Опоздать опаздывать чередование. Правописание гласных в корне. Неделовой этикет: доминантные самцы обезьян в общественном транспорте

Устаревшая лексика

К устаревшей лексике относятся историзмы и архаизмы.

Историзмы - это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия, например: кольчуга, барщина, конка; совр. субботник, воскресник ; соцсоревнование, Политбюро . Эти слова вышли из употребления вместе с обозначаемыми ими предметами, понятиями и перешли в пассивную лексику: мы их знаем, но не употребляем а своей повседневной речи. Историзмы употребляются в текстах, в которых речь идёт о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Архаизмы - это устаревшие названия существующих и в современности явлений и понятий, для обозначения которых возникли другие, современные названия.

Существует несколько видов архаизмов:

1) слово может устареть целиком и полностью выйти из употребления: ланиты - «щёки», выя - «шея», десница - «правая рука», шуйца - «левая рука», дабы - «чтобы», пагуба - «погибель»;

2) у слова может устареть одно из значений, в то время как остальные продолжают использоваться в современном языке:живот - «жизнь», вор - «государственный преступник» (Лжедмитрия II называли «Тушинский вор»); у слова давать в течение последних 10 лет исчезло значение «продавать», а у слова выбросить - значение «пустить в продажу»;

3) в слове могут измениться 1-2 звука и / или место ударения: нумер - номер, библи́отека - библиотека, зерцало - зеркало, снурок - шнурок ;

4) устаревшее слово может отличаться от современных приставкой и / или суффиксом (дружество - дружба, ресторация - ресторан , рыбарь - рыбак );

5) у слова могут измениться отдельные грамматические формы (ср.: название поэмы А. С. Пушкина «Цыганы» - современная форма цыгане ) или принадлежность этого слова к определённому грамматическому классу (слова рояль, зала употреблялись как существительные женского рода, а в современном русском языке это слова мужского рода).

Устаревание слов - это процесс, и разные слова могут находиться на разных его стадиях. Слова, которые ещё не вышли из активного употребления, но уже употребляются реже, чем раньше, называются устаревающими (ваучер ).

Функции устаревших слов разнообразны. Во-первых, они могут употребляться непосредственно для называния, обозначения соответствующих предметов, явлений. Таким образом устаревшие слова употребляются, например, в научно-исторических трудах. В художественных произведениях на исторические темы эта лексика используется не только для обозначения вышедших из употребления реалий, устаревших понятий, но и для создания определённого колорита эпохи. Устаревшие слова могут использоваться в художественном тексте для указания на время, в которое происходит действие. Устаревшие слова (преимущественно архаизмы) могут выполнять и собственно стилистические функции - использоваться для создания торжественности текста.

Неологизмы

Устаревшим словам противопоставлены неологизмы - новые слова, новизна которых ощущается говорящими.

Языковые неологизмы - это слова, которые возникают как названия для новых предметов, явлений, понятий, не имеющих ещё названий в языке, или как новые названия для уже существующих предметов или понятий.

Языковые неологизмы возникают следующими способами:

1) в языке возникает новое слово, новая лексическая единица. Она появляется через заимствование (шоп-тур, чартер, шейпинг, имидж ) или возникновение нового слова по существующим в языке словообразовательным моделям от «старого» слова (география → лунография ) или неологизма-заимствования (маркетинг → маркетинговый, компьютер → компьютерный, компьютерщик, компьютеризация );

2) у уже имеющегося в языке слова возникает новое значение, например, чайник - ‘неспециалист со слабыми навыками чего-либо’, штрих - «паста для исправления текста», раунд - «фаза переговоров», пиратский - «нелицензионный»,ракушка - «гараж». В дальнейшем это значение может оторваться и образовать новое слово-омоним.

Если предмет, понятие, явление, называемое неологизмом, быстро становится неактуальным, неологизм может не успеть стать общеупотребительным словом, освоиться языком, и это слово может сразу уйти в пассивный словарный запас, став историзмом. Такая судьба постигла многие неологизмы времён нэпа, первых лет перестройки (кооператор, гэкачепист, ваучер ).

Языковые неологизмы используются носителями языка в их повседневной речи, многим известны и понятны. Если существование языкового неологизма оправданно, довольно скоро неологизм входит в активный словарный запас и перестаёт осознаваться как новое слово. Однако создание новых слов, словотворчество возможно и в иных ситуациях: художественное слово, ситуация дружеского общения, речь ребёнка, ещё не до конца овладевшего лексическим запасом русского языка. Взрослый человек, поэт, писатель сознательно прибегает к словотворчеству, чтобы сделать свою речь более выразительной или чтобы обыграть богатые словообразовательные возможности языка, ребёнок делает это бессознательно. Результаты такого словотворчества носят название индивидуальных (контекстуальных, авторских) неологизмов . Так, находим у А. С. Пушкина слова огончарован, кюхельбеккерно , у В. В. Маяковского: любёночек, испешеходить, синеветь, молньиться .

Иногда авторские неологизмы становятся реальными словами, входят в литературный язык, как, например, слова маятник, насос, притяжение, созвездие, рудник, чертёж , вошедшие в русский язык из трудов М. В. Ломоносова, промышленность, влюблённость, рассеянность, трогательный - из произведений Н. М. Карамзина, стушеваться - из Ф. И. Достоевского),бездарь - из И. Северянина.

