Падеж одной из форм имени существительного полетах. Падежные формы имен существительных. Частные значения косвенных падежей: родительный

В третьем классе ученики знакомятся с понятием «падеж» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам. Не смотря на то, что в школьной программе изучают всего 6 падежей, для детей эта тема - одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе. Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, чтобы верно определить падеж существительного в тексте. Зачем определять падеж? Чтобы в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются (склоняются) по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам. В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Падежи уточняют роль имен существительных и их связь с другими словами в предложении.

Список падежей

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

Сухие названия падежей ребенку запомнить очень сложно. Ему нужны ассоциации. Поэтому знакомство ребенка с падежами можно начать со сказки.

Сказка про падежи

Жил был Падеж.
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
Родился - стал Родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему давали еду и игрушки, и он стал Дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он становился Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его Творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь Предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.

Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.

Таблица падежей русского языка

Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово.

Родительный - родители
Дательный - дал
Винительный - вижу, виню
Творительный - творю

Предлоги падежей и смысловые вопросы

Именительный падеж – предлогов нет. Смысловые вопросы: кто? что?

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с. Смысловые вопросы: где? откуда? чья? чьи? чьё?

Дательный падеж: к, по. Смысловые вопросы: где? как?

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за. Смысловые вопросы: где? куда?

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с. Смысловые вопросы: где? как?

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на. Смысловые вопросы: где?

Падежи подразделяются на прямой и косвенные

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, поставить от него вопрос;
2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки. Кружили (над чем?) над волнами (Т. п.)

Есть такой прием, который позволяет точно определить падеж лишь по заданным вопросам. Формулируем оба вопроса. Если у нас имеется существительное неодушевленное, заменяем его в предложении на подходящее одушевленное и ставим вопрос. По двум вопросам безошибочно определяем падеж.

Я поймал (кого?) кошку. Заменяем кошку на неодушевленный предмет: Я поймал (что?) пёрышко. Кого? Что? - Винительный падеж.

Я не мог дотянуться до (кого?) кошки. Заменяем на неодуш.: Я не мог дотянуться до (чего?) ветки. Кого? Чего? - Родительный падеж

Чтобы правильно определить падежное окончание существительного, нужно определить его падеж и склонение.

Подробная таблица падежей и падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения

Русское

Название

Падежа

Латинское

Название

Падежа

Вопросы

Предлоги

Окончание

Единственное число

Множ.

Число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

Номинатив

Кто? Что? (есть)

--- ---

А, -я

О, -е

---

Ы, -и, -а, -я

Родительный

Генитив

Кого? Чего? (нет)

без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

Ы, -и

А, -я

Ов, -ев, -ей

Дательный

Датив

Кому? Чему? (дам)

к, по

Е, -и

У, -ю

Ам, -ям

Винительный

Аккузатив

Кого? Что? (вижу)

в, за, на, про, через

У, -ю

О, -е

---

Ы, -и, -а, -я, -ей

Творительный

Инструментатив

Кем? Чем? (горжусь)

за, над, под, перед, с

Ой (-ою),

Ей (-ею)

Ом, -ем

Ами, -ями

Предложный

Препозитив

О ком? О чем? (думаю)

в, на, о, об, обо, при

Е, -и

Е, -и

Ах, -ях

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ -ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы - Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Проверяем:

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. - написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Стихи о падежах

Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.

А я падеж Родительный
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
Предлоги часто мне друзья.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

Я называюсь Дательным,
Работаю старательно.
КОМУ отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.

А я Винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого назвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

А я творительный падеж
Исполнен всяких я надежд.
Творите! – Чем? Творите! - С кем?
Я подскажу вам - нет проблем!

А я падеж предложный,
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
Ах да нужны предлоги
Без них мне нет дороги.
Тогда смогу я рассказать
О чем мечта.

Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный…
Все их запомнить сложно.
Ты в памяти всегда держи
Названья. Это падежи.

Именительный

Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.

Родительный

Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Вот у меня нет брата
И хомяков – ни одного…
Всё мама виновата!

