Конспект занятия «Ярмарка. Конспект занятия "путешествие на ярмарку" Занятие ярмарка

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ ДС "Родничок"

Населённый пункт: г.Озёрск

Наименование материала: Конспект занятия

Тема: "Путешествие по городам Урала"

Описание:

Материалы занятия помогут уточнить и расширить знания детей о родном крае - Южном Урале, его богатствах, уральских городах.

Ссылка на публикацию:

http://сайт/doshkolnoe/index?nomer_publ=408

Опубликовано 09.09.2015

Текстовая часть публикации

Познавательное занятие в старшей группе

«Путешествие по городам Урала»
Подготовила и провела воспитатель Блинова Е.Ю.
Цель:
Ознакомление детей с родным краем.
Задачи:
1. Уточнить и расширить знания детей о родном крае (об уральском лесе, об уральских горах, об уральских озёрах и реках) 2. Познакомить с природой родного края, его богатствами - полезными ископаемыми. 3. Развивать интерес к изучению родного края, любознательность. 4. Формировать навыки связного речевого высказывания. 5. Активизировать память, внимание. 6. Воспитывать чувство гордости за природу родного края, бережное отношение к ней.
Словарная работа:
Урал, уральские (горы, хребты, озера), Снежинск, Екатеринбург, Касли, Коркино, герб, карьер, каменный уголь, мрамор, малахит, «каслинское литьё», полезные ископаемые, украшения.
Материалы к занятию
: карта России, Челябинской области, коллекция уральских камней, кукла «Хозяйка Медной горы», пейзажные картины Уральских гор, леса, озера, деревни, города; выставка изделий и украшений из поделочных камней; наборы открыток – «Каслинское литье», «Уральский пейзаж».
Предварительная работа:
1. «Урал – наш край» – рассказы воспитателя о родном крае. 2. Чтение сказки П.П.Бажова «Серебряное копытце» 3. Экскурсия в библиотеку 4. Просмотр слайдов на компьютере: «Край родной и любимый», «Народные промыслы Урала», 5. Рассматривание коллекции уральских камней.
6. Обобщающая беседа об Урале. 7. Чтение закличек, пословиц, уральских легенд и преданий (программа «Наш дом – Южный Урал»)
Организационный момент:
-Ребята, эта карта нашей большой страны, которая называется… Ответы детей: Россия -Среди просторов нашей страны есть чудесный край, который называется Урал. Урал – это часть России, он находится почти в самом центре. (показываю Урал на карте, затем дети. Вызываю 2-3 детей. Они показывают Урал на карте). -Урал - это наш край, где мы живём, наша малая Родина. Велики просторы Уральской земли. Наш огромный каменный пояс, горный хребет протянулся на тысячи километров от холодного Красного моря до тёплых степей Казахстана. «Каменный пояс», «Урал – батюшка» - называл народ Уральские горы. - А народ, живущий на Урале, называют уральцами, а вас - уральскими ребятишками. (Дети повторяют. Сначала мальчики, потом девочки.)
Ход занятия:
-Ребята, наш край удивительной красоты, сказочных природных богатств. Разнообразен уральский пейзаж: то мягкие, пологие склоны, то высокие скалистые горы. В горах люди добывают природные богатства, в горах люди отдыхают от городского шума и любуются красотами нашей земли. Озёра с чистой родниковой водой, бурные каменистые речушки. Урал называют краем голубых озёр. Богат Урал лесами густыми, хвойными, смешанными. Водится там и зверьё и птица.
(Читаю легенду о медведе.) -В давние времена рассказывали люди такую сказку. Живёт в чащобе золотой медведь, лесной хозяин. Если начнут люди без нужды деревья рубить, реки, озёра портить, дичь без пощады бить, то нападёт на них золотой медведь, изранит, а то и убьёт. Но если станут люди лес беречь, если будут с умом и благодарностью пользоваться лесными дарами, то им золотой медведь не помешает, а самым трудолюбивым и верным друзьям леса может и подарок сделать – ларец с драгоценностями принести. Спрашиваю детей, чем богата уральская природа? Ответы детей: Высокими горами, озёрами, реками, густыми лесами. -А ещё, ребята, города нашей земли славятся заводами, шахтами, карьерами, приисками (добыча золота). (Показываю на карте города Челябинской области и называю их) Еманжелинск, Троицк, Коркино, Кыштым, Челябинск, Озёрск и т.д. -Я предлагаю вам совершить путешествие по некоторым из них. Садимся в «автобус» и отправляемся в путешествие по Уралу. (Дети садятся в «автобус». Звучит музыка.) Мы с вами подъезжаем к городу Мастеров-Касли. Касли на весь мир знаменит. Начался город с завода, на котором чугун и железо делали. Работают на заводе удивительные мастера, которые научились выплавлять из чугуна скульптуры невиданной красоты: и огромный памятник, и красивую игрушку, и узорчатую ограду, и целый чугунный дворец. Ребята, вспомните, где в нашем посёлке встречается «каслинское литьё». Ответы детей: Забор в сквере возле Дома культуры. -А особенной славы заслужили мастера из Касли за чудесную красоту коней, которых выплавляли больше ста лет назад. Поэтому и стал гербом Касли чёрный вздыбленный конь. -Так что же изготавливают каслинские мастера?