6. Правописание корней

Полногласие / неполногласие

С суффиксом -А- после корня

Зависят от ударения

Зависят от согласного (или сочетания согласных) в корне

Зависят от значения корня

оро - ра ворота – врата

оло - ла- голова – глава

ере - ре- дерево – древо

оло - ле- молоко – млеко

Мер – мира

замер - замираю

бер – бир а

наберу – набираю

Дер – дира

задерёт – задирает

Тер – тира

вытер - вытираю

Пер – пира

отпереть – отпираю

Блест (блещ) – блиста

блестеть(блещет) - блистать

Стел – стила

расстелить – расстилать

Сед-сид

восседать - сидеть

жег – жиг а

разжёг - разжигать

Кос – касса

коснуться – касаться

Лаг – лож

излагать – изложение

исключение: ПОЛОГ

Под ударением

В безударной позиции

раст (ращ ) – рос

подрастать, выращенный, поросль

исключения: РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТИСЛАВ, РОСТОВ, ОТРАСЛЬ

-ровн-

(обозначают всё ровное, прямое, гладкое )

сровнять, выровнять

исключение: РАВНИНА

-равн-

(обозначают что-то одинаковое )

равномерно, равнодушный

гарь

клан

кланяться

Твар

тварь

зорька

Плов

горячий

клон

склонение

Твор

вытворять

озарение

Плав

плавление

Чередование О(без ударения)//А(под ударением + суффикс –ивать-(-ывать-) в корне

Позд – пазд

опоздать – опаздывать

Коп – кап

копать – выкапывать

Спор – спар

спорить – оспаривать

Бол – бал

болеть – побаливать

Бодр – бадр

взбодрить – подбадривать

Болт – балт

болтать – взбалтывать

Болот – болач

болотный – заболачивать

Брос – брас

бросать – подбрасывать

Ворож – вораж

ворожить – привораживать

Глот (глощ) – глат

глотать (поглощать) – заглатывать

Говор – говар

говорить – разговаривать

Готов – готавл

готовить – подготавливать

Долб – далбл

долбить – выдалбливать

Добр – дабр

добрый - задабривать

Скак – скоч

подскакать – плдскочу

исключения: СКАЧОК, СКАЧУ

Чередование согласных в корне

-мок-

(что-то пропиталось жидкостью )

непромокаемый плащ, вымокнуть под дождём

-мак-

(что-то окунают в жидкость )

обмакнуть перо в чернила,

обмакнуться в море

к//ч река – речка

г//ж//з друг – дружить – друзья

г//ж сказать – скажет

д//ж//жд водить – вожу – вождение

т//ч//щ светить – свеча – освещение

х//ш//щ страх – страшный – стращать

ст//щ чистый - очищение

к//ц//ч лик – лицо – личико

ц//ч перец – перчить

б//бл любить – люблю

п//пл купить – куплю

в//вл ловить – ловлю

м//мл громить - громлю

Исключения: ГОРЕТЬ, СКЛОНИЛ, ТВОРИТЬ, УТВАРЬ, ЗАРЯ, ЗОРЕВАТЬ, ЗОРЯНКА, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА, ПЛАВКРАН, ПЛАВСРЕДСТВА, ПЛАВУЧИЙ