Дательный

Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, Лене? Или Вите?
Нет, пожалуй, никому…

Винительный

Ой! В игрушках – кавардак!
Не пойму сама никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Куклу? Кубики? Лото?

Творительный

Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
Писать мне ручкой иль пером,
Или цветным карандашом?

Предложный

Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О школе, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…

Зато теперь все падежи
Я твёрдо заучила.
Попробуй тоже так учи,
Ведь знанья – это СИЛА!!!

Полак Фрида

Именительный - это ты,
собирающая цветы,
а родительный - для тебя
трель и щелканье соловья.
Если дательный - все тебе,
счастье, названное в судьбе,
то винительный… Нет, постой,
я в грамматике не простой,
хочешь новые падежи
предложу тебе? - Предложи!
- Повстречательный есть падеж,
узнавательный есть падеж,
полюбительный, обнимательный,
целовательный есть падеж.
Но они не одни и те ж -
ожидательный и томительный,
расставательный и мучительный,
и ревнительный есть падеж.
У меня их сто тысяч есть,
а в грамматике только шесть!

Кирсанов Семён

Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
- Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познаёт!
- ТОГО, - сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ, -
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
- ТОМУ, - ответил ДАТЕЛЬНЫЙ, -
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- ТОГО, - сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ, -
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
- С ТЕМ, - заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
- О ТОМ, - сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

Тетивкин А.

Весенние падежи

Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.

Ключкина Н.

Родительный падеж

Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь. (Т. Рик)

Дательный падеж

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь! (Т. Рик)

Винительный падеж

Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй
И меня определяй.
- «Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!»
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научилась я… летать!
Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.
Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!
Вижу реку, вижу сад –
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!
Строят клуб невдалеке,
Красят лодку на песке…
Хватит, в школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке. (Т. Рик)

Творительный падеж

Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
Что там долго говорить.
Вот решился я… творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.
Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.
Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.
Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой (Т. Рик)

Предложный падеж

На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе…
Ой, мечтаю я уже …
О ПРЕДЛОЖНОМ падеже! (Т. Рик)

Все существующие падежи русского языка

1) Именительный падеж - кто?, что?
2) Родительный падеж - нет кого?, чего?
3) Дательный падеж - дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
4) Винительный падеж - вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
5) Творительный падеж - творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
6) Предложный падеж - думать о ком?, о чём?

7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!

8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? - В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) - а как же на Святой Руси, на Украине?

9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?

10) Счетный падеж - встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).

11) Отложительный падеж - определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.

12) Лишительный падеж - используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).

13) Количественно-отделительный падеж - похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).

14) Ждательный падеж - Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).

15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.

Некоторые лингвисты считают, что русский язык богат на падежи. Имеется в виду, что их не шесть, как изучают школьники, а больше. И, как оказывается, у них есть полное основание придерживаться такого мнения. Итак, сколько в русском языке падежей? Попробуем в этом вопросе разобраться.

Падежная система

Термин «падеж» в переводе с греческого звучит как «падение», а с латинского - «падать».

Падеж (склонение) - грамматическая категория, предназначенная показывать синтаксическую роль имен существительных и их взаимодействие с другими словами предложения. Кроме существительного, изменяются по падежам и прилагательные, причастия, числительные, местоимения. Стоит заметить, что падеж этих адъективных слов зависит от склонения определяемого существительного. Выражается оно изменением окончания.

Сколько в русском языке падежей?

Рассматривая морфологию русского языка, как правило, называют шесть основных падежей:

  • Именительный (исходная форма склонения).
  • Родительный.
  • Дательный.
  • Винительный.
  • Творительный.
  • Предложный.

Перечисленные падежи называют основными в связи с широким употреблением. Кроме этого, стоит заметить, что их распространенность связана с тем, что части речи, которые были упомянуты ранее, имеют грамматические формы для перечисленных падежей.

Для правильного склонения слов необходимо знать, что все падежи отвечают на вопросы. К тому же каждый из них выражает несколько значений. Ознакомимся с каждым более подробно.

Именительный падеж

Соответствуют вопросы «кто?», «что?» Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному добавить слово «есть». Например: есть (что?) лампочка. Употребляется без предлогов. Единственное число имеет такие окончания:

  • 1 склонение: -а, -я.
  • 2 склонение: -о, -е или нулевое.

