это за слова? Что общего между этими словами?

Дети. Это словарные слова. Их надо запомнить.

Учитель: - Ребята, вы не забыли, что мы в лесу. Закройте глаза и представьте красоту весеннего леса. Глубоко вдохнём свежего лесного воздуха и медленно выдохнем. Откройте глаза.

СЛАЙД № 13.

Учитель: Посмотрите, ребята, на экран! (На экране птицы в небе .) Что мы видим на этой весенней картине?

Дети. Перелётные птицы возвращаются домой из тёплых стран.

Учитель. А как помогают птицам настоящие друзья природы?

Дети. Зимой развешивают кормушки и подкармливают птиц, а весной делают для них домики.

(Вывешивается правило друзей природы №2).

СЛАЙД № 14.

Прочитаем стихотворение.

Снова птицы летят

К берегам, расторгающим лёд.

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

Итак, задание № 3.Найдите и подчеркните главные члены предложения. Определите род подлежащего.

Вначале рассмотрим подлежащее солнце.

Дети: солнце ед. ч., ср.р. (оно, моё).

Учитель. А теперь рассмотрим существительное птиц ы мн.ч. Как определить род у существительных множественного числа?

СЛАЙД № 15.

птиц ы мн.ч., ? род птиц а (ед.ч., она, моя) жен. род

Учитель : Есть ли в этих предложениях ещё существительные во множественном числе?

Дети: Да, к берегам.

Учитель: Как определить род имен существительных во множественном числе?

СЛАЙД № 16.

Дети: Надо поставить существительное в единственное число и с помощью местоимения определить род.

К берегам берег (ед.ч., он, мой) муж. род

Учитель: Давайте составим схему определения рода у существительных множественного числа.

СЛАЙД № 17.

Дети: Существительное множественного числа ставим в единственном числе. Затем подбираем нужное местоимение и определяем род.

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнём

И продолжим путь пешком.

Доска раскрывается, на ней прикреплено дерево, вокруг него на магнитиках прикреплены слова: огрызки, яблоки, пакеты, бутылки, стёкла, угольки, салфетки.

Учитель: Мы подошли к дереву. Оно просит нас о помощи. Недавно здесь отдыхала группа ребят. Посмотрите, сколько мусора они оставили после себя. Давайте вспомним, как надо себя вести, когда отдыхаешь на природе.

Дети: Нельзя оставлять после себя мусор, остатки пищи можно закопать в землю, а остальное сложить в пакеты, вывезти из леса и выбросить в ближайшую урну для мусора.

(Вывешивается правило друзей природы №3).

Учитель: Надо убрать мусор вокруг дерева и правильно разложить его по пакетам.

К доске прикрепляются три пакета (пакеты надписаны: м.р., с.р., ж.р.). Ученики поочерёдно выходят к доске, берут слово, определяют число, род и кладут в соответствующий пакет.

Учитель: Молодцы! Вот теперь, когда вокруг всё чисто, можно идти дальше.

Самостоятельно выполните задание №4.Определите и укажите стрелками род существительных.

СЛАЙД № 18

Учитель: - Мы на развилке дорог. (На экране появляется камень )

Куда же нам идти?

Если мы выберем правильный путь, то выйдем на тропинку, которая приведёт нас домой, а иначе мы заблудимся в дремучем лесу.

Прежде чем выбрать дорогу,надо разобраться.

Найдите в ваших работах задание №5. Подберём слова с одним корнем мужского и женского рода. Разберём их по составу слова:

ученик – ученица

медведь - медведица

волк - волчица

Голубь - голубка

Учитель : -Какой вывод мы можем сделать из этого?

Дети: Здесь меняется не форма слова, а само слово. Это однокоренные слова, а значит, имена существительные по родам не изменяются.

Учитель: А теперь выполним задание №6: закончить предложение.

Впишите название дороги, которую мы выбрали:

Имена существительные по родам не изменяются .

СЛАЙД № 19

Учитель: Значит имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Вот мы и вышли на знакомую нам дорожку. Молодцы!

V. Подведение итогов.

СЛАЙД № 20

Учитель: Давайте подведём итог и расскажем всё, что мы знаем о существительном. Итак, что такое существительное?