О, Е(беглые)//нуль звука

О//нуль звука

сон – сна,

надорвать – надрывать

Е//нуль звука

испанец – испанца

  1. 6.2 Авторалли, баллада, бал-маскарад, балюстрада, бацил­лоноситель, белоруска, белорусский, вожжи, галера, галломан, гуммиарабик, дагерротипия, дискуссионный, дожжённый, жу­желица, зуммер, идеограмма, иллюстрация, импресарио, импрес­сионизм, искусственный, каравелла, колледж, коллизия, ко­миссионный, коммерсант.
  2. Агрессия, аллегория, аллейка, алогизм, анаграмма, баллистический, баркаролга, безрессорный, берилл, вентилировать, гайморит, гиппопотам, гуттаперча, диссертация, дюралюминий, жужжание, забаррикадировать, идиллический, иллюзион, иллюминировать, интеллигентный, каллиграфия, каннибал, кариатида, кастаньета, металлолом, оккультизм, паллиатив.
  3. Аллитерационный, аляповатый, барокко, буффонада, великоруска, великорусский, гематома, конгресс, корвет, масон, миллион, мусс, омметр, панно, перила, прогрессия, рококо, силос, стеллаж, теннис, тоннель, труппа, труппка, финно-угорский, хобби, шасси, шоссе, эксщесс, эссе.
  4. Бильярд, галерея!, жжение, идиллия, кессон, колодец, корсар, малоисследованный, нарцисс, одиннадцать, пессимисти­ческий, раса, сирокко, стгресс, террикон, трасса, филиал, фило­дендрон, фолиант, фуник:улёр, хина, хлорофилл, хоккей, холл, целлофан, эллин, эффект.
  5. Бестселлер, вожжаться, грассировать, дрожжевой, интеллигент, касса, килограмм, кляссер, колонка, колонна, колоннада, контрразведка, корректор, коррозия, коррупция, метис, миссия, новелла, оккупащия, параллелепипед, параллелограмм, параллельный, пассив, рашорт (‘доклад’), сумма.
  6. Галифе, забаллотировать, иллюминатор, инкассатор, ка­пелла, километр, коллектор, кросс, миллиард, мисс, миссис, оттоманка, пассаж, пассажир, плиссе, режиссёр, рессора, росомаха, симметрия, спиннинг, суффикс, терракота, территория, террор, троллейбус, тролль, фонограмма, фурор, целлюлоза.
  7. Агглютинативный, аккомодация, аллофон, аморфизм, асимметрический, ассимилировать, аттракцион, аффикс, баттер­фляй, биссектриса, глосса, дистиллированный, ипохондрия, карикатура, кириллица, коллоквиум, кристаллохимия, окказионализм, оппонент, отпрессованный, пневмококк, силла­бо-тонический, стаккато, экспрессивный.
  8. Авторессора, акклиматизация, апериодический, беллет­ристика, биметаллический, галопировать, гримировка, депрессия, иллюзорный, ирреальный, клавесин, количество, коллектив, колос (ржи), колосс (‘великан’), колоссальный, миссионер, мистика, непрофессионал, несессер, оперетка, оперетта, палас, пассат, пианиссимо, пилигрим, силлогизм, телеграмма, тонна.
  9. Агитмассовый, алюминиевый, аннотация, астероид, бескаркасный, бескомпромиссный, выкристаллизоваться, гемма, декорирование, дилемма, дрессировать, зажужжать, индифферен­тный, интеллект, капиллярный, киноискусство, коллега, ко­медия-буфф, коэффициент, либретто, массаж, массировать, моно­грамма, пелопоннесский, пенициллин, репрессивный, телеграммка, эллипс.
  10. Аккуратность, алогичность, амариллис, брависсимо, дискуссия, диссимиляция, долларовый, запрессованный, иллюстрировать, иррациональный, кассетный, коллежский, ком- муникация, компактный, компаративный, корабел, коралл, мер­кантилистический, муссон, оккупированный, орфограмма, перрон, ралли, русизм, русист, русистский, русофил.
  11. Аннексировать, апеллянт, артиллерия, асессор, беспро­граммный, граммофон, грампластинка, диссонанс, иммунный, коллекционер, колокольня, корректив, корректный, кристалло­граф, многомиллионный, оппозиционный, переаттестация, прог­рамма, программка, программный, разожжённый, россиянин, сгруппированный, триллион.
  12. Аксессуар, ассамблея, атрибуция, гривенник, дарда- нелльский, диффузия, зажжение, ирригация, коммерческий, ком­прессор, компромисс, конфетти, корреспонденция, кроссворд, мил­лиграмм, папуас, прессам прессовщик, пропеллер, профессор, спецкор, стенограмма, тарантелла, эллиптический.
  13. Ассонанс, галлюцинация, дрожжеформовочный, иппо­дром, комментарий, ксоммунально-жилищный, криптограмма, кристалл, кристаллизовать, кристаллический, кристальность, миллиамперметр, мистершя, палладиум, пассатижи, пенобетон, плиссированный, профессиональный, раскассировать, суррогат, сюр­реализм, тарантул, террариум, терраса, террасный, филигранный.
  14. Аттестация, балластный, гулливая (волна), диссонировать, компрессный, конгрессмен, коррелятивная (пара), корригировать, коттедж, (обожжённый, прогрессивный, процессу­альный, радиограмма, регресс, редколлегия, старшеклассник, терцет, терьер, токката, тюросистый, фронтиспис, характеристика, хлорелла, хризоберилл, хромосома, эпиграмма, эссенция

6.3 Гласные после шипящих и Ц

§ 1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы , а пишутся у, а, и , например: чудо, щука, час, роща, жир, шить . Буквы ю и я допускаются после этиx согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе – именах собственных, например: Сен-Жюст ), а также в сложносокращенных словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв (см. § 110). § 2. После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын , например: птицы, овцы и овцы; огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын , а также в словах цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и , например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина . § 3. После ц буквы ю и я допускаются только в иноязычных именах собственных, например: Цюрих, Свенцяны . § 4. А. Если после ж, ч, ш, щ под ударением произносится о , то буква о пишется: 1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой . 2. В суффиксах: а) имен существительных: -ок , например: рожок, петушок, крючок, борщок ; -онок , например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок ; -онк-а , например: книжонка, рубашонка, ручонка ; также деньжонки ; б) имен прилагательных: -ов- , например; ежовый, грошовый, парчовый, холщовый ; -он- (с беглым -о- ), например: смешон ; в) наречий, например: свежо, горячо, общо . 3. В род. пад. множ. ч. на -ок, -он имен существительных, например: кишок, княжон . 4. В словах (и в производных от них): обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры ; в именах существительных: изжога, ожог, поджог (ср. написания с -ег в прошедшем времени глаголов: изжег, сжег, поджег ); также в некоторых областных и просторечных словах, например:жолкнуть, зажopa зажор ), жох, ужо (в значении «потом», «после» ), вечор (в значении «вчера вечером» ), чох (например, в выражении «не верит ни в сон, ни в чох» ), наречие чохом . Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомпол – шомпола, Чосер (фамилия), но: жест, планшет . Б. Во всех прочих случаях после ж, ч, ш, щ под ударением пишется буква е , хотя и произносится о , а именно: 1. В глагольных окончаниях -ешь, -ет, -ем, -ете , например: лжешь, лжет и т. д., печешь, печет и т. д. 2. В глагольном суффиксе -евыва- , например: затушевывать, перекочевывать , также затушевывание, перекочевывание . 3. В суффиксе отглагольных существительных -евк- , например: перекочевка, размежевка . 4. В суффиксе существительных -ер , например: дирижер, ретушер, стажер, ухажер . 5. В суффиксе причастий страдательного залога -енн- (-ен-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряженный, напряжен, напряженность, напряженно; отрешенный, отрешенность; размягченный, размягченность; упрощенный, упрощенность; ученый, ученость; толченый; жженый, жженка . 6. В словах, в корне которых под ударением произносится , чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: желтый (желтеть), жесткий (жестковатый), жернов (жернова), желудь (желудей),жердочка (жердей); дешевый , дешевки (дешеветь), шелк (шелковистый), шерстка (шерстяной), решетка, решетчатый (решето), кошелка (кошелек), шепот (шептать); челн (челнок), челка (чело), черт (чертей), черный (чернота), чет (нечет), чечетка (чечет), отчет, счет (вычет, вычесть), черточка (черта), печенка (печень), бечевка (бечева); щетка (щетина), щелкать (щелчок), пощечина, щеки (щека); в корнях глагольных форм: сжег, поджег, сжегший, поджегший (сжечь, поджечь), шел (шедший), разжевывать (разжевать). 7. В предложном падеже местоимения что, о чем, на чем , а также в словах причем, нипочем 1 . § 5. В русских словах в неударяемых слогах после ж, ч, ш, щ буква о не пишется, например: горошек (ср. петушок), сторожем (ср. чижом), большего (ср. большого), рыжего (ср. чужого). В иноязычных словах допускается буква о и в слогах неударяемых, например: жокей, шоколад . § 6. Написание о или е после ц в русских словах определяется следующими правилами: 1. В слогах ударяемых пишется о или е в соответствии с произношением, например: цокать, лицо, овцой, дельцов, отцов, отцовский, облицовка, вытанцовывать, танцор , но: прицел, целый, ценный, цеп и т. п. 2. В слогах неударяемых о не пишется, кроме слова цокотуха и родственных (ср. цокот ). При отсутствии ударения в суффиксах и окончаниях всегда пишется е , например: полотенце, пальцем, пальцев, куцего, ситцевый, молодцеватый, глянцевитый, танцевать, гарцевать, Кунцево, Баренцево море . В иноязычных словах о после ц может писаться и в неударяемых слогах, например: палаццо, скерцо .