А во множественном числе: -ы, -и, -а, -я.

Поскольку именительный падеж выступает исходной падежной формой слова, в его обязанности входит:

  • давать имя субъекту действия или состояния (матушка убирает, дети устали );
  • определять, характеризовать предмет, лицо или действие (наша дочь - врач; война - это бедствие );
  • называть тему сообщения, предмет, действие, свойство (используется в предложениях такого типа: Утро. Солнце .);
  • Выражать обращение к собеседнику (Малыш, сколько тебе лет ?).

Родительный падеж

Соответствуют вопросы «кого?», «чего?» Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «нет». Например: нет (чего?) снега. Употребляется с предлогами возле, у, после, без, около, из, для, вокруг, до, от, с . Единственное число определяется такими окончаниями:

  • 1 склонение: -ы, -и.
  • 2 склонение: -а, -я.
  • 3 склонение: -и.

Имеет окончание: нулевое, -ов, -ев, -ей.

Родительный падеж может указывать на:

  • Принадлежность предмета (машина сына ).
  • Носителя свойства (голубизна неба ).
  • Объект, на который направляется действие (просмотр телевизора ).
  • Субъект, совершающий действие (приезд мамы ).
  • Части целого (кусок торта ).

Дательный падеж

Слова в дательном падеже отвечают на вопросы «кому?», «чему?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «дам». Например: дам (кому?) сестренке . Употребляются с предлогами к, по . В единственном числе слова в дательном падеже оканчиваются на:

  • 1 склонение: -е, -и.
  • 2 склонение: -у, -ю.
  • 3 склонение: -и.

Множественному числу склонения характерны окончания: -ам, -ям.

Слова в дательном падеже предназначены для обозначения:

  • Адресата действия (дала журнал подруге, написал письмо маме );
  • Субъекта действия или состояния (ребятам не спалось ).

Винительный падеж

Соответствуют вопросы «кого?», «что?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «вижу». Например: вижу (кого?) маму. Употребляется с предлогами в, за, на, про, через . Единственному числу соответствуют окончания:

  • 1 склонение: -у, -ю.
  • 2 склонение: -о, -е.
  • 3 склонение: нулевое окончание.

Множественному числу: -ы, -и, -а, -я, -ей.

Винительный падеж, в свою очередь:

  • Обозначает объект действия (убирать комнату, сшить платье ).
  • Выражает количество, пространство, расстояние, меру времени (проехать километр, весить тонну, ждать год, стоить копейку) .

Творительный падеж

Соответствуют вопросы «кем?», «чем?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному поставить слово «горжусь». Например: горжусь (кем?) сыном. Употребляется с предлогами за, над, под, перед, с

  • 1 склонение: -ой (-ою), -ей (-ею).
  • 2 склонение: -ом, -ем.
  • 3 склонение: -ю.

Множественное: -ами, -ями.

Предназначен для обозначения:

  • Постоянной или временной занятости какой-нибудь деятельностью (служит солдатом, работал сантехником ).
  • Субъекта действия - для страдательных конструкций (дом снесен рабочими ).
  • Объекта действия (дышать кислородом ).
  • Инструмента или средства действия (обрабатывать перекисью ).
  • Места действия (идти тропинкой ).
  • Способа, образа действия (петь басом ).
  • Меры времени или количества чего-нибудь (таскать ведрами ).
  • Параметра предмета (величиной с кулак).
  • Совместности лиц и предметов (брат с сестрой ).

Предложный падеж

Соответствуют вопросы «о ком?», «о чем?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному поставить слово «думаю». Например: думаю (о ком?) о любимом. Употребляется с предлогами в, на, о, об, обо, при . Единственное число имеет окончания:

  • 1 склонение: -е, -и.
  • 2 склонение: -е. -и.
  • 3 склонение: -и.

Падежи множественного числа оканчиваются на: -ах, -ях.