Ответы детей: Скульптуры, памятники, красивые игрушки. Фигурки, сделанные из чугуна, называются «каслинским литьём». Горячий чугун заливают в форму, а когда остывает, вынимают из формы готовое изделие. -Как называются фигурки, сделанные из чугуна. Ответы детей: Каслинское литьё. -Давайте, ребята, рассмотрим фигурки из чугуна. (дети рассматривают, трогают руками, сравнивают. Подвожу детей к ответу: чёрные, тяжёлые, красивые.) -Ребята, садитесь в «автобус», поедем дальше. (Дети садятся в автобус. Звучит музыка) - Мы приехали в город Коркино. Богатство этого города – уголь. Уголь – этот камень не простой, а горючий. Если бросить уголь в огонь, запылает он ярким пламенем. А самое главное, что пламя от угля жаркое и долгое. По всей Челябинской земле стоят бесчисленные заводы (Как наша ТЭЦ), и всем им для работы нужен огонь. Огню нужно топливо, а чем топить? Углём! Уголь – камень, но горит. Чудо? И правда, чудо. Сколько на свете разных камней, но никакие камни не горят, а уголь горит. Как уголь добывается? Выкапывают в земле огромную яму – карьер. По краям карьера прокладывают дорогу. Идёт она витками всё ниже и ниже. И приводит на дно карьера, где огромные экскаваторы уголь собирают и в железнодорожные вагоны грузят. Локомотивы с углём по спиральной дороге, по краям карьера наверх вытягивают и потом ведут по всей нашей стране, чтобы дарить людям свет и тепло. Посмотрите на герб города Коркино, он похож на дорогу, которая подымается из карьера, доставляя людям уголь, а золотой цвет обозначает свет, тепло, который даёт уголь.
- Ребята, вспомните, какие большие составы с углём доставляют на нашу ТЭЦ. В больших котлах топят уголь, благодаря этому, в наших квартирах есть свет и тепло. (Показываю детям уголь. Дети рассматривают.) -Что вы узнали интересного об этом камне? Ответы детей: Добывают уголь на дне карьера. Он чёрного цвета, он горит. Наша ТЭЦ тоже работает на угле, вырабатывая свет и тепло. -Молодцы! А теперь садимся в «автобус» и едем дальше. (Дети садятся в автобус. Звучит музыка) -Мы прибыли в хорошо знакомый вам город Озёрск. Не зря он Озёрском называется - этот город лежит среди озёр, со всех сторон его вода озёрная омывает. На гербе золотая ящерица из старых времён, из давних легенд. Ящерица золотая символом уральских гор служит, потому что с давних пор рассказывают на Урале сказание о хозяйке медной горы – волшебнице, то прекрасной девицей, то юркой ящерицей обращается и бережёт в глубине Уральских гор заветные сокровища. Но сегодня Хозяйка горы нам принесла волшебный ларец, чтобы мы полюбовались драгоценными камнями. (В группу вносится кукла со шкатулкой украшений. Дети рассматривают украшения из драгоценных камней: шкатулки, ювелирные украшения, подставки.) Хозяйка горы: Уральские мастера издавна прославились своим искусством обработки камня (точат, шлифуют). При производстве различных коробочек, шкатулок умело используют мастера природную красоту камней. Из каменной крошки делают вот такие красивые картины с изображением Уральских пейзажей. (Кукла показывает картины из крошки) Хозяйка горы: Понравились вам богатства?
-Что интересного вы узнали о камнях? -Почему их называют драгоценными? Ответы детей: Да, понравились. Чтобы получилось украшение, камень обрабатывают Уральские мастера. Благодаря большому труду мастеров, из камня получается украшения. Ребята, а у Хозяйки горы для вас ещё есть волшебная шкатулочка. (Хозяйка горы открывает и угощает детей конфетами-драже, разноцветными камешками) -Ребята, а теперь пора прощаться с Хозяйкой горы. (Дети прощаются, говорят спасибо за угощенье. Хозяйка горы уходит.)
Итог занятия:
Спрашиваю у детей, что интересного они узнали из нашего путешествия по Уралу? Ответы детей: Дети перечисляют то, что запомнили. Кто затрудняется в ответе, помогаю наводящими вопросами. Мы счастливы, что живём в таком удивительном крае, гордимся его историей, достижениями уральцев. А прославили эти города наши Уральские мастера.