7. равописание Н и НН в разных частях речи

Первый шаг.

1. Определите часть речи.
Допустим, это существительное…

2. Определите, на что оканчивается корень слова.

Пишем НН,
- если корень слова оканчивается на Н, а суффикс начинается с Н: малиН-Ник, дружиН-Ник, мошеН-Ник (но: тружеНик!);

Если существительное образовано от прилагательного, имеющего НН, или от причастия: тумаНН-ость (туманный), избаловаНН-ость (избалованный).


- если существительное образовано от прилагательного, имеющего Н (в том числе и в словах исключениях): маслЕН-ица (маслЕНый), гостИН-ица (гостИНый), коноплЯН-ик (коноплЯНый), варЕН-ик (варЁНый), ветрЕН-ик (ветрЕНый), смышлЁН-ость (смышлЁНый);

Если существительное образовано от разносклоняемых существительных (на МЯ: имя, племя, семя и др.): имеННой, племеННой, семеННой;

Слова-исключения олений, свиной, бараний, сазаний, тюлений и др. пишутся с одной Н, так как они образованы от существительных с основой на Н (корень: олень, свинья, баран, сазан, тюлень и т.д.).

Ещё исключения из правила: юНый, багряНый, пряНый, рдяНый, румяНый, сиНий, зелёНый, придаНое.

Шаг второй.

Допустим, это прилагательное…
образовано от имени существительного или прилагательного, тогда оно называется именным или отымённым и очень отличается от того прилагательного, которое образовано от глагола несовершенного вида.

Пишем НН,
- если образовано с помощью суффиксов ЕНН, ОНН: торжество – торжествЕННый, революция – революциОННый, здоровый - здоровЕННый;

Исключения из правила: ветреНый (но: безветреННый!).

Если корень слова оканчивается на Н: соН – соННый, пустыНя – пустыННый, ветчиНа - ветчиННый.

А теперь о том, когда пишется Н:
- если прилагательное образовано от существительных с помощью суффиксов АН, ЯН, ИН: кожа – кожАНый, серебро - серебрЯНый, муравей – муравьИНый;

Исключения из правила: стеклЯННый, оловЯННый, деревЯННый.

Если прилагательное зависит от лексического значения:
с ветром (ветрЕНая погода, но ветрЕНая девушка),

приводимый в действие силой ветра (ветрЯНой двигатель, насос, ветрЯНая мельница), но распространяется быстро, как ветер (ветрЯНая оспа);

намазанный, пропитанный или запачканный маслом (маслЕНый блин, маслЕНая неделя, маслЕНые глаза, маслЕНый голос, маслЕНая бутыль);

действующий с помощью масла, разведенный на масле, предназначенная для масла (маслЯНое печенье, маслЯНая краска, маслЯНый двигатель, маслЯНая бутыль);

подвергшийся серебрению, покрытый серебром (серебрЁНая ложка);

сделанный из серебра (серебрЯНая чаша);

Допустим, это прилагательное…
образовано от глагола несовершенного вида.

Тогда в нём всегда пишется Н: бешЕНая (бесить) собака, варЁНый (варить) картофель, квашЕНая (квасить) капуста, кипячЁНая (кипятить) вода, копчЁНая (коптить) рыба и др.

Исключения из правила: деланный (вид), желанный, медленный, невиданный, негаданный, недреманное (око), нежданный, неслыханный, нечаянный, священный, жеманный, чванный, чеканный.

Различаются написанием гласной перед Н прилагательные валЯНый (от валЯть) и валЕНый (от валИть), так как суффиксы неопределенной формы глаголов, от которых они образованы, разные.

