Сказкотерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Использование методов сказкотерапии в коррекционной работе с деть

18 ноября 2010 Просмотров: 3061

"Сказка ложь - да в ней намек!" (из опыта работы по сопровождению детей с ОВЗ)

Федоричева Валентина Владимировна,социальный педагог, ТО ПМПК, ГБОУ СО "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

За последние пять лет в школе снизился возраст детей, совершающих противоправные поступки насильственного характера (нанесение побоев, кража личных вещей). На учете в ОДН УВД помимо подростков, состоят учащиеся начальных классов. Социальная дезадаптация формируется в следствии цепи неудач, предшествующего периода пережитого опыта, что приводит к формированию аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, чувства неполноценности, оскорбленного самолюбия. Такие учащиеся своеобразно реагируют, пытаясь привлечь внимание окружающих с помощью выкриков, беготни, агрессивности, драчливости.

Эмоции и чувства детей с задержкой психического развития, как правило, неадекватны, плохо дифференцированы по отношению к социальным объектам. Большинство таких детей не имеет положительного опыта эмоционально-эстетического познания окружающего мира, а также опыта активного восприятия художественных произведений.

Цепочка человеческого восприятия строится по схеме: увидел – почувствовал – подумал – сделал – почувствовал. Чувства это основной мотив наших действий. Важно научить ребенка осознавать мотивы своих действий и их последствия, контролировать происходящее, быть объективным и адекватным ситуации.

Поэтому работу по профилактике агрессивного поведения младших школьников лучше всего строить на процессе усвоения образцов поведения, желательных стереотипов реагирования на различные раздражители.

Эмоциональная деятельность ребенка формируются практически одновременно с произвольной регуляцией психической деятельности. Это характерно также и для детей с задержкой психического развития. Поэтому методы и приемы воспитательного воздействия должны быть ориентированы на положительные эмоциональные проявления.

По мнению психологов, педагогов, родителей сказка – это прекрасная возможность помочь ребенку адаптироваться к реальному миру, научить его преодолевать трудности, возникающие в процессе общения с окружающими. Слушая сказки, он учится принимать на себя ответственность за свои поступки. Сказка не учит конкретным действиям, а дает школьнику информацию для размышления. Такой подход важен для растущего человека. Ребенок осознает, что, преодолевая жизненные трудности, герой приобретает необходимый жизненный опыт, становится духовно более сильным. Сказка учит стремиться к успеху, не бояться неудач, верить в собственные силы. Учитывая эти особенности сказочных литературных произведений, я решила использовать в своей работе по сопровождению детей с ОВЗ элементы сказкотерапии. Такое решение было связано с тем, что сказкотерапия – это направление, которое использует сказку, как архетипическую метафору в целях психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений).

Сказкотерапия – это еще и «открытие» тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Обсуждение прочитанных фрагментов сказки формирует умение видеть, чувствовать, анализировать сказочные ситуации, способствует осознанию нравственной стороны поступка, описанного в сюжете, учит выбору действий ребенка в жизненных ситуациях.

В процессе обсуждение поступков героев сказки происходит формирование первоначальных нравственных убеждений о добре и зле, красивом и некрасивом, о хорошем и плохом. Для детей с ОВЗ значимыми являются особенности этих представлений, так как они отражают нравственные оценки, как взрослых, так и сверстников, неразрывно связаны с оценками отдельных поступков окружающих, а также проводят путь от элементарной оценки поступков окружающих до нравственной оценки собственного поступка.

Сказкотерапия наиболее глубоко позволяет мобилизовать готовность детей к совершению социально значимых поступков, интенсифицировать мыслительную деятельность, вызвать эмоциональные переживания.

В своей работе по сопровождению детей с ОВЗ я использую составительскую программу «Сказка ложь – да в ней намек!», которая наилучшим образом подходит для детей с задержкой психического развития в возрасте от 7 до 10 лет. В ней используются элементы сказкотерапии, что в сочетании и с элементами арт-терапии является наиболее подходящими методом в процессе работы по профилактике агрессивного поведения учащихся младших классов с нарушением эмоционально-волевой сферы. Организация такой деятельности позволяет детям более глубоко понять смысл сказки, дать оценку, как отрицательных, так и положительных поступков сказочных героев.

Цель программы: профилактика и коррекция агрессивного поведения.

Задачи:

  • ознакомление с нравственными нормами поведения;
  • обучение выбору поступков в тех или иных ситуациях конфликтных.