Образовательная область : социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Тема: «Путешествие по уральским промыслам и ремеслам».
Форма НОД: путешествие по карте
Виды деятельности: познавательно-исследовательская
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Цель: развивать любовь к родному краю в процессе закрепления знания детей о народном творчестве Урала - домовой росписи, лаковых подносах.
Планируемый результат:

  • Дети проявляют умение устанавливать причинно-следственную связь.
  • Проявляют способность чувствовать красоту природы, архитекту-ры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
  • Проявляют интерес к родному краю как части России: культуре, истории зарождения и развития своего края; к людям разных национальностей, живущих в родном крае.
  • Дети проявляют интерес к отдельным фактам истории и культуры родного края, способность чувствовать красоту природы, архитекту-ры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
  • Проявляют патриотические и гражданские чувства: чувство восхищения достижениями человечества; чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края; уважительное отношение к историческим личностям, памятникам истории. Проявляют целеустремленность, волевые качества личности, интерес к исследовательской деятельности.
  • Имеют представления о родном крае в процессе работы по карте, знания детей о народных промыслах Урала - домовая роспись, лаковые подносы, представления детей о том, что делает малую родину (город село) красивым.

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности
Развивающие задачи:
Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родного края. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитекту-ры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее. Развивать у детей интерес к родному краю как части России: культуре, истории зарождения и развития своего края; к людям разных национальностей, живущих в родном крае.
Воспитательные задачи: Воспитывать патриотические и гражданские чувства: чувство восхищения достижениями человечества; чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края, памятникам истории. Воспитывать целеустремленность, волевые качества личности. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Обучающие задачи: Обогащать представления о родном крае в процессе работы по карте. Уточнить и закрепить знания детей о народных промыслах Урала - домовая роспись, лаковые подносы. Расширять представления детей о том, что делает малую родину (город село) красивым.

Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
Вера - устанавливать причинно-следственную связь в процессе разговорной речи.
Миша - развивать творческое воображение в процессе рассматривания картинок.
Кира - развивать интерес к осознанной работе по карте Урала

Учебно-методический комплект:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
  2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
  3. Историко-этнографический атлас «Народы и культуры Урала в XIX - XXвв.» Г.Н. Чагин. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003.
  4. Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижнесинячихинского музея-заповедника, И.Д. Самойлова- Издательство «Уральский рабочий» Свердловск 1988.

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Принципы воспитания: принцип свободы и самостоятельности, активности.
Принципы обучения: принцип наглядности, принцип доступности, принцип культуросообразности.
Средства воспитания и обучения: наглядные (Историко-этнографический атлас «Народы и культуры Урала, картинки к презентации - промысла и ремесла); мультимедийные (презентация промысла и ремесла Урала).

Весь текст материала находится в приложенном файле

Линара Вильданова
Конспект занятия «Ярмарка»

Конспект занятия «Ярмарка » .

Цель : развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;

Задачи :

образовательные :

Расширить знания о народных промыслах;

Приобщать к истокам и традициям русского народа;

Совершенствовать умение работать в коллективе;

развивающие :

Обогащать слова и активизировать речь детей;

Развивать тонкую моторику рук посредством изобразительной деятельности;

Развивать творческие способности;

Развивать слуховое восприятие, внимание, память;

Закреплять навыки расписывания узорами игрушку-фигуру по народным мотивам, использовать разные элементы росписи.

воспитательные задачи :

Воспитывать коммуникативные навыки общения;

Познакомить с разными жанрами театра, поддерживать интерес к театрализации, поощрять желание к творчеству;

Прививать любовь и уважение к русским традициям.

Воспитание доброжелательного, отзывчивого, тактичного отношения ко взрослым и сверстникам;

Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;

Воспитание у ребенка положительного настроя на предстоящую работу;

Создание особой творческой атмосферы;

Привлечение родителей к активному участию в мероприятии.

Оборудование и материалы :

Демонстрационный материал :

Экспонаты народных промыслов;

Дети в народных костюмах;

Фотографии и репродукции с изображением различных ярмарок ;

Самовар;

Баранки, пряники;

Деревянные матрешки;

Кукла – перчатка Петрушка;

Дымковские кони;

Городецкие дощечки;

Гжельская посуда;

Предметы с хохломской росписи;

Павлово-Посадские платки;

Карточки с элементами росписи;

Магнитофон;

Диск с записями русских народных мелодий;

Сувениры, вывески;

Игровое оборудование «Веселая карусель» .

Раздаточный материал :

Деревянные ложки;

Куклы – перчатки;

Вырезанные из бумаги- ложки;

Баночки с водой (по количеству детей,

Подарки для детей;

Предварительная работа : Подготовка костюмов для детей. Беседа о «Ярмарке » . Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Рассматривание фотографии и репродукции с изображением различных ярмарок , экспонатов народных промыслов. Разучивание стихотворений, частушек, русских народных песен, разучивание народных игр, элементов русской пляски. Знакомство детей с изделиями народных мастеров, с русской матрёшкой, Павлово-Посадскими платками. Проводили беседы и расписывали изделия.

Методы и приемы : Практический, наглядный, словесный, игровой.

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы :

Наглядный метод (дети одеты в русскую народную одежду, показ изделий народных мастеров) ;

Наглядно-практический метод (творческие упражнения – рассказывание стихотворений, частушки, игры) ;

Словесный метод (рассказы педагога о народных промыслах, разговор с родителями о детях) ;

Прием эмоциональной заинтересованности (педагог в русском народном костюме, прослушивание аудиозаписей с русскими народными песнями);

Игровой прием (все задания дети выполняли в игровой форме) ;

Ход занятия:

Дети входят в русских народных костюмах в кабинет и рассаживаются полукругом на стулья.