Прилагательные с приставкой НЕ, образованные от глаголов несовершенного вида, пишутся с одной Н, так как НЕ, присоединенная к глаголу, не меняет его вида: небелёНый потолок, негашёНая известь, неезжеНая дорога, некрещёНый ребенок, немощёНая улица.

В сложных прилагательных типа глаженый-переглаженый, ломаный-переломаный, стираный-перестираный, штопаный-перештопаный во второй части рекомендуется писать одну Н, так как приставка ПЕРЕ не образует новое слово (причастие), а лишь указывает на высокую степень качества, названного сложным прилагательным.

Сложные прилагательные типа гладкокрашеный, горячекатаный, златотканый, златокованый, малоезженый, малохоженый, мелкодробленый пишутся с одной Н; они образуются из сочетания наречий (гладко, горячо, мало, много и т. п.) и отглагольных прилагательных, имеющих Н: гладко + крашеный.

НО: если наречное слово соединяется с прилагательным, образованным от приставочного глагола, у сложного прилагательного пишется НН: гладкопокрашенный (гладко + покрашенный), свежезамороженный, свежескошенный.

Исключения из правила: названый брат, посаженый отец, смышленый ребенок.

Шаг третий.

ПРЕВРАТИМ ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В ПРИЧАСТИЯ!!!

Пишем НН,
- если есть ОВАННЫЙ или ЁВАННЫЙ (то есть имеют суффиксы ОВА-ЕВА): баловаННый, мариноваННый, организоваННый;

исключения из правила: жёваНый, клёваНый, коваНый, у которых сочетания ОВ, ЕВ входят в состав корня и к основе глагола прибавляется только суффикс Н;

в приставочных образованиях пишется тоже НН: подковаННый, расковаННый, заклеваННый, изжеваННый;

Если имеется приставка, кроме НЕ (непокрашеННый пол, пережареННая рыба, позолочеННый браслет);

Если есть зависимые слова (крашеННый краской пол, жареННая на масле рыба, кошеННый косой луг).

Шаг четвертый.

Допустим, это страдательное причастие
Оно всегда образуется от глагола совершенного вида. То есть всегда имеет приставку: огорожеННый, перепродаННый, истоптаННый!

Если оно ПОЛНОЕ, ВСЕГДА пиши НН!
Причастие может быть образовано и от бесприставочного глагола: купить – куплеННый, бросить – брошеННый.

В причастии часто встречаются суффиксы ОВА-ЕВА, и тогда тоже пишем НН!

Различаются в написании причастия от приставочных образований глаголов весить - вешать, месить - мешать, катить - качать.

От глаголов на ЕТЬ, ИТЬ причастие требует суффикса ЕНН (завешенный, навешенный, обвешенный, развешенный).

От глаголов на АТЬ, ЯТЬ причастие требует суффикса НН.

Следует иметь в виду лексическое значение слов:

завесить - закрыть занавеской (Плотно завешенное окно не пропускало света);

навесить - повесить, надеть на что-либо (навешенная дверь);

завешать - повесить на всем пространстве (Все стены были завешаны пучками трав);

навешать - повесить в большом количестве (В коридорах были навешаны разнообразные плакаты);

обвешать - увешать со всех сторон, повесить всюду (Празднично выглядят корабли, обвешанные разноцветными флажками);

развешать - повесить по разным местам (Летом хорошо развешанное белье быстро сохнет).

В устойчивом сочетании стреляНый воробей прилагательное пишется с одной Н.

Если причастие КРАТКОЕ, то пиши Н!

Задача решена, полы покрашены.

Можно подставить вопросы кем? чем?, чтобы точно доказать, что это краткое причастие, а не краткое прилагательное.

Территория около нового дома еще не благоустроена жителями (причастие).

Территория около нового дома была мала, неблагоустроенна (прилагательное).

Девушка была музыкальна и начитанна (прилагательное).

Население было взволновано сообщением по радио (причастие).

Мама сегодня взволнованна (прилагательное).

Море сегодня взволновано ветром (причастие).

Если в предложении встретятся наречия, образованные от прилагательного или причастия, задайте к ним вопросы от глагола: Она взволнованно ходила по комнате (как? ходила - взволнованно). Как правило, в наречиях пишется столько же Н, сколько в том слове, от которого оно образовано.

7.2. Правописание -то, -либо, -нибудь и др.
Через дефис пишутся со словами приставка кое- и суффиксы
-то, -либо, -нибудь, -таки.
Например: все-таки, кое-куда, как-либо

Запомнить: как будто

Правописание слов с пол-, полу-.
Слова с полу- всегда пишутся слитно.
Например : полусапожки, полушубок.

Слова с пол- могут писаться через дефис, слитно и раздельно.
А. Через дефис пишутся слова с пол-, если корень начинается с
гласной, заглавной буквы или л.

Например : пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока

Б . В остальных случаях слова с пол- пишутся слитно:
полмоста, полвагона

Раздельно слова с пол- пишутся в том случае, если между пол- и словом есть определение:
пол вишневого сада, пол моего участка

3.Правописание наречий.
Через дефис пишутся следующие наречия:
а) образованные повторением одного и того же слова или одно- коренных слов: мало-помалу, много-много;
б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и: по-новому, по-зимнему, по-товарищески;
в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых: во-первых, в-третьих.
Внимание! Следует отличать наречия, пишущиеся через дефис, и омонимичные им части речи:
Холодно (как?) по-зимнему (наречие). Идти по (какому?) зим- нему (прилагательное) снегу.
Запомнить: точь-в-точь, бок о бок.

4. Правописание сложных имен прилагательных.