Дети: Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что?.

Учитель : Как изменяются имена существительные?

Дети: Имена существительные изменяются по числам.

Учитель : Что вы знаете о роде имен существительных?

Дети: Имена существительные могут быть мужского, женского или среднего рода.

Учитель : Молодцы!

VI. Рефлексия.

СЛАЙД № 21

Учитель : Вот мы и вернулись из леса в родную школу.

Это путешествие у нас закончилось. Но нас ещё ждут много других интересных приключений. _____________ _____________ ______________

3. Задание

Снова птицы летят

К берегам, расторгающим лёд.

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

Солнце - ____________________________________________

Птицы - _____________________________________________

4.Задание

тетради стулья

цветы м.р. окна

снега ж.р. платья

моря ср.р. чашки

лапки карандаши

5.Задание

ученик - ученица

медведь - медведица

волк - волчица

голубь - голубка

Имена существительные по родам ______________________

____________________________________________________

6. Задание

Домашняя работа

Вписать пропущенные буквы.


    Множественное число могут иметь слова разных частей речи. Например, существительные, прилагательные, глаголы, причастия, некоторые разряды местоимений.

    Род во множественном числе обычно не определяется, нужно форма единственного. Например, красивые (дома, девочки, окна) — мн. число; в ед. числе красивый дом, красивая девочка, красивое окно.

    До реформы Лучарского, начавшейся в 1918 году, существительные во множественном числе имели род, а поэтому и писались, и произносились по разному: для существительных мужского рода употреблялось окончание -ые, а для женского и среднего -ыя: зеленые стулья, НО — зеленыя тетради и зеленыя окна.

    Пример подобного употребления в одной из од Михаила Ломоносова:

    В современном русском языке для того, чтобы определить род требуется преобразовать слово в единственное число, при условии, что это возможно. Слова, употребляемые только во множественном числе, категории рода не имеют, например: санки, брюки и т.д.

  • Попробуем вспомнить грамматику русского языка для ответа на данное задание. Согласно правилам, определить род слова, стоящего во множественном числе, нельзя. Именно для этого мы должны изменить слово, поставить его в единственное число, после чего и определить род. Например: кошки в единственном числе — кошка, она, женский род. Ответ НЕТ.

    При разборе слова на уроках русского языка слова, стоящие во множественном числе, разбирают по разному.

    В большинстве случаев разбор заканчивают указанием множественное число и род дальше не определяют. Если нужно узнать правописание зависимого слова, то слова во множественном числе переводят в единственное число и так выясняют род существительного, а потом определяют верное написание зависимого слова.

    Во множественном числе род определяется так:

    Например имеем слово автомобили. Чтобы определить его род, нам надо поставить его в единственное число, то есть получится слово автомобиль. Это слово мужского рода.

    Но есть и исключения — имена существительные, которые существуют только в форме множественного числа (брюки, очки, лгкие и т.д.).

    1. Если у существительного есть единственное число, то по его начальной форме мы определяем род такого существительного, то есть нужен именительный падеж этого сллова в единственном числе. Например, ботинки — ботинок (м. р.) , доски — доска (ж. р.) , поля — поле (ср. р.) .
    2. У существительные, которые единственного числа не имеют, категория рода не определяется: сутки, брюки, сани, шорты, ворота и другие.
  • Определить род во множественном числе можно, только поставив существительное в форму единственного числа, именительного падежа. Например, и мальчики, и девочки во множественном числе рода не имеют, о них можно сказать они. Но в именительном падеже едиственного числа мальчик — он, а девочка — она.

    Исключения из этого правила — те существительные, которые всегда пребывают во множественном числе: ножницы, очки, брюки и т.д. Эти слова в едиственный род поставить нельзя, как и определить род во множественном числе .

    Нет, по правилам грамматики у существительных во множественном числе род не определяется. Чтобы определить род,нужно изменить форму слова на единственное число и определить его род.Например: кавычки— кавычка (женский род),тапочки— тапочка (женский род), погоны—погон (мужской род).

    Существует целый ряд существительных,имеющих только форму множественного числа.Например, ворота, грабли, румяна, белила, чернила, сливки.Эти существительные не относятся ни к одному из трех типов склонения из-за невозможности определить род.А склоняются они по типу склонения существительных множественного числа.