1. Вводная часть :

Организационный момент :

Педагог : Здравствуйте, ребята и вы гости дорогие. Приглашаю вас сегодня совершить путешествие в волшебную страну под названием Ярмарка . А что же такое ярмарка ?

Дети : Ярмарка это веселье , хорошее настроение, игры.

Педагог : Ярмарку всегда очень ждали , это было важное событие в жизни людей. Туда везли самые лучшие товары, там можно было купить много полезных и красивых вещей. А еще ярмарка славилась весельем , хорошим настроением и праздничной атмосферой. На ярмарках показывали кукольные, театральные спектакли, выступали скоморохи и ростовые куклы. Вот так интересно проходили ярмарки .

Во время рассказа педагог демонстрирует детям фотографии и репродукции.

2. Основная часть :

Педагог : Ребята, а вы бывали на настоящей ярмарке ? Давайте сейчас туда отправимся.

К нам на ярмарку спешите ,

Пропустить ее нельзя!

Что угодно здесь найдете :

И посуду, и игрушки,

И платочки все в цветах!

Много нового поймете

О народных мастерах!

(Звучит мелодия «Ярмарка » .)

Дети с воспитателем под музыку идут к прилавкам с товарами.

Одна часть детей становится «покупателями» , другая – «продавцами» . «Продавцы» встают за столики, на которых разложены разные предметы народных промыслов. Педагог и «покупатели» переходят от одного столика к другому и разглядывают предлагаемый товар. Педагог хвалит промыслы, фиксируя внимание детей на разнообразие представленного материала и его самобытности. Освободившиеся «продавцы» постепенно присоединяются к педагогу и «покупателям» .

Педагог : К нам на Ярмарку спешите ,

Очень рады видеть вас,

Не стесняйтесь, подходите,

Все товары здесь – для вас!

1–й ребенок : А на Ярмарке у нас Все товары – высший класс!

2–й ребенок : Приглашаем, подходите, На товары поглядите.

3–й ребенок : Подходите, поглядите И чего–нибудь купите!

4–й ребенок : Промыслы народные

Все очень благородные : Дымка, гжель и хохлома,

Все на Ярмарку у нас , Приглашаем в гости вас.

Под р. н. м. «ПОШЛА МЛАДА ЗА ВОДОЙ» заходит девочка в костюме ХОХЛОМЫ с коромыслом

Педагог : За студеною водицей

Водоноска – молодица,

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет.

На коромысле, не спеша

Посмотри, как хороша

Эта девица – краса!

Педагог : Дети, что это за краса?

Дети : Хохлома!

Ребенок : Подходите, не спешите,

Это чудо посмотрите!

Резные ложки и ковши,

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Ребенок : Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой!

Ребенок : Это хохлома, сюда поспешите!

На дереве роспись себе вы купите.

Солонки и блюда, красивые утки.

И даже, глядите, Есть плюшки – малютки.

Педагог : Как называются эти предметы? (посуда) Из чего сделана посуда? (из дерева) Каким узором украшена посуда? (завитки, листики, ягоды) . Какие цвета использовали художники? (красный, желтый, золотой)

Педагог : Это слово произошло от названия села, которое называлось «Хохлома» . В нем изготовляли игрушки и продавали. В основном это была посуда, выточенная из дерева. В этой росписи сочетались краски черного, красного и золотистого цвета. Вот поэтому ее назвали золотой Хохломой. Это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод.

Педагог : А вот еще игрушка.

Неслыханное чудо, невиданное диво!

Ростом разные подружки, а похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка!

В зал под р. н. м. «БАРЫНЯ» заходят девочки – матрешки.

МАТРЕШКИНЫ ЧАСТУШКИ :

1 матрешка : Подходите, подходите

На товары поглядите.

Привезли из далека,

Мы не ситцы, не шелка

И не кольца, и не брошки,

А веселые матрешки

2 матрешка : Мы веселые матрешки,

На ногах у нас сапожки,

В сарафанах наших пестрых,

Мы похожи словно сестры.

3 матрешка : Очень любим, мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам идем.

4 матрешка : Мы матрешки, мы – сестрички

Мы – толстушки невелички.

Как пойдем плясать и петь

Вам за нами не успеть.

Педагог : – Ребята, скажите, а за что в нашей стране и за границей так полюбили матрешку?

Дети : – Это игрушка. Если ее открыть, то внутри окажется такая же матрешка, только поменьше.

Педагог : – Правильно (педагог раскрывает поочередно матрешку и дает рассмотреть детям) .

А из какого материала изготавливают матрешку?

Дети : – Из липы и березы.

Педагог : – В какой наряд одевают мастера матрешек?

Дети : – Сарафан, блузка, платок, передник.

Педагог : – Ну что ж. Этот товар мы рассмотрели, а сейчас я предлагаю пройти по ярмарке и полюбоваться изделиями других мастеров. (дети с педагогом идут ко 3-му прилавку) .