Через дефис Слитно
1. Прилагательные, обозначающие оттенок цвета: ярко-красный. 2. Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис: юго-западный. 3. Прилагательные, обозначающие качество с дополнительным оттенком: сладко-соленый. 4. Прилагательные, первая часть которых заканчивается на -ико: химико- биологический. Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский. 5. Прилагательные, между частями которых можно поставить сочинительный союз И (образовавшиеся из сочинительных словосочетаний): русско-немецкий словарь (русский и немецкий). 1. Прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний: железнодорожный (железная дорога). 2. Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно: железобетонный.
1. Прилагательные, образовавшиеся путем сращения слов: дикорастущий.

5. Правописание сложных имен существительных.

Через дефис Слитно
1. Существительные, образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной: диван- кровать. 2. Некоторые географические названия: Санкт-Петербург. 3. Существительные, обозначающие стороны света, партии, единицы измерения: северо-запад, либерал- демократ, киловатт-час. 4. Существительные, первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др.: вице-премьер, экс-чемпион, штабс-капитан 1. Сложные слова, первая часть которых - начало слова, вторая - целое слово: медсестра (медицинская сестра), стенгазета (стенная газета). 2. Существительные, первой частью которых является микро-, макро-, агро-, метео-, кино-, био-, авто- и др.: микробиология, автогонки. 3. Существительные, первая часть которых является глаголом на -и: сорвиголова. 4. Существительные, обозначающие жителей местности, даже если название местности пишется через дефис: Алма- Ата, но алмаатинец.

Запомнить: трудодень, трудочас, перекати-поле.

6. Правописаниепроизводных предлогов.

Производные предлоги образовываются путем перехода существительных в разных падежных формах, наречий и деепричастий в другую часть речи. При этом написание слова может измениться.
Чтобы отличить производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи, следует посмотреть, можно ли задать к слову вопрос или само слово входит в состав вопроса.

Например : Ходить (как?) вокруг (наречие). Ходить (вокруг чего?) вокруг дома (производный предлог).
Если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи, если же слово само входит в состав вопроса, - это производный предлог.

Написание предлогов: напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на.

Следует различать производный предлог и наречие навстречу и существительное с предлогом на встречу. Если это существительное, то между ним и предлогом можно вставить слово:
Бежать (как?) навстречу (наречие). Бежать (навстречу чему?) навстречу ветру (производный предлог). Бежать на встречу с другом (существительное с предлогом, так как можно: Бежать на дол- гожданную встречу с другом).
Правописание производных предлогов и омонимичных само- стоятельных частей может совпадать (навстречу - навстречу), а может различаться. Следует запомнить:

Запомнить: иметь в виду.. Предлоги из-за, по-над, из-под, по-на всегда пишутся через дефис. Правописание союзов.
Союзы также, тоже, чтобы, зато следует отличать от омонимичных им сочетаний так же, то же, что бы, за то. Союзы также, тоже, чтобы можно заменить на синонимичные и, для того чтобы. Союз зато синонимичен союзу но.

Например: Он тоже/также опоздал. (= и он опоздал)
Он невелик ростом, зато красив. (= Он невелик ростом, но красив.)

В омонимичных сочетаниях частицы же и бы можно опустись или переставить в другое место. Кроме того, в таких сочетаниях на местоимения всегда падает логическое ударение:
То же слово, да не так молвить. (То слово, да не так молвить.) В сочетании за то всегда следует уточнение за что.
Я благодарен ему за то (за что именно?), что он мне поверил.
Запомнить: во что бы то ни стало. Правописание наречий и существительных с предлогами, местоимений с предлогами.
Такие наречия, как вверх, вниз, вдаль, ввысь, наголову, вслед, поэтому и т. д. следует отличать от омонимичных им сочетаний существительных c предлогом. Если данные слова не имеют зависимых слов, это наречия, если зависимые слова - существитель- ные с предлогом.

Например : посмотреть вверх (наречие) - посмотреть в верх (чего?) дома (существительное с предлогом); уехать вдаль (наречие) - улететь в даль (чего?) небес (существительное с предлогом)

8. Конспект - это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста. В качестве примера приведем возможную классификацию видов конспектов:
План-конспект. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана "наращиваются" комментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.
Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.
Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат одного текста.
Свободный конспект. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.

8.2 ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Бывает так: материал насыщен фактами, актуален, затрагивает важные вопросы - но "не идет". Скучен. И здесь нам снова нужно вспомнить о единстве формы и содержания. Помимо правдивости и актуальности, газетный текст должен быть ярок, выразителен, написан хорошим литературным языком. Журналист обязан владеть целым арсеналом выразительных средств языка и активно их использовать в своих произведениях. О них-то мы сегодня и поговорим.

Есть у языка естественный, простой склад, а есть и украшения, "позы" - СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. Они делают речь ярче, богаче, выразительнее. Условно их можно разделить на две большие группы: фигуры мысли (те, что не меняются от пересказа) и фигуры слова (те, что меняются) . Сначала давайте познакомимся с некоторыми фигурами мысли.

Вообщем это Слова, которые украшают речь. Наример: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и таму подобное

9.Наре́чие (термин образован ка́лькой с лат. adverbium ) - неизменяемая, самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, качества или другого признака. Слова этого класса отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия.

Словообразование наречий.