Принципы работы по программе:

  1. Опора на положительные качества ребенка и вера в оптимистическую перспективу.
  2. Реализация потребности ребенка ощущать себя «неповторимым человеком».
  3. Признавать за ним право на те формы уважительного, культурного отношения, которые существуют между взрослыми людьми (включая право на признание ошибок).

Программа «Сказка ложь – да в ней намек!» состоит из 10 занятий. Сказки, используемые в программе уже знакомы детям, это такие как «Царевна лягушка», «Иван-царевич и серый волк», «Иван – крестьянский сын».

В процессе проведения занятий стараюсь строить взаимодействие таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.

В ходе обсуждения сказки «Иван - крестьянский сын», перед детьми раскрываю тему защиты слабых и обездоленных, провожу ориентирование мальчиков на будущую защиту Отечества. На занятиях по сказке «Сивка-бурка» знакомлю дети с новыми понятиями такими как: родительское благословение, т.е., одобрение, разрешение, наставление, напутствие на какое-то доброе дело; смирение; милосердие; сострадание.

Во время занятий по программе перед ребятами я стараюсь открыть новый смысл уже известных им слов, таких как: «здравствуйте» - пожелание человеку здоровья; «спасибо» – спаси Бог тебя; «жить – поживать», т.е. хорошо жить, счастливо и т.д.

Опыт работы по программе «Сказка ложь – да в ней намек!» показывает, что занятия лучше всего проводить следующим образом: педагог читает сказку, после прочитанного фрагмента следуют вопросы, отвечая на которые дети усваивают необходимые нравственные нормы и правила. Затем педагог просит детей раскрасить, подготовленный на листке бумаги сюжет или, если они пожелают, нарисовать свой собственный рисунок на тему обсуждаемой ситуации. Всегда большой интерес у детей вызывает чтение сказки по ролям. Как правило, дети стараются выбрать себе роли положительных героев, что подтверждает один из принципов реализуемой программы – опора на сохранную положительную нравственную основу.

На итоговом этапе занятий детям предлагается обсудить конфликтную ситуацию, произошедшую в реальной жизни, в ходе обсуждения которой происходит поиск положительного пути решения. В процессе реализации программы у учащихся происходит уменьшение эмоциональной напряженности, формирование чувства личной безопасности, повышение уверенности в себе, стимулирование познавательной деятельности. Так у учащихся, посещающих занятия улучшилась успеваемость у 30 % детей, повысилась культура организации учебного процесса у 60 % человек, сформировались устойчивое негативное отношение к совершению правонарушений у 80 % человек.

Занятия по программе «Сказка ложь – да в ней намек!» стараюсь организовать таким образом, чтобы они способствовали развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы учащихся, воспитанию у детей таких положительных качеств, как готовность к сопереживанию, отзывчивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, интерес к творческому самовыражению. У большинства детей происходит преодоление негативных проявлений в поведенческой сфере.

На итоговых занятиях программы уделяю основное внимание формированию смысловой ориентировочной основы поступка – звена между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями, что, в свою очередь, позволяет более адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий.

В заключение необходимо отметить, что у детей, с которыми была проведена работа по программе «Сказка ложь – да в ней намек!», стали формироваться навыки конструктивного общения с одноклассниками. Отмечено снижение агрессивных реакций на различные раздражители. Школьники стали более эмоционально-отзывчивыми. Ребята дают адекватную оценку собственным поступкам, высказывают свою точку зрения. Все это позволяет сделать вывод о положительной динамике личностного роста ребенка.

Литература

  1. Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики» М. Академия. 2000.
  2. Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция» М. Академия. 2000.
  3. Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми» СПб Питер. 2006.
  4. Коррекционная педагогика. М. изд-во «Коррекционная педагогика. 2004 г. № 3.
  5. Косарецкий С.Г. Направления психолого-педагогического сопровождения//(http://humanities/edu.ru).
  6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., «Возрастная психология» М. Творческий центр, 2001.
  7. Лендрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений» М. 1994.
  8. Методика и технология работы социального педагога/ Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др./ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. - М.: «Академия», 2007. - 188 с.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Игнатова Любовь Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: СП "Детский сад Сказка" ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова
Населённый пункт: город Похвистнево Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Дата публикации: 07.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Сказкотерапия как средство развития дошкольников

с ограниченными возможностями здоровья.