Предлоги, употребляемые с существительными в предложном падеже, помогают определить, что он обозначает. А именно:

  • Объект действия (думать о девушке ).
  • Место действия, состояния (сидеть на стуле ).
  • Время после выполнения какого-нибудь действия (по приезде ).

Дополнительные падежи

В русском языке, кроме шести основных падежей, выделяют несколько форм, имеющих спорный статус, близких к падежу. Еще их называют падежи существительных, поскольку предназначены они исключительно для их склонения. К ним относятся: второй родительный (партитивный или количественно-отделительный), второй предложный (локативный, местный), второй винительный (превратительный, включительный, собирательный), звательная форма (вокатив), счетный, ждательный, лишительный падежи. Особенностью этих форм является то, что каждая из них встречается в ограниченном круге слов. К тому же они могут существовать в определенных контекстных условиях. Немного изучим эти падежи. Примеры нам помогут лучше с ними разобраться.

Второй предназначен для склонения некоторых слов мужского рода в единственном числе, относящихся ко второму склонению: чашка чаю, ложка сахару. Окончание этого падежа, а именно «-у», чаще употребляется в разговорной речи и не является обязательным (можно говорить мешок сахара или мешок сахару ). Исключением являются отдельные случаи: выпьем чайку . Достаточно много существительных мужского рода не употребляются в форме партитива: кубик льду, кусок хлебу.

Второму предложному склонению присущи особые окончания группы существительных, в единственном числе имеющих мужской род. Падеж употребляется, к примеру, в таких словах: на берегу, в шкафу, в бою . Также для локатива характерен перенос ударения на окончание у определенных существительных 3-го склонения, имеющих женский род и единственное число: в тиши, на мели, в печи.

Второй встречается при некоторых глаголах (записаться, проситься, выбрать, пойти, готовиться, выбиться, метить и др.) после предлога «в». К тому же его окончания такие же, как и в множественного числа: (записаться в летчики) .

Ждательный падеж практически совпадает с родительным, но его можно выделить вследствие склонения некоторых слов с той же грамматической формой по форме винительного падежа: ждать (кого? чего?) телеграммы и ждать (кого? что?) брата .

Счетный падеж немного отличается от родительного падежа и используется при счете: два шага, три столовых .

Звательный падеж практически идентичен именительной форме, но отличается образованием независимого оборота речи, подобного междометию: Вань, Маш, Петь, Тань . То есть он чаще употребляется в разговорной речи для обращения к собеседнику.

Лишительный падеж является видом винительного падежа, однако используется только с отрицанием при глаголе: не иметь права, не знать правды .

Сколько в русском языке падежей, носящих дополнительный характер? По нашим подсчетам их получилось семь. Но самое интересное, что некоторые лингвисты считают полноценными падежами только два: местный (второй предложный) и превратительный (второй винительный). Другие утверждают, то ждательный падеж также имеет некий смысл. А вот поскольку лишительный и второй родительный падежи очень часто можно заменить родительным, их можно назвать только вариантами родительной формы склонения. Звательный и счетный также зачастую не считают падежами. В первом случае это просто существительное в именительном падеже, а во втором - существительное, образованное от прилагательного.

Подведем итоги

Ознакомившись с вышеописанной информацией, можно ответить на вопрос о том, сколько в русском языке падежей. Итак, в школе мы изучаем шесть основных падежей. Они употребляются ежедневно при любом виде общения: разговор, переписка и т. д. Но, кроме них, выделяют еще семь форм склонения, которые встречаются преимущественно в разговорной речи. Сколько падежей получается всего? Мы смело можем утверждать, что их тринадцать. Учитывая то, что дополнительные формы склонения являются вариантами основных, их не предлагают для изучения в школе для упрощения учебного процесса. Но можно предложить ознакомление с ними во внекласнное время для общего развития.

Достаточно часто при выполнении того или иного морфологического разбора необходимо указывать падеж разбираемого слова. Падеж - одна из самых сложных категорий, существующая сегодня в русском языке, но ее необходимо знать, чтобы научиться разбираться в сложнейших вопросах и выполнять разборы грамотно.