Чередование в зависимости от суффикса -a -

    В нижеперечисленных корнях пишется и -a - , в противном случае пишется е :

    a → е, a → и
    ..е.. ..и.. a
    бе р - бер у би р - забир a ть
    бле с(т) - блест еть бли ст - блист a ть
    де р - удер у ди р - задир a ть
    же г - выжег жи г - сжиг a ть
    ме р - умер еть ми р - умир a ть
    пе р - запер еть пи р - запир a ть
    сте л - расстел ить сти л - расстил a ть
    те р - стер еть ти р - стир a ть
    че р - вычет чи р - вычит a ть

    Исключения: соче т а ть, соче т а ние.

    Запомните: че т а.

    В корнях с чередованием а(я) - им, а(я) - ин пишутся им и ин , если дальше следует суффикс -a - .

    Чередование в зависимости от ударения

    Без ударения в корнях гор- (гар-), твор- (твар-), клон- (клан-), позд- (пазд-) пишется о , в корнях зар- (зор-), плав- (плов-) пишется а . Под ударением в этих корнях пишется та гласная (о/а) , которая слышится.

    Если без ударения Если под ударением
    ..о.. ..а.. гласная, которая слышится
    го р е́лый за р ни́ца зага́ р , зо́ р ька - за́ р ево
    тво р и́ть за р я́ тва́ р ь - тво́ р чество
    покло н е́ние попла в о́к кла́ н яться - покло́ н , попла́ в ать
    опо зд а́ть пла в у́чий опа́ зд ывать - по́ зд но

    Исключения:

    вы́га р ки, и́зга р ь, при́га р ь; у́тва р ь; зо р я́нка, зо р ева́ть; пло в е́ц, пло в чи́ха, плы в у́н.

    Чередование в зависимости от последующей согласной

    1. В корне раст- - рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ ), в остальных случаях пишется о .

      Пример: заро с ль - ра ст и, выра щ ен .

      В безударном корне лаг- - лож- перед г пишется а , перед ж - о .

      Пример: предло ж ить - предла г ать .

      В безударном корне скак- - скоч- перед к пишется а , перед ч - о .

      Пример: ско ч у - ска к ать .

      Исключения:

      отра с ль, ро ст ок, выро ст ок, ро ст овщик, Ро ст ов, Ро ст ислав, ска ч ок, ска ч у,поло г .

    Чередование в зависимости от значения слова

      Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» , а корень мок- в глаголах со значением «впитывать жидкость» .

      Пример: вымо к нуть - ма к ать .

      Корень равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый» , а корень ровн- - в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» .

      Пример: сро вн ять (землю) - ура вн ение .

      Запомните:

    ра внина, ра внение, поро вну, уро вень.

Корень - это морфема , которая несет главное лексическое значение слова.

Правописание словарных слов.

Словарные слова - это слова, правописание которых не регулируется орфографическим правилом. Тем не менее, существует норма употребления таких слов, но она своя - для каждого отдельного слова. Эта норма указана в орфографическом словаре, где собраны все подобные слова, например:

Сирень, вокзал, пассажир, интеллигенция и др.

Правописание безударных гласных, которые можно проверить ударением.

Существует целый ряд слов, у которых имеется безударная гласная в корне . Часто её можно проверить, изменив форму слова так, чтобы гласная в корне попала под ударение:

Объед..нение - единство, насл..ждение - сладость.

Примечание . Безударные гласные в корне глаголов не стоит проверять глаголами несовершенного вида, оканчивающимися на -ивать / -ывать , так как в этих случаях гласные в корне чередуются :

Опоздать - опаздывать, раскроить - раскраивать.

Опоздать - поздно, раскроить - раскрой.

Для того, чтобы было легче проверять некоторые слова с безударной гласной, стоит запомнить следующие случаи :

Сплоченный - плоть,

Оснащение - снасть,

Святотатство - святость,

Покаяние - каяться,

Воздаяние - воздать,

Обнаженный - наг,

Посвящение в рыцари, посвящать поэму, посвятить в тайну - святость;

Посветить лампой, просвещение - свет;

Завивать локоны, события развиваются - вить, развитие;

Навевать грусть, знамя развевается - веять.

Чередование гласных в корне.

Как проверить безударную гласную в корне слова, которую невозможно проверить ударением ? Есть 4 группы правил, по которым проверяются такие гласные. Итак, правописание гласных в корне зависит от:

  1. Последующей гласной - в корнях -скак-/ -скоч-, -лаг-/ -лож-, -раст-(-ращ-)/ -рос- :

    ск..кал, выск..чка, ск..чок, пол..жить, пол..гать, выр..сти, выр..сли

    Исключения составляют слова: скачок, скачу, скача; отрасль, отраслевой; росток, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав. В остальных случаях в этих словах корни пишутся именно так, как указано выше.

  2. Ударения - в корнях -плав-, -гор-, -зар-, -клон-, -чин-, -твор-, -жим-, -ним-, -мин- . В этих корнях под ударением могут стоять разные гласные. В безударном варианте данные корны пишутся именно так, как перечислено выше. Исключения составляют следующие слова: зоревать, пловчиха, пловец, плывуны; изгарь, пригарь, утварь, выгарки.
  3. Наличия суффикса -а- - в корнях -тер- / -тир-а-, -бер- / -бир-а-, -стел- / -стил-а-, -дер- / -дир-а-, -чет- / -чит-а-, -блест- / -блист-а-, -жег- / -жиг-а-, -мер- / -мир-а- :

    Счет - считали, блестел - блистательный, замереть - замирать и т.д.

    Также от суффикса -а- зависит правописание в корнях -кос- / -кас- :

    Коснуться - прикасаться.

  4. Лексического значения слова :

    Корень -равн- / -ровн- :

    Если значение связано с понятиями «ровный», «гладкий», «прямой», то пишется -ровн-: заровнять, подровнять . Исключения: равнина, равняйсь .