    Я знаю, что в середине прошлого века предлагалось ввести особый род для существительных, которые имеют только множественное число — парный, но кажется эта идея не собрала большого числа сторонников, так что сейчас по прежнему род у существительных определяется только в единственном числе. Поэтому если имеется существительное во множественном числе, его ставят в единственное и в именительный падеж, а потом определяют род. Пример: множественное число Медведи, единственное — Медведь, мужской род. Мыши — Мышь, женский род. У многих заимствованных слов, единственное число может окончанием походить на множественное, например Колибри, но тут уже свои правила определения рода.

    Если вам при морфологическом разборе встретилось слово, которое стоит во множественном числе, то род у таких слов не определяется, то есть вообще пропускаете этот признак.

    Если же нужно определить, например, род существительного столы, то просто ставите в единственное число и получаете стол (он мой), то есть существительное стол относится к мужскому роду, а существительное столы рода не имеет.

    Не имеют рода и существительные, которые всегда имеют форму только множественного числа. Например, весы, Карпаты, шахматы, прятки, Альпы. Определить род у них никак не получится, так как даже в единственное число поставить не получится.

    На самом деле, род существительного, употребляемого в русском языке только во множественном числе, в большинстве случаев и до определнной степени определить вс же можно.

    Действовать нужно так, как действовали наши прапрадеды до реформы 1918 года: поставить существительное в форму род. падежа: нет чего? — брюк, ножниц, но нет чего? — часов. В первом случае — явно женский или средний род (ср.: нет чего? — сестр, солнц), во втором — мужской (нет чего? — домов). Если же теперь посмотреть на форму им. пад., то ясно, что и брюки. и ножницы — рода женского, потому как у среднего окончание мн.ч. — -а: пример — пара окно — кна.

    В дореформенном правописании определять таким образом род было важно, чтобы правильно выбрать окончание согласующегося с этим существительным прилагательного: -ые/-iе для м.р. либо -ыя-/-iя для ж. и ср.р.; а также чтобы правильно выбрать форму местоимения 3л. мн.ч.: они (м.р.) или он (ж. и ср.р.).

    Разумеется, это правило работает не до конца: картину портит, напр., группа существительных мужского рода, склоняющихся во мн.ч по женскому правилу (рота солдат) и существительные муж. и ср. родов с нетипичными окончаниям мн. числа (дома, уши, веки). Но общее правило вс же таково.

определяется ли род у существительных во множественном числе?например столыи т.п. ?ножницы и очки не рассматриваем и получил лучший ответ

Ответ от Ирина Робертовна Махракова[гуру]
1. Если существительное дано во множественном числе, но единственное число у него есть, то род такого существительного мы определяем по его начальной форме, то есть по форме именительного падежа единственного числа: столы – стол (м. р.) , скамейки – скамейка (ж. р.) , окна – окно (ср. р.) .



А при разборе не определяем род во множественном числе мы у прилагательных и слов, похожих на них (причастий, некоторых разрядов местоимений, порядковых числительных) , так как во множественном числе эти части речи склоняются одинаково, независимо от того, к существительному какого рода относятся.

Ответ от Венера Султанова [новичек]
Ошибка


Ответ от Алина Барановская [новичек]
аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа


Ответ от Lisa Tv [новичек]
1. Если существительное дано во множественном числе, но единственное число у него есть, то род такого существительного мы определяем по его начальной форме, то есть по форме именительного падежа единственного числа: столы – стол (м. р.) , скамейки – скамейка (ж. р.) , окна – окно (ср. р.).
2..Если существительное употребляется только во множественном числе (то есть единственного числа не имеет) , то категории рода у него нет: ножницы, каникулы, сутки, сани, ворота и т. д.
При разборе существительных первого типа, а также существительных, употребляющихся только в единственном числе, род определяем обязательно.
При разборе существительных второго типа о роде говорить не приходится, так как его просто нет.
А при разборе не определяем род во множественном числе мы у прилагательных и слов, похожих на них (причастий, некоторых разрядов местоимений, порядковых числительных) , так как во множественном числе эти части речи склоняются одинаково, независимо от того, к существительному какого рода относятся.