Падежи в русском языке

Словоизменительная категория падежа обычно указывает на отношение существительного или прилагательного к другим словам в предложении или словосочетании, которое оно образует вместе с данными словами. На данный момент в русском языке существует только 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Ранее в русском языке существовало намного больше падежей, которые со временем упразднились, так же как и Отголоски данных явлений в русском языке можно наблюдать до сих пор, некоторые слова были образованы от форм звательного падежа существительных и прилагательных.

Именительный и все-все-все

Существительное в именительном падеже противопоставляется всем остальным, поскольку обладает самостоятельным грамматическим положением в языке, иногда его называют прямым падежом. Остальные 6 падежей являются косвенными, они постоянно находятся в зависимости от других слов и могут выражать различные синтаксические отношения к другим словоформам.

Определение падежей осуществляется по вопросам. Отвечая на вопрос «Кого? Чего? - какой падеж?», вы можете сразу же сказать, что это ведь именно он отвечает на эти вопросы. У каждого падежа есть собственные вопросы, которыми удобно пользоваться для определения положения слова в речи.

Как выражаются падежи?

Определять падеж можно не только по вопросам, но и по окончаниям. Некоторые падежи обладают практически фиксированными окончаниями, которые зависят от рода, числа и склонения (для существительного). Так, для слов в женском роде, единственном числе, именительном падеже 1 склонения будут актуальными окончания «а», «я».

Если вы столкнулись с омонимией, можно попытаться определить падеж синтаксическим способом (с помощью согласуемых слов и предлогов или же по порядку слов в предложении). Используются и другие способы, например, часто применяется методика подстановки, когда вместо имеющегося слова подставляется существительное «лиса» или «Маша». Для определения падежей также рекомендуется использовать оба падежных вопроса.

Падежи и их вопросы

Каждый падеж обладает определенными вопросами. Именительный падеж отвечает на вопросы «кто? что?», родительный падеж - «кого? чего?», дательный - «кому? чему?», винительный - «кого? что?», творительный - «кем? чем?», предложный - «о ком? о чем?». Данные вопросы можно использовать для определения падежей существительных и прилагательных.

Некоторые падежи также обладают дополнительными предлогами, с помощью которых можно определить, какое место слово занимает в предложении, и как именно его следует разбирать. Для определения падежей можно перед определяемым словом подставлять дополнительные конструкции, например, для родительного падежа - «нет» (нет кого? чего?), для дательного - «дать», винительного - «виню», творительного - «творю», предложного - «говорю».

Формы падежей в русском языке

Лексическое значение падежей составляется, исходя из той роли, которую они играют в предложении. Если падежная форма способна существовать только лишь при одном слове, ее именуют присловной. Если падежная форма относится сразу же ко всему предложению, ее называют детерминантной.

Детерминантная форма обычно находится в начале предложения, она не включается в словосочетания, и задает тон всему предложению. Вопрос к ней следует задавать либо от основы всего высказывания, либо от всего предложения сразу. Разглядеть ее в предложении достаточно легко, с этим обычно проблем не возникает ни у школьников, ни у студентов.

Общие лексические значения падежей

Значения падежей могут быть частными и общими, их выделение из предложения играет огромную роль для синтаксиса, с его помощью удается в дальнейшем осуществлять анализ имеющихся предложений и определять их грамматическую структуру. Отвечая на вопрос «Кого? Чего? - какой падеж?», важно помнить о двух возможных значениях.

Объектное значение падежа означает то, как предмет относится к действию, которое на него направлено. При субъектном значении падежа действие совершается самим предметом, который выражает отношение к нему. Определительное значение может выразить отношение между несколькими предметами. С помощью обстоятельственного значения удается определить характеристику состояния предмета с точки зрения обстоятельственных отношений. Вне данной категории находится информативно-восполняющее значение, которое может потребовать от обоих слов в сочетании иметь одинаковые падежные формы.

Частные значения падежей: именительный

Помимо основных значений падежи способны иметь и частные, которые можно уточнить, только обладая информацией вузовского уровня. В школе учеников просят определить падеж только в его общем значении, иногда из-за этого возникают ошибки, которые разрешить не в силах даже сам преподаватель, давно забывший вузовскую программу.