Педагог : А что нам скажут про свои изделия гжельские мастера?

Ребенок : Посмотрите, что за диво,

Как все сине и красиво!

Как удобно в применении

– И для чая, и варенья,

Для конфет и для печенья.

Мимо вы не проходите,

Гжель скорей себе купите!

(рассказ сопровождается показом изделий гжельской росписи)

Педагог : Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью называют «гжелью» по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Там на заводах создают фарфоровые вещи, разные по форме и по росписи. Отличается гжель своим цветом : синий на белом фоне. Самый излюбленный узор - роза. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей.

Педагог : Синяя сказка - глазам загляденье, словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье, русская звонкая Гжель!

Педагог : А здесь у нас городецкие мастера. Послушаем, что они рассказывают о своем промысле.

Ребенок : -Если взглянешь на дошечки, ты увидишь чудеса.

Городецкие узоры, тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит! Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают, и кувшинки расцветают.

(рассказ сопровождается показом городецких изделий)

Педагог : Есть на Волге в Нижегородской области старинный городок Городец. Делают в Городце игрушки из дерева и глины. Глиняные игрушки не расписные, а политые блестящей глазурью. Самое же примечательное в Городце- это конь : красивый, гордый, с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами. Городецкая роспись- это искусство оформления плоских поверхностей, которые не закаливаются в печи. Используют в росписи красный, синий, желтый, зеленый и другие цвета, а также их оттенки : составляют разнообразные оттенки голубого и розового, фиолетового и оранжевого с добавлением белил. Важная част росписи- умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками, усиками (оживка) .

Педагог : А здесь платки разные :

И зеленые, и красные.

С набивными цветами,

С бахромой и каймами!

Педагог : – Ребята, а вы знаете, откуда мастера привезли на ярмарку такие красивые платки?

Дети : – Из Павлова-Посада!

Педагог : – правильно. Это город в Подмосковье, в котором много лет назад местные мастерицы начали заниматься изготовлением необыкновенно красивых платков и шалей.

Скажите, а какие узоры встречаются на платках?

Дети : – Алые розы с бутонами, гроздья рябины, цветы, восточные орнаменты.

Педагог : – изумительно красивые платки были настолько популярны, что существовал танец с платками, в котором дамы могли демонстрировать свою красоту, грацию, осанку.

Девочки-красавицы, примерьте платки, пройдитесь по кругу, покрасуйтесь перед нами. (Девочки идут по кругу, демонстрируя платки.)

Педагог : – Молодцы, девочки, вы показали нам всю красочность Павлово-Посадских платков!

Ребенок : Есть старинный русский град

– Это Павловский Посад.

Знаменит Посад шарфами

И красивыми платками.

Что ни платок, то чудо сад,

Такому каждый будет рад.

Ребенок : Так вот откуда мой платок,

Теперь я буду знать.

И каждому о промыслах Смогу я рассказать.

Ребенок : Ох-ох-ох!

Здесь такой переполох!

Все бегут, несутся, скачут,

Здесь частушки поют

Ноги сами в пляс идут!

Ребенок : Ай да Ярмарка ! Вот чудо,

Побывав не позабудешь!

Но на ярмарке у нас

И забавы есть для вас.

Педагог : Если хочешь веселиться,

Становись скорей в кружок!

Ну, а кто у нас играет,

Тому скучно не бывает!

Игра – хоровод :

Еле-еле-еле-еле закружились карусели (медленно идем по кругу)

А потом-потом-потом (немного ускоряемся)

Все бегом-бегом-бегом (еще ускоряемся)

А потом-потом-потом все бегом-бегом-бегом

Тише, тише, не спешите (замедляемся)

Карусель остановите. Стоп!

(Повторяем в другую сторону) .

Педагог : Там тоже любили песни, пляски,

И в селе рождались сказки.

Вечера бывали длинные,

А лепили там из глины.

Все игрушки непростые,

А волшебно-расписные

Белоснежны как березки

Кружочки, точечки, полоски.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

О какой игрушке говорится? (о дымковской)

Педагог : Где лепили игрушки из глины? (в селе Дымково)

Почему это село так называется? (зимой, когда люди топили печи, дым окутывал крыши домов и, почти, ничего не было видно)

Почему люди стали лепить игрушки из глины? (детям играть и продавали, зарабатывали деньги)

Артём : Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Алмаз : Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил,

И за хвост не удержаться

Если гриву упустил.

Педагог : Дымковскую игрушку лепят сейчас не только в селе Дымково, но и в городах на заводах и фабриках. Там много цехов.

Подходим к филимоновским изделиям :

Педагог : А вот еще поделки из глины!

Промысел очень старинный.

Есть горшки, кувшины, кружки

И забавные игрушки.

Алёна : Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая!

Необычная, смешная

И чуть – чуть пузатая!

Подожди минуточку,

Ты откуда уточка?

Уточка свистит моя :

Филимоновская я!

Педагог : Ребята, а почему эти игрушки называются филимоновскими?