Ответ от Олег пантелеев [новичек]
какой род съел


Ответ от Надежда Надежда [новичек]
да можно поставив его в ед. ч.


Ответ от Vladimir gevorgyan [активный]
Определить род во множественном числе можно, только поставив существительное в форму единственного числа, именительного падежа. Например, и мальчики, и девочки во множественном числе рода не имеют, о них можно сказать "они". Но в именительном падеже едиственного числа мальчик - "он", а девочка - "она".
Исключения из этого правила - те существительные, которые всегда пребывают во множественном числе: ножницы, очки, брюки и т. д. Эти слова в едиственный род поставить нельзя, как и определить род во множественном числе.


Ответ от Натали [активный]
нельзя


Ответ от Кристина Михайлова [новичек]
Ага


Ответ от Виктория=) дайченко [новичек]
!)часть речи
2)вопрос
3)Сказуемое или подледайшее
4)в начальную форму поставьте (ну или не нужно)
5)одушевлённое или нет
6)одушевлённое или нет
7)род, склонение, падеж
Всем спасибо этобыл морфологический признак существительного


Ответ от хаяла маммадова [новичек]
памагите мне сделать это упрожнение (спишите слова.подчеркните слова коорые нельзя употребить в форме единственного или множественного числа)


Ответ от Владислав Саблуков [новичек]
да можно


Ответ от ARMEN ADOYAN [новичек]
Поставьте слово в единственное число и определите род.

1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов : мужскому, женскому, среднему.

Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :

мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко - мужской род ;
моя жена, моя стена, моя ночь - женский род ,
моё окно, моё небо, моё животное - средний род .

Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу - мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).

2. Род неизменяемых существительных опреде-ляется следующим образом.

    Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.

    Храбрый идальго, изысканная леди.

    Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.

    Военный атташе, ночной портье.

    Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.

    Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
    Шимпанзе кормила своих детёнышей.

    Исключения: цеце, иваси - женский род.

    Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.

    Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.

    Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).

3. Особую группу составляют существительные общего рода , которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.

Какой ты неряха ! Какая ты неряха !

    Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.

    Неряха , заводила , запевала , работяга , грязнуля , стиляга , пьяница , неженка , соня , плакса .

Обратите внимание!

Некоторые существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач, профессор, доцент, шофёр и т.д.), хотя и могут использоваться по отношению к лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода!

4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.

Ясли, макароны, брюки, вилы.

Б) Число имени существительного

1. Большинство существительных имеют два числа - единственное и множественное . В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа - несколько предметов.

Карандаш - карандаши; врач - врачи.

2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.

Только форму единственного числа имеют:

    большинство вещественных существительных;

    Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.

    большинство отвлечённых существительных;

    Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.

    большинство собирательных существительных;

    Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.

    большинство имён собственных.

    Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.

Обратите внимание!

В ряде случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут образовывать формы множественного числа. Но такое образование обязательно связано с изменением значения слова:

1) у вещественных

а) видов, сортов вещества:

вино - десертные вина, масло - технические масла;

б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:

вода - воды океана, песок - пески Каракумов;

2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:

а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:

возможность - новые возможности, радость - наши радости;

б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:

мороз - длительные морозы, боль - сильные боли, крик - крики.

Только форму множественного числа имеют:

    некоторые вещественные существительные;

    Чернила, опилки, очистки.

    некоторые отвлечённые существительные;

    Именины, выборы, нападки, козни, побои.

  • некоторые собирательные существительные;

    Деньги, финансы, дебри.

  • некоторые имена собственные;

    Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».

    слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;

    Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.

    некоторые названия отрезков времени.

    Сумерки, сутки, будни, каникулы.

Обратите внимание!

У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется не только род, но и склонение!

В) Падеж и склонение имён существительных

1. В русском языке шесть падежей :

    Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .

Обратите внимание!

1) Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.

Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу - Д. п.

Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

Ср.: У меня есть [кто? что?] друг - И. п.

2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу .

4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.

Ср.: Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом .

2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением .

    Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.

    Он сидел [в ком? в чём?] в пальто - единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто - единственное число, родительный падеж.

3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа . Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.

Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):

1-е скл. -а, -я Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля.
2-е скл. нулевое Существительные мужского рода с нулевым окончанием. Дом , край , мяч , планетарий .
-о, -е Все существительные с окончаниями -о, -е . Окно, поле, подозрение - средний род; волчище, подмастерье - мужской род.
3-е скл. нулевое Существительные женского рода с нулевым окончанием. Мать , дочь , ночь , степь .

4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).

5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек - люди ), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:

человек (единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
люди (множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.

6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!

Г) Образцы склонения имён существительных

1-е склонение

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Мама Няня Ария Мамы Няни Арии
Р. п. Мамы Няни Арии Мам Нянь Арий
Д. п. Маме Няне Арии Мамам Няням Ариям
В. п. Маму Няню Арию Мам Нянь Арии
Т. п. Мамой(-ою) Няней(-ею) Арией(-ею) Мамами Нянями Ариями
П. п. О маме О няне Об арии О мамах О нянях Об ариях

Обратите внимание!

Существительные 1-го склонения на -ия (окончание -я ): армия, ария, симфония, Мария и др. - в дательном падеже и предложном падеже единственного числа имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии .

На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья

Ср.: к Марье, о Марье.

2-е склонение. Мужской род

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Дом Конь Кий Дома Кони Кии
Р. п. Дома Коня Кия Домов Коней Киев
Д. п. Дому Коню Кию Домам Коням Киям
В. п. Дом Коня Кий Дома Коней Кии
Т. п. Домом Конём Кием Домами Конями Киями
П. п. О доме О коне Об кии О домах О конях Об киях

Обратите внимание!

Существительные 2-го склонения на -ий (нулевое окончание): кий, радий, пролетарий, планетарий и др. - в единственном предложном падеже имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: о радии, о планетарии.

На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. - это правило не распространяется (!).

Ср.: о крае, о воробье .

2-е склонение. Средний род

Разносклоняемые существительные

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Время Путь Времена Пути
Р. п. Времени Пути Времён Путей
Д. п. Времени Пути Временам Путям
В. п. Время Путь Времена Пути
Т. п. Временем Путём Временами Путями
П. п. О времени О пути О временах О путях

Обратите внимание!

В косвенных падежах существительные на -мя имеют суффикс -ен- (времени, семени, имени ).
Исключение составляют формы множественного числа родительного падежа существительных семя, стремя - нет семян, нет стремян .

Есть ли род у глагола множественного числа? и получил лучший ответ

Ответ от Fara22[гуру]

Интересно, что в другом славянском языке, польском, род присутствует и во множественном числе: были (мужчины) , былы (женщины).

Ответ от Борода [мастер]
нет!!!


Ответ от Firenze [гуру]
у глаголов рода нет есть род у существительных с которыми сказуемое согласуется


Ответ от Анастасия Бердникова [эксперт]
Уехали - это глагол прошедшего времени и он не имеет рода, но изменяется по родам. Уехала, уехал, уехало. Вы спрашиваете про глаголы будущего времени. Они тоже, как и все глаголы не имеют рода и в отличие от глаголов прошедшего времени не изменяются по родам. Она уедет, он уедет, оно уедет. Как видите глагол не изменил свою форму. Итак вывод: Глаголы не имеют рода как существительные, однако глаголы прошедшего времени могут изменяться по родам. То есть менять свою форму в зависимости от приставленного к нему местоимения.


Ответ от Карина Аноним [активный]
Нет нельзя! И не вкоем случаи! Это ошибка!


Ответ от Наташа масленникова [новичек]
НЕТ!!!


Ответ от Scorpio [новичек]
гремело как будет во множественном числе?


Ответ от Екатерина Поспелова [активный]
нельзя определить род у глаголов мн ч


Ответ от 1111 111 [новичек]
нет


Ответ от Вячеслав трусов [новичек]
изменение по родам есть у глаголов в ед. числе прошедшего времени. Во множественном окончания одинаковы.
Интересно, что в другом славянском языке, польском, род присутствует и во множественном числе: были (мужчины) , былы (женщины).


Ответ от Ёумбель Абдуллина [новичек]
Конечно, нет. Это невозможно.


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Есть ли род у глагола множественного числа?

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «derevyannyydom.ru» — Строим новый дом