Именительный падеж способен обладать центральным, объективным, предикативным, аппозитивным, определительным, информативно-восполняющим и обстоятельственным значением. Также здесь существует именительное представление, когда слово, находящееся в данном падеже, формирует тему для дальнейшего продолжения повествования.

Частные значения косвенных падежей: родительный

Слыша вопрос «Кого? Чего? - какой падеж?», мало кто сомневается в том, что это родительный. Частное значение родительного падежа подразделяется на приименное и приглагольное, семантика в данном случае достаточно ясна, первое характерно в сочетании Р. п. с именем, а второе - с глаголом.

Родительный приименный обладает частным значением принадлежности, отношения, целого, оценки качества, носителя признака, объекта. Также здесь имеется дополнительное значение субъекта состояния или действия, и наличие информативно-восполняющего значения в виде партитивного рода.

Родительный приглагольный также отвечает на вопросы «кого? чего?», какой падеж здесь, определить не составит никакого труда. Он обладает значением прямого объекта при указании на вещество или отрицание, а также значением ожидания (при соответствующих глаголах: просить, желать, добиваться и т. д.).

Частные значения косвенных падежей: дательный

Дательный падеж обладает приглагольными и приименными частными значениями. В первом случае речь идет о значении стороннего объекта, на который направлено определенное действие, указанное глаголом. Также приглагольный дательный может обладать субъектным значением в когда называет лицо, испытывающее состояние или совершающее действие.

Дательный приименный редко употребляется в современном русском языке и, по сути, повторяет лексическое значение дательного падежа прилагательного. В некоторых случаях он способен иметь определительное значение, обладающее оттенком назначения: корм рыбкам.

Частные значения косвенных падежей: винительный

Винительный приименный в практически не встречается, поэтому в основном используется приглагольный, означающий выражение объекта рядом с или же значение меры, пространства, времени.

Частные значения косвенных падежей: творительный

Творительный падеж чаще всего обладает приглагольным значением орудия действия, субъектным, содержания, и обстоятельственным значением. Все они так или иначе указывают на совершение действия. Информативно-восполняющее и творительно-предикативное значения достаточно близки друг к другу и употребляются с глаголами «считаться, быть, казаться» и т. д. Творительный приименный - редкость в языке, он обычно повторяет приглагольные значения.

Частные значения косвенных падежей: предложный

Предложный падеж в основном обладает приглагольными объектными и обстоятельственными значениями, которые связаны либо с состоянием, чувствами, мыслями или речью, а также местами, рядом с которыми будет происходить действие.

Предложный приименный используется редко и обладает аналогичными приглагольному значению. Чаще всего он употребляется при значениях признака предмета, качества, свойства и носит определительный характер.

Заключение

Падежи и их вопросы могут помочь определить не только но и его положение внутри предложения, что играет важную роль при проведении морфологического и синтаксического разборов. При необходимости можно консультироваться с литературой справочного характера, которая подскажет, к какому именно падежу следует отнести то или иное слово.

Падеж - это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа - это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.

Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.

Пример неправильной формы склонения слова

Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо рассмотреть пример, показывающий некорректное использование падежной формы слова.

  • Яблоки были настолько красивыми, что хотелось тут же их съесть. Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение вкуса.

Во втором предложении присутствует ошибка, указывающая на то, что падежи существительных в русском языке благополучно позабыты, поэтому слово «вкуса» имеет неправильное склонение.

Правильным же вариантом было бы написание предложения следующим образом:

  • Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение (чем?) вкусом.

Сколько падежей в русском языке, столько и форм изменения окончаний слов, определяющих правильное употребление не только падежной формы, но и числа, рода.

Интересно, какой процент взрослых людей, не связанных с писательской, редакционной, образовательной или научной деятельностью, помнит, сколько падежей в русском языке?

Неутешительные результаты Тотального диктанта, проведенного в этом году, оставляют желать лучшего, показывая недостаточный уровень грамотности большей части населения. Всего лишь 2% всех участников написали его без единой ошибки, получив заслуженную «пятерку».