    Если значение связано с понятиями «равенство», «сравнение», «сопоставление»: равнодушный, сравнение. Исключение: поровну, ровесник, уровень.

    Корень -мак- / -мок- :

    Если значение слова связано с понятием «опускать в жидкость», то пишется корень -мак-: макал, макнул .

    Если значение связано с понятием «набирать жидкость», «пропускать жидкость», то пишется -мок- (-моч-): намокнуть, замочить.

Тест по русскому языку для 5 класса по теме «Морфемика»

    Что такое морфемика?

1.Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков речи буквами.

2.Раздел лингвистики, изучающий правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.

3.Раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

4.Раздел лингвистики, изучающий значимые части слова – морфемы.

2. Какая часть слова является значимой?

1.звук 2) буква 3) слог 4) приставка

3. Найдите главную морфему.

4. Укажите формообразующую морфему.

1) приставка 2) корень 3) суффикс 4) окончание

5. Что такое морфемный разбор?

1) Выделение в слове значимых частей.

2) Выделение в слове звуков.

3) Выделение в слове слогов.

4) Выделение в слове букв.

6. Найдите чередование согласных в корне.

1) опоздать – опаздывать 2) спорить – оспаривать 3) прекратят – прекращу 4) загореть – загар

7. Укажите слово с беглой гласной в корне.

1) надрывать 2) испанца 3) басня 4) флажка

8. Найдите слово с проверяемой безударной гласной корня.

1) замереть 2) замирать 3) примирять друзей

9. В какой морфеме происходит чередование Е и О с нулём звука в словах старец – старца, городок – городка, клочок - клочка?

1) В приставке. 2) В корне. 3) В суффиксе.

10. Укажите слово, в котором нет приставки.

1) походка 2) полёт 3) побережье 4) покой

11. Найдите «лишнее» слово.

1) дорогой 2) дорожный 3) дороговизна 4) подорожание

12.Строение какого слова соответствует схеме: приставка – корень – суффикс – окончание?

1) прибежал 2) приставка 3) промёрз 4) стенка

13. Укажите раздельное написание.

1) (на)писал 2) (на)руке 3) (по)бежал 4) (с)писал

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..варный

переб..рёшь

просл..вляя

вр..щение

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

обАяние-НГ

кОварный-НГ

перебЕрёшь-ЧГ

прослАвляя-ПГ

врАщение-НГ

Слово с чередующейся гласной переберёшь подчиняется правилу правописания корней с чередованием БИР/БЕР

При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.

На вопрос о написании букв Е и Ё: в бланках ЕГЭ буква Ё есть. Если в задании-слове была буква Ё, что мешает её написать во избежание потери целого балла, не так ли? Поэтому настоятельно рекомендуем: сказано ВЫПИСАТЬ, значит, списать так, как в задании. В данном случае буква ё была, поэтому и ответ тоже с ё.

Ответ: переберёшь.

Ответ: переберёшь

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Правописание корней

Правило: Задание 9. Безударные гласные в корнях слов

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

Уметь определять тип корня;

Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

    ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять е́ ра) костюм – прими рять и р) соседей; разве вается е́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
  2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
  3. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
  4. Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
  5. Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
  6. Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.

8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни

1 собирать – би р(а) –

2 запирать – пи р(а) –

3 обдирать – ди р(а) –

4 обтирать – ти р(а) –

5 замирать – ми р(а) –

6 выжигать – жи г(а) –

8 расстилать – сти л(а) –

9 блистать – бли ст(а)

1 бер – собе рет

2 пер – запе реть

3 дер – обде рет

4 тер – обте реть

5 мер – заме реть

6 жег – выже г

7 чет – выче т

8 стел – рассте лить

9 блест – бле стеть

7 сочетание, сочетать

4 потерять, потерпеть

5 мир, мера

Обратите внимание:

противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид).

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А

Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .

8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:

нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

В зависимости от условий существует несколько типов.

1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

Под ударением Без ударения Исключения Похожие корни
гар/гор
Только а : загАр, огАрок Только о : загОрелый, угОрел выга рки, изга рь, прига рь горе, гора, горячий, горький
клан/клон
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн Только о : склОнение, наклОнить нет исключений клонировать
твар/твор
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить утварь творог
зар/зор
Пишется и а , и о : зАрево, зОри Пишется только а : зАря, зАрянка зоревать прозорливый
плав/плов/плыв
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв

Пишется а : поплАвок

Пишется ы : плывучий, плывун

пловец, пловчиха

расплавленный

2. Правописание корня зависит от последующей буквы.

Условие Примеры Исключения Похожие корни
раст/ращ/рос
Перед СТ только а : рАсти, подрАстать, рАстение росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост,

подростко́вый, Ростов, Ростислав

Перед Щ только а : вырАщивать, отрАщивать нет вращение, превращение
Перед С только о : вырОсли, отрасль
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
лаг/лож
Перед Г всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое нет
Перед Ж всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить полог сложноватый, наслаждение
кас/кос
Перед А всегда а : касаться, касание нет косичка, косой, косить
Нет А всегда о : прикОснуться нет
скак/скоч
Перед К обычно а : прискАкать раскачаться
Перед Ч обычно о : заскочить скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением)

3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.

Пишется А Пишется О Исключения Похожие корни
равн/ровн
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. поровну, ровесник, равняться, равнина
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее часто употребляемые слова с этими корнями следует просто выучить.
мак/моч
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «derevyannyydom.ru» — Строим новый дом