Дети : потому что, эта игрушка появилась в деревне Филимоново.

Педагог : Филимоновская игрушка – старейший народный художественный промысел России. В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями. Недаром игрушку называют её любители называют «маленькой радугой» или «солнышком» .

В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла. Источником творчества народных умельцев является любовь к природе, доброта и щедрость души.

Педагог : Это кто же здесь у нас? Вдруг там страшный Карабас? Тук – тук - тук, нам покажись, На Ярмарке с нами повеселись .

Мне сегодня лишь грустится…

Педагог : (обращаясь к ребятам) : Давайте вместе скажем : «Мы тебе поможем, Развеселить тебя мы сможем,

Показывается Петрушка (в руках он держит куклу – перчатку Петрушку) .

Педагог : Послушаем Петрушку, и, может быть, мы сможем развеселить его.

Что, Петрушка, загрустил?

Или наш товар не мил?

Что на Ярмарке не так ?

Может, потерял пятак?

Может, кто тебя обидел?

Или праздника не видел?

Почему же ты грустишь?

Все вздыхаешь и молчишь.

Петрушка : Вас хотел я удивить, На спектакль всех пригласить. Но всех кукол потерял, Ах, пропал, пропал, пропал…

Педагог : Кукол потерял? Каких?

Петрушка : Театральных, не простых.

Педагог : Наши ребята тоже кукол знают, С ними часто они играют.

Ребенок : А у нас есть куклы – перчатки. С ними тоже удобно показывать спектакли. Петрушка : Нет, не то! Я и сам такой. Что тут удивительного?

Педагог : Да, Петрушка, незадача…

Но встреча с нами – вот удача.

Мы тебе сейчас поможем.

Кукол смастерить мы сможем.

Петрушка : Смастерить, но из чего?

Дети : Мы, Петрушка, ложкари, Сколько ложек, посмотри!

Петрушка : Да какой от ложек прок, Я же вам не скоморох!

Верно, хватит горевать, театр ложек мы будем создавать!

Педагог : Ну, ребята, всем за дело! Распишем ложки с вами смело.

Кисти, краски и гуашь

И, конечно, карандаш.

Нарисуем персонажи

И Петрушке их покажем!

Дети подходят к столам, где приготовлены ложки, баночки с водой, краски, гуашь, кисти. Педагог : Кто расписывает игрушки? (художник) Мы тоже будем художниками.

Педагог : Какие ложки вы знаете? (чайная, десертная, столовая и т. п.)

– Из какого материала могут быть изготовлены ложки?

– Для чего ложки нужны людям?

Дети : (дома чтобы есть, в музыкальном зале – используем, как музыкальные инструменты).

Знакомство с новым видом тетра – театром ложек.

– Для чего нужны ложки в театральной студии? (ложки – театральные куклы) .

Гости дорогие, кто хочет, к нам присоединяйтесь,

На ложках деревянных свой образ создавайте

Для театра ложкарей – Чем персонажей больше, Тем будет веселей.

Перед началом нашей работы давайте вспомним, какими элементами расписывали художники игрушки.

На магнитной доске висит плакат с элементами росписи.

Педагог : Как называются эти элементы?

Все элементы росписи писались не только кисточкой, а еще тычком. Для каких элементов он необходим? (для точек) Мастера сначала рисуют более крупные элементы, а затем более мелкие. Волнистые линии рисуют концом кисти.

Осочка - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

Завиток – выполняется с легким нажимом в середине элемента;

Для смородинки используем печатку - ватную палочку.

(Смородинку начинаем рисовать с травинки) .

Травинка - это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с осочками и завитками. Выполняется мазками с небольшим плавным утолщением.

После высыхания красной краски ягоды "разживляем" желтым цветом).

Педагог : Если вы правильно будете использовать инструменты, то они помогут вам нарисовать красивые, яркие рисунки. Еще вашим помощником будет музыка. Мастера всегда сопровождали свою работу музыкой.

Закончив рисование, дети показывают свои работы и называют персонаж и сказку, из которой этот персонаж.

Дети садятся на скамейки, ложки дарят петрушке.

3. Сюрпризный момент :

Петрушка : Ой, спасибо вам, друзья, Вижу, что грустил я зря.

Петрушка раздает подарки детям.

4. Подведение итогов :

Педагог : Ребята, вам понравился наш праздник? А что запомнилось больше?

Ответы детей.

Дети вместе с педагогом выходят к своим прилавкам, встают полукругом.

Ребенок : Пряники печатные

Очень ароматные.

В тесто добавляя мед,

Пекарь пряники печет.

Подходи, не зевай, Себе пряник покупай!

Ребёнок угощает пряниками всех гостей.

Педагог :

Вот настал момент прощанья,

Будет кратка моя речь,

Говорю всем : «До свиданья!

До счастливых, новых встреч!»

Будьте веселы, здоровы,

Всем дарите добрый свет,

Приходите в гости снова…

И живите до ста лет!

Спасибо за внимание!