Наибольшее количество ошибок было выявлено в расстановке пунктуационных знаков, а не в правильности орфографического написания слов, что делает результаты не такими уж и плачевными. С правильностью написания слов люди особых проблем не испытывают.

А для корректного склонения их в предложении стоит вспомнить названия падежей, а также, на какие вопросы отвечает слово в каждой конкретно падежной форме. Кстати, число падежей в русском языке равно шести.

Краткая характеристика падежей

Именительный падеж чаще всего характеризует подлежащее или другие главные части предложения. Он единственный всегда употребляется без предлогов.

Родительный падеж характеризует принадлежность или родство, иногда другие взаимоотношения.

Дательный падеж определяет точку, символизирующую окончание действия.

Винительный падеж является обозначением непосредственного объекта действия.

Творительный падеж обозначает инструмент, с помощью которого совершается действие.

Предложный падеж употребляется только с предлогами, обозначает место действия или указывает на объект. Некоторые лингвисты склонны разделять предложный падеж на два вида:

  • изъяснительный, отвечающий на вопросы «о ком?», «о чем?» (характеризующий предмет мыслительной деятельности, рассказа, повествования);
  • местный, отвечающий на вопрос «где?» (непосредственно местность или час происходящего действия).

Но в современной образовательной науке все же принято выделять шесть основных падежей.

Существуют падежи русского языка прилагательных и имен существительных. Склонение слов применяется как для единственного, так и для множественного числа.

Падежи русского языка существительных

Существительное - это часть речи, обозначающая название объектов, выступающая в предложении в качестве подлежащего или дополнения, отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».

Многообразие способов склонения слов делает сложным для восприятия иностранцами многогранный и богатый русский язык. Падежи имен существительных склоняют слово, изменяя его окончание.

Падежные формы существительных могут изменять окончания, отвечая на вопросы:

  • касательно одушевленных субъектов - «кого?», «кому?»;
  • неодушевленных предметов - «что?», «чего?».
Падежи существительных с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний

Предлоги

Именительный

Мальчик(), мяч()

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(а), мяч(а)

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(у), мяч(у)

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(а), мяч()

На, за, через, про

Творительный

Мальчик(ом), мяч(ом)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(е), мяч(е)

О, на, в, об, при, обо

Несклоняемые существительные

Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа. Это слова:

  • кенгуру, такси, метро, фламинго;
  • некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);
  • нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);
  • русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);
  • сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);
  • фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).

Изменение прилагательных

Имена прилагательные - самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого.

Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.

Падежи прилагательных с предлогами

Падежи

Вопросы

Предлоги

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Добр(ого)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Добр(ому)

Винительный

Кого? Что?

Добр(ого)

На, за, через, про

Творительный

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

О, на, в, об, при, обо

Не склоняемые по падежам прилагательные

Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.

Падежи множественного числа

Имена существительные и прилагательные могут быть в единственном и множественном числе, что также отражают падежи русского языка.

Множественное число образуется путем изменения окончания, склонения слов в зависимости от вопроса, на который отвечает падежная форма, с помощью таких же предлогов или без них.

Падежи множественного числа с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний имен существительных

Примеры изменения окончаний имен прилагательных

Предлоги

Именительный

Мальчик(и), мяч(и)

Добр(ые), красн(ые)

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(ов), мяч(ей)

Добр(ых), красн(ых)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(ам), мяч(ам)

Добр(ым), красн(ым)

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(ов), мяч(и)

Добр(ых), красн(ые)

На, за, через, про

Творительный

Мальчик(ами), мяч(ами)

Добр(ыми), красн(ыми)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(ах), мяч(ах)

Добр(ых), красн(ых)

О, на, в, об, при, обо

Особенности родительного и винительного падежей

У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».

Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:

  • на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);
  • в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);
  • в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).

То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.

В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:

  • на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);
  • в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);
  • в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).

Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.

Умение правильно склонять различные части речи по падежам, числу, роду является отличительной чертой человека умного, грамотного, высоко оценивающего русский язык и его основные правила. Стремление к познанию, повторению и совершенствованию знаний является отличительной чертой высокоинтеллектуальной личности, способной к самоорганизации.