«В некотором царстве, в некотором государстве город есть славный. Много жителей в том граде

и больших и малых. Детки малые любят терем расписной посещать под названием «Сказка».

Сказки передавались и передаются из поколения в поколение, на протяжении многих веков. И в

нашем детском саду они обрели свое почетное место. Ведь именно сказки всегда были самым

эффективным средством общения с детьми.

Активное использование сказкотерапевтических приемов помогает мне, как педагогу-психологу,

устанавливать

доброжелательные,

доверительные

отношения

дошкольниками

родителями. Порою загадочный мир детской души, так многолик и разнообразен, что познать

его взрослому человеку бывает очень нелегко. Сказкотерапия выполняет роль проводника

между взрослым и ребенком, раскрывающим грани волшебного мира детства.

Так что же такое сказкотерапия?

Первое, что приходит на ум – лечение сказками. Но, какая же связь между сказкой и лечением?

Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. А знание

сокровенное, глубокое, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. Люди

перечитывают и интерпретируют религиозную литературу, ищут скрытый смысл в сказках,

легендах, мифах, может еще и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно

известно?

Действительно, сказка предоставляет все возможности для приобретения опыта познания,

переживания и преобразования окружающей реальности. Слушая сказки в детстве, человек

накапливает некий “банк жизненных ситуаций”. Этот “банк” может активизироваться в случае

необходимости. И ребенок и взрослый способны благодаря сказке не только менять реальность,

но и самих себя. Поэтому сказка может быть индикатором, так и катализатором личностного

роста и творческих возможностей.

Сказкотерапия - это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста, которые испытывают затруднения в

эмоциональной, поведенческой или физической сфере. Этот метод является всеохватывающим

и открытым для понимания детей. Позволяет решать проблемы эмоционально-волевого

контроля поведения. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также

способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи,

агрессию и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие

эмоции и ощущения.

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с ОВЗ строится с использованием пяти

видов сказок:

дидактические сказки – через сказочный образ раскрывается смысл и важность

определенных знаний;

психотерапевтические сказки – раскрывают глубинный смысл происходящих событий;

психокоррекционные сказки – создаются для мягкого влияния на поведение ребенка

(ограничение по возрасту до 11-13 лет);

медитативные сказки – снятие психоэмоционального напряжения, развитие

личностного ресурса.

В своей деятельности использую следующие формы и методы работы по сказкам:

Анализ сказок – помогает осознать и привнести в жизненную практику важнейшую

информацию, построить гармоничную систему ценностей. Без этого анализа многие

смыслы и уроки сказки останутся неосознанными.

Рассказывание

сказок

различные

рассказывания

позволяют

психодиагностические и психокоррекционные задачи.

Сочинение

сказок

отражение

внутренней

реальности,

активизируются

бессознательные

процессы,

способствующие

личностному

развитию

разрешению

затруднений.

Сказочная

куклотерапия

изготовление

использование

кукол–марионеток,

пальчиковых кукол; постановка сказок.

Сказочная имидж-терапия – мгновенное преображение через представление себя в

каком-либо образе, смену костюма или маски.

Сказкотерапия дает множество возможностей для развития дошкольников с ОВЗ, делая этот

процесс зрелищным и увлекательным, с помощью различных арттерапевтических и телесно-

ориентированных техник, а так же песочной терапии.

Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак,

симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.

Эмоции “особых детей” неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы “особых детей”. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает “отражать” на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

В данной работе используется терминология международной классификации, согласно которой глубоко умственно-отсталые дети характеризуются как “дети с тяжелой степенью умственной отсталости”, дети с “особыми нуждами”, дети с “ограниченными возможностями здоровья”, “особые” дети.

Опыт работы и анализ длительных наблюдений привели меня к выводу, что сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.

Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с “особыми” нуждами к жизни и труду. Программа была составлена, апробирована и применяется в МОУ Северская (специальная) коррекционная школа-интернат психологом 1-й квалификационной категории Р.Г. Дерябиной.

Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей с “ограниченными возможностями здоровья”.

Задачи.

  • Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
  • Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.
  • Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.
    • Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.
    • Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы
    • Формировать навыки речевого общения.

    Организация занятий

    Занятия по сказкотерапии проходят индивидуально. Продолжительность занятий составляет 15–20 минут, однако при сильной положительной мотивации занятие может продолжаться до 30 минут.