Педагог:

В старину говорили: "Где двое, там рынок, трое - базар, а семеро - ярмарка". Это изречение, дошедшее до нас из глубины истории, может даже навести на мысль, что само слово "ярмарка" русского происхождения. Но его германские корни очевидны - jahr-markt, ежегодный рынок. Именно так с X века в Европе стали называться места периодических съездов торговцев и привоза товаров. Такие "места съездов" существовали в германии, Испании, Италии, во Франции, в Англии. Ярмарки были связаны между собой, следовали одна за другой - и во времени, и в пространстве. Уже к XI-XII векам они стали не только местом оптового торга, но и главным каналом международной торговли. Эту роль они сохраняли до конца XVIII века.

Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI веку, но, скорее всего. Они существовали и раньше. Возникали ярмарки всегда в самых неудобных местах - на пересечении торговых путей. Вроде бы надо купцам поскорее проследовать по своим делам, а пройти никак нельзя - ярмарка! Приходилось останавливаться и, что поделаешь, торговать своим товаром. Поначалу на ярмарки тащили ненужный в хозяйстве хлам. Ну, например, зачем крестьянину 100 мешков зерна, когда он съедает за год от силы два-три? Или зачем кузнецу 500 подков, когда у него и лошади-то нету, а только кузница? Вот и заполнялись унылые ряды первых ярмарок барахлом.

Однако, таскать на себе ненужное барахло было делом нелёгким. Например, притащить из Рязани пятьсот возов с грибами в далёкий Ирбит, или притащить из далёкого Ирбита обратно в Рязань пятьсот пустых возов - дело нешуточное! В ход пошли лошади (о возможностях автофур в те времена ещё не догадывались). А где лошади - там и цыгане!

О цыганской торговле лошадьми до сих пор ходят легенды! Десятки тысяч ворованных европейских лошадей ковыляли и колесили по российским дорогам (многие старше семи лет!), и никакой Интерпол ничего с этим сделать не мог. Спрос на лошадей всё возрастал, поскольку обычно крестьяне приезжали на ярмарку, чтобы купить лошадь или пропить деньги, скопленные на лошадь. Цыгане предлагали самый разнообразный тюнинг лошадей - перекрашивали седла, дуги, оглобли. Иногда они надували лошадей горячим дымом, и те висели над ярмаркой, покачиваясь и веселя народ громким ржанием.

По В.И.Далю, "ярмарка - большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями". Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе - торжки, торги. На одном из таких торгов, на реке Мологе, при городке Холопьем и побывал путешествовавший по России в начале XVI веке немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн. Потом в своих "Записках о московских делах" он назвал этот торг привычным для себя словом "jahrmarkt" - ярмарка.

В словаре Брокгауза и Ефрона читаем: "Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки - Макарьевская, переименованная позднее в Нижегородскую, и Ирбитская. Первая из них ведёт своё начало с XVI века и, благодаря счастливому географическому положению, вскоре приобрела всероссийскую известность и стала производить громадные обороты, особенно после перенесения её в Нижний Новгород (1817)".

Некий торговец Фурье первым предложил ввести торговые "ряды", расположив торговцев в линию и разделив покупателей и продавцов.

У нас на ярмарке много разного товара. На каждом ряду есть название того или иного товара. Сейчас каждый из участников ярмарки будет подходить к волшебному сундучку и доставать задание с номером прилавка и рассказывать о товаре. Все кто знает об этом товаре ещё что-то, могут дополнять ответ.

  • прилавок №1 - инструменты для бисера;
  • прилавок №2 - история бисероплетения;
  • прилавок №3 - материалы для бисера;
  • прилавок №4 - простые цепочки;
  • прилавок №5 - серьги, кольца;
  • прилавок №6 - ожерелья;
  • прилавок №7 - картины из бисера;
  • прилавок №8 - пасхальные яйца;
  • прилавок №9 - браслеты и пояса;
  • прилавок №10 - цветы и насекомые; (

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка»

Цель:
1. Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах.
2. Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями.
3. Воспитывать интерес к фольклору.

Оборудование: предметы народно-прикладного искусства, народные костюмы, электронная презентация, оборудование для просмотра презентации.

Предварительная работа: подготовка презентации, разучивание русских народных пословиц и поговорок, разучивание стихов зазывалок, рассматривание картин русских художников,

Ход занятия

Слайд 1 (титульный)
Воспитатель: Вместе с Таней и Ваней мы много путешествовали, побывали в разных уголках нашей страны, познакомились с мастерами народных ремесел. У каких мастеров мы побывали?(ответы детей)
Что они изготавливают? (ответы детей)
А для чего мастера делали свои изделия? (ответы детей)
Правильно, чтобы порадовать своих родных и заработать денег.
А где они продавали свой товар? (ответы детей)
Правильно! На ярмарке! На ярмарку народ созывали – ярмарочные зазывалы. Посмотрите, кто это? (обращает внимание детей на экран)
Слайд 2(звуковой)

К нам сюда скорее просим! Подходи честной народ! Веселиться начинаем! Всех нас ярмарка зовет! Подходите, граждане! Угодим каждому! Подходи, приценяйся! Покупай! Не стесняйся!