Падеж в языках флективного (синтетического) или агглютинирующего строя - категория слова (обычно имени), показывающая его синтаксическую роль в предложении и связывающая отдельные слова предложения. Падежами называют как функции слов в предложении, так и соотносимые с ними формы слов.

Термин падеж , как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни - др.-греч. πτῶσις (падение), лат. casus от cadere (падать). Выделяют прямой падеж (именительный и иногда также винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова, и поддерживалась ассоциациями с игрой в кости (где при каждом броске выпадает та или иная сторона - в данном случае одна «прямая» и несколько «косвенных»).

Ниже в таблице вы можете посмотреть падежи русского языка и их окончания для различных родов, склонений имен существительных.


Русское название падежа Латинское название падежа Вопросы Предлоги Окончание
Единственное число Множественное число
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Именительный Номинатив Кто? Что? (есть) --- --- -а, -я ---, -о, -е --- -ы, -и, -а, -я
Родительный Генитив Кого? Чего? (нет) без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг -ы, -и -а, -я ---, -ов, -ев, -ей
Дательный Датив Кому? Чему? (дам) к, по -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Винительный Аккузатив Кого? Что? (вижу) в, за, на, про, через -у, -ю -о, -е --- ---, -ы, -и, -а, -я, -ей
Творительный Инструментатив Кем? Чем? (горжусь) за, над, под, перед, с -ой (-ою), -ей (-ею) -ом, -ем -ами, -ями
Предложный Препозитив О ком? О чем? (думаю) в, на, о, об, обо, при -е, -и -е, -и -ах, -ях

Стандартно считается, что в современном русском языке 6 падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный), тем не менее некоторые языковеды (Зализняк) выделяют ещё минимум семь, имеющих ограниченное распространение и функции. Шесть основных падежей определяются посредством грамматических вопросов, которые можно поставить на место слова (кто?, что?, кого?, чего? и т. д.), остальные падежи можно выделить только по косвенным смысловым признакам (так, изъяснительный и местный падежи определяются одним вопросом: о/на/в ком, чём?)

Именительный падеж - кто?, что?, является единственным прямым падежом в русском языке, употребляется в качестве главной части предложения.

Родительный падеж - нет кого?, чего?, определяет принадлежность, родство и некоторые другие отношения.

Дательный падеж - дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.

Винительный падеж - вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;

Творительный падеж - творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);

Предложный падеж - думать о ком, о чём

Второй предложный падеж , или местный падеж - оригинальная (беспредложная) форма местного падежа практически полностью утрачена и перешла в формы предложного и творительного, однако у некоторых существительных грамматически отличная форма предложного падежа: в лесу, в тени́. Беспредложные формы до́ма и домо́й, являются, видимо, наречиями.

Звательный падеж - по форме идентичен именительному, но образует независимый оборот речи, по функциям подобный междометию. Полностью утрачен оригинальный звательный падеж, формы старорусского языка - человече, врачу и пр. Однако, можно выделить новый звательный, включающий разговорные формы некоторых имён: Петь, Саш, Тань, и т. п. и нескольких существительных.

Количественно-отделительный падеж - разновидность родительного и во многом сходен с ним, однако имеет некоторые отличные формы: чашка чаю (вместе с чая), задать жару (не жа́ра), прибавить ходу (не ход).

Лишительный падеж - вид винительного падежа, но используется исключительно с отрицанием при глаголе: не знать правды (не правду), не иметь права (не право).

Ждательный падеж фактически совпадает с родительным, однако выделяется вследствие того, что некоторые слова в той же грамматической форме склоняются по форме винительного. Ср. ждать (кого? чего?) письма, но ждать (кого? что?) маму. Также: ждать у моря погоды.

Превратительный падеж или включительный падеж - отвечает на вопросы подобные винительному падежу (в кого? во что?), но употребляется исключительно в оборотах типа пойти в сварщики, баллотиророваться в президенты, взять в зятья и т. п.

Счётный падеж - несколько отличная от родительного форма, использующаяся при счёте: три часа́ (не ча́са), два шага́.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «derevyannyydom.ru» — Строим новый дом