    После завершения программы можно поставить с детьми сказку. В ходе подготовки к спектаклю дети могут использовать полученные знания и умения, продемонстрировать зрителям свои достижения.

    Для реализации поставленных задач применялись следующие методические приемы:

    Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры. Рисование сказки. Проигрывание.

    Основные этапы работы над сказкой

    1. Знакомство с персонажами сказки.

    2. Знакомство с главным героем сказки.

    3. Первичное рассказывание сказки.

    4. Вторичное рассказывание сказки.

    5. Анализ сказки.

    6. Стимулирование “подсказок” детьми. Повторное рассказывание сказки психологом.

    7. Совместное рассказывание сказки психологом и ребенком.

    8. Проведение игр

    Критерии эффективности программы

    Выполнение детьми диагностических заданий.

    Программа “Сказкотерапия” кроме пояснительной записки, содержит тематический план, краткое изложение содержания занятия, список литератур.

    Тематический план

    № недели Тема Содержание
    1. Знакомство

    с персонажами сказки “Репка”.

    Обратить внимание ребенка на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.
    2. Закрепление. Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.
    3. Первичное рассказывание сказки. Главная цель – установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания на эмоции психолога.
    4. Вторичное рассказывание сказки. Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого.
    5. Анализ сказки. Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.
    6. Повторное рассказывание сказки. Стимулирование детских “подсказок”
    7. Совместное рассказывание сказки: психолог и ребенок. Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки “Репка
    8. Проведение игры – импровизации с ребенком. Игра “Угадай, о ком я рассказала”.

    Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию

    9. Игра “Веселый – грустный”

    Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей.

    10. Закрепление содержания сказки. Игра “Расскажем сказку вместе”

    Цель: формировать навыки речевого общения.

    11. Сказка “Репка” Совместное рассказывание сказки: психолог и ребенок в классе. Настольный театр.

    Игра “Расскажем сказку вместе”

    Цель. Продолжать формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, то есть действовали эмоционально.

    Оборудование. Картинки с изображением последовательных эпизодов сказки “Репка”.

    Ход игры. Психолог медленно рассказывает сказку “Репка”. Ребенок последовательно выставляет на фланеллеграф эпизоды сказки. Затем, когда все эпизоды сказки разложены верно, психолог еще раз рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки.

    Литература

    1. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. Санкт-Петербург. Речь 2004.
    2. Введение в психологию сказки. Школьный психолог №12/2001.
    3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста. Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной. Изд. центр “Академия”, 1997.
    4. http://www.umnyedetki.ru/skazki.html

    Использование сказкотерапии как метода работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

    Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)

    Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития.

    Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот способ является одним из самых универсальных и доступных для детского восприятия. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи.

    Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. Остановимся на одном из методов работы с детьми с ОВЗ – сказкотерапии в сочетании с игрой.

    Основной целью сказкотерапии является:

    Снятие эмоционального напряжения;

    Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;

    Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах.

    Чтение народных сказок о животных помогает выбрать положительного героя и следовать его решениям, регулировать взаимоотношения между людьми и «братьями нашими меньшими».

    Бытовые сказки несут в себе поучительные истории о том, как безболезненно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию, учат маленьким семейным хитростям.

    При неоднократном прочтении страшных сказок, в которых одними из главных героев являются старухи-ведьмы, вурдалаки, оборотни, ребенок учится по-разному моделировать и переживать стрессовую ситуацию.

    И наконец, чисто специфические сказки, которые как нельзя лучше подходят для решения проблем детей с ОВЗ- это психокоррекционные и психотерапевтические сказки.

    Психокоррекционные сказки создаются самим педагогам для решения конкретных проблем ребенка.

    Для того, чтобы создать такую сказку, необходимо:

    Выявить проблему ребенка (знать его диагноз);

    Предложить замещающий выбор для решения ребенком своей проблемы (похожий на него герой, живущий в сказочной стране, попадающий в определенную ситуацию, схожую с проблемами конкретного подопечного);

    Предложить развитие сказочного сюжета в определенной последовательности.

    Сказкотерапия – один из наименее «травмоопасных» и безболезненных способов психотерапии.

    Психотерапевтические сказки не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец. Задача таких сказок - заставить ребенка задуматься над проблемами жизни и смерти, добра и зла, правды и лжи.

    Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок смягчает свое внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Дети не любят наставлений, и сказка не учит его напрямую, предлагая образы, которые интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо. Ярко представленные в образах героев, они закрепляются в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми.

    Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства, такие как: мимика движения, жесты, интонация, речевое дыхание. Развиваются личностные качества, систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развиваются образная речь, навыки описания, повествования, сочинения сказок и историй (в том числе и нереальных, придуманных).

    ВЫВОД: Таким образом, можно сделать заключение, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия, развивает речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессии. Можно сказать, что сказкотерапия способствует умственному развитию детей. А самое главное для нас, педагогов, - видеть на лицах детей счастливую улыбку.

    Литература.

    1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – М., 1997.

    2. Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник. – М., 2004.

    3. Барташникова И.А. Учись играя. – Харьков, 1997.

    4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.

    5. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком. – СПб.,2000.

    5. Инклюзивное образование. Вып, 4. – М., 2010.

    6. Леонтьева И.Г. Программа цикла занятий по сказкотерапии для детей с особенностями развития // Психолог в детском саду. – 2006. - №2. – С. 83 – 98.

    Педагог-дефектолог

    А.В.Мишагина

    …умело, умно, мудро, тонко, сердечно

    прикоснуться к каждой из тысячи граней,

    найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать

    засверкает неповторимым сиянием человеческого

    таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…

    Концу 20 столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритании, Швеции, Германии, Скандинавских странах) ведущей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало инклюзивное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение. Инклюзивное образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей) в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека как полноправного участника образовательного процесса. Инклюзивное образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. В процессе работы с детьми были использованы различные методы. Один из таких методов - сказкотерапия в сочетании с игрой.

    Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Сказка, будучи воспринятой и понятой (как правило, на бессознательном уровне), решает или, точнее, помогает решать некоторые психологические задачи, обеспечивая вступление человека в общественные отношения. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

    Дети с ОВЗ - это сложный, своеобразный контингент. У них наблюдаются недоразвитие познавательной деятельности - как основной признак, симптом умственной отсталости - и некоторые особенности эмоционально-волевой сферы.

    Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в «состояние волшебства», заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

    Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых» детей. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки - все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

    Опыт работы и анализ длительных наблюдений привели мня к выводу, что сказка оказывает кооригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей. Сказкотерапия - один из наименее «травмоопасных» и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду.

    Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок смягчает свое внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую, предлагая образы, которые интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия - что такое хорошо и что такое плохо. Ярко представленные в образах героев, они закрепляются в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми.

    «Путешествия» по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов. Постоянно используемые этюды на выражение и проявление различных эмоций улучшают и активизируют выразительные средства - пластику, мимику и речь. Для полноценного развития ребенка важно питание его эмоциональной сферы, развитие чувства, а сказка - одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка.

    Основные цели, которые мы ставим в работе с детьми с ОВЗ, - это развитие эмоциональной сферы, воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма, развитие мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики. Средствами сказки мы стараемся воспитать у детей любовь к природе, скромность, доброту, ответственность и еще многие качества, имеющие общечеловеческие ценности.

    Основные задачи

    Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки. Учить узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов. Развивать пространственную ориентировку с опорой на зрительное восприятие предметов. Учить выделять предметы в группе (сказку), опираясь на зрительный образ. Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы. Формировать навыки речевого общения.

    Для реализации поставленных задач применялись такие методические приемы, как беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами: словесные, настольно-печатные и подвижные игры: рисование сказки, проигрывание. Главные принципом достижения эффективности в работе мы считаем индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных, психофизических и речевых возможностей. Мы пытались использовать сказку в психокоррекционной работе с детьми в сочетании с игрой и с игротерапией, когда возникла необходимость помочь детям с ОВЗ адаптироваться среди сверстников с сохранным интеллектом.

    В своей работе мы стараемся использовать общеизвестные сюжеты и темы. В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятия. При подготовке к занятию продумываются различные формы подачи материала. Это позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. С целью психологической коррекции было проведено психодиагностическое обследование - цикл из девяти занятий, сочетающих сказкотерапию и игротерапию.

    Первое занятие. Цель этого занятия - сплочение группы для лучшего познания себя и окружающих. Детям впервые было предложено упражнения «Комплименты», которое им очень понравилось. Потом ребятам было предложено вспомнить, какие сказки они читали или слушали раньше. Зачем совместно с детьми мы пересказали сказку «Теремок» было предложено ее показать. Роли распределяли произвольно. Следует отметить, что ни одна инсценировка не была подготовленной. Общее настроение было светлым, приятное.

    Второе занятие. На этом занятии была предложена сказка «Под грибом». Роли были распределены по желанию детей. После драматизации сказки в беседе был сделан вывод, определен нравственный урок сказки: «В тесноте, да не в обиде». Настроение группы после этого занятия можно охарактеризовать как светлое, приятное.

    Третье занятие. После ритуала «входа» дети обыграли сказку «Колобок», самостоятельно распределив роли. Затем им было предложено поменяться ролями и обыграть сказку снова. Отношения к сверстнику могут изменяться много раз в течение всего дня. Взаимоотношения ограничены рамками актуальной ситуации взаимодействия.

    Четвертое занятие. После ритуала «входа» детям было предложено послушать сказку «Заюшкина избушка», а затем самостоятельно изготовить персонажей настольного театра для обыгрывания сказки. Никаких инструкций по организации данной творческой деятельности дано не было. На этом занятии мы пытались развить у детей интерес, доброжелательность, умение строить доверительные отношения друг с другом, эмоционально сопереживать ровеснику, сотрудничать и действовать сообща.

    В результате данной творческой деятельности появились признаки развития и сплоченности детского коллектива. Но, учитывая, что дети общаются между собой не только на «сказочных» занятиях, но и во время работы по самообслуживанию, прогулок, различных мероприятий, можно сказать, что среди них возникают группы, общение в которых пока носит непродолжительный характер.

    Пятое занятие. Было предложено прослушать сказку «Гуси-лебеди». Затем дети, выбрав роли для себя и своих товарищей, обыграли сказку. Однако после диагностики настроения стало видно, что некоторые участники недовольны занятием. Им не понравились роли, на которые их выбрали товарищи: их выбор чаще всего спонтанен, объяснить его дети обычно не могут. Не последнюю роль в формировании у детей отношения к окружающим играет отношение к ним авторитетного взрослого. Поэтому необдуманные замечания относительно любого ребенка воспринимаются остальными детьми как неоспоримая характеристика кого-то или чего-то. Именно под влиянием таких характеристик дети чаще всего меняют свое мнение о партнерах по игре.

    Шестое занятие. Для обыгрывания следующей сказки мы разделили детей на группы, и в каждой были распределены роли. После обыгрывания дети по своему желанию переходили в другие группы, и сказка обыгрывалась повторно. Такое построение занятия показало, что в коллективе детей уже сформировались относительно устойчивые малые группы, в каждой группе был свой лидер. Следует отметить, что при образовании свободных коллективов в них входят дети с различным уровнем умственного развития.

    Седьмое занятие. На этом занятии была предложена сказка «Волк и семеро козлят». Дети смотрели диафильм, а затем было предложено каждому ребенку распределить роли между воспитанниками группы и объяснить свой выбор.

    Восьмое занятие. Было посвящено сказкам о дружбе. После их обыгрывания детям было предложено ответить на вопросы.

    Настроение в группе на протяжении всех занятий было спокойным, светлым, умиротворенным.

    Девятое занятие. На этом занятии роли сказки «Репка» были распределены уже по жребию. Главный смысл сказки - дружба всего дороже. Ребята хотели дать роли тем детям, которые находились в данный момент в более близких с ними отношениях.

    Психодиагностическое обследование показало хорошие результаты: все дети состояли в групповых отношениях. Конечно, эти результаты нельзя отнести только на счет «сказочных» занятий, так как все это время дети вступали друг с другом в контакт во время выполнения различных режимных моментов, трудовой и игровой деятельности.

    После каждого сеанса выявлялось настроение каждого участника группы и группы в целом. Повторное психодиагностическое обследование осуществлялось с целью выявления эффективности занятий.

    Структура коррекционно-развивающего

    сказкотерапевтического занятия.

    1. Ритуал «входа» в сказку (настрой на совместную работу, любое «сплачивающее» упражнение).

    2. Повторение (вспомнить прошлый опыт, прошлое занятие).

    3. Расширение (расширить представления ребенка о чем-либо, рассказ или показ сказки).

    4. Закрепление (приобретение нового опыта игры, символические путешествия).

    5. Интеграция (связать новый опыт с реальной жизнью).

    6. Резюмирование (обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся).

    7. Ритуал «выхода» из сказки (закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде, определение эмоционального