Слайы 3 и 4(картина «Свенская ярмарка», «Ярмарка»)



Воспитатель: Ярмарка – это большой базар. Проходили ярмарки несколько раз в год – по большим церковным праздникам (Рождество, Масленица, Пасха и Троица). Зимой ярмарка начиналась, как только открывался санный путь. Как вы понимаете это выражение? (ответы детей)
Торговали всем и помногу: если мука – то мешками, если дрова – то телегами. Торговали и обувью, и одеждой, и посудой и домашней утварью.
Слайд 5 (скоморохи)


Воспитатель: На ярмарке всегда многолюдно. Здесь и торговцы, и покупатели, и балаганщики и зеваки.
Как выдумаете кто такие балаганщики? (ответы детей)
Балаганщики – артисты кукольного театра, скоморохи, которые показывали на ярмарках представления в маленьких шатрах – балаганах.
Кто такие зеваки? (ответы детей)
Зеваки – зрители ярмарочных представлений.
На ярмарку приходили не только продавать и покупать, но еще и веселиться.
Тогда про таких людей говорили: «Людей посмотреть, да себя показать!»
Слайд 6(звуковой- физминутка)
Приглашаем детвору на веселую игру!
А кого не примем, за уши поднимем!
Уши будут красные, до чего прекрасные!
Проводится русская народная игра «Леший»
Слайд 7(Петрушка)
Лучше куклы не было и нету,

Знаком во всех уголках планеты,
Одним - развлеченье,
Другим - поученье!
Самая веселая в мире игрушка...
Неунывающий русский Петрушка! (из-за ширмы появляется перчаточная кукла Петрушка)
Петрушка А вот и я! Здорово, ребята! Чего вы ржете, как жеребята?
Воспитатель Хватит балагурить, пора публику приглашать!
Петрушка Пора бублики жевать? Это я завсегда готов!
Воспитатель Кричи: «Начинаем балаган!»
Петрушка Нападает хулиган?!!
Воспитатель Не путай ты слова и не пугай зрителей понапрасну. Они, веселиться сюда пришли, к тебе в гости! Кричи: «У нас будет представление!»
Петрушка Вас ждет большое удивление, такого насмотритесь, чего сроду не видывали!
Воспитатель Петрушка, не морочь ребят! Кричи: «У нас сегодня веселая комедия!»
Петрушка У нас осел кидается пельменями, разбегайся народ, а то и вам попадет!
Воспитатель Петрушка! Ребята к тебе в гости пришли, а ты их так принимаешь! Нехорошо! Нехорошо!
Петрушка Да вы на меня сильно не обижайтесь! Просто я веселый!
На ярмарку проходите! Товар у нас важный, похвалит купец каждый.
Пожалуйте к нам сюда! С добрых молодцов пятак берем, а красным девицам даром отдаем.
(Воспитатель быстро надевает на детей, изображающих лоточников необходимые детали русской народной одежды. Дети проходят к импровизированным торговым рядам)
1 лоток (матрешки, накрытые покрывалом)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, какой сувенир увозят с собой туристы, посещающие нашу страну.
В этой молодице прячутся девицы,
Каждая сестрица для меньшей темница.
Красные щечки, цветастые платочки.
Хлопают в ладошки веселые…(матрешки)

Воспитатель открывает лоток

2 лоток (изделия хохломских мастеров)
Лоточник

А вот посуда расписная- была у царя такая!
Да вся побилась!
А наша не бьется, из неё ничего не прольется!
Щи из неё вкусней, да и каша добрей!
Воспитатель: Ребята, откуда эта посуда? (ответы детей)
Когда стоит студеная зима, свистит и стонет зимний ветер.
То солнечная Хохлома напоминает нам о лете.
В тарелочках не полутьма, не сумрак в вазах и солонках
Плывет по лету хохлома, расписанная очень ловко.
Дети с воспитателем рассматривают хохломские изделия
3 лоток (музыкальные инструмент, накрытые покрывалом)
Воспитатель: А чем вы торгуете?
Лоточник
А вы загадки разгадайте, тогда узнаете!
В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная, веселая, трехрядная.
Заиграет - только тронь, наша русская….(гармонь)

Ох, звенит, она звенит, всех в округе веселит.
А всего-то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая отгадай-ка это наша … (балалайка)

4 лоток (одежда)
Лоточник
Платки и платочки для мамы и дочки!
Подходи! Налетай! Не скупись, покупай!

5 лоток (посуда: ложки, плошка)
Лоточник
Ложки, плошки! Сковороды, лукошки!
Топор, гребешок! Припасай денег мешок!
Слайд 8(лоточники)
Воспитатель: продавцов на рынке называли лоточники, или торговые зазывалы.


Слайд 9(картина «Масленица»)
Воспитатель: самая веселая ярмарка была на масленицу. Длилась она целую неделю.
Слайд 10 и 11(картинаы «Взятие снежного городка», «Масленица. Проводы»)
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «derevyannyydom.ru» — Строим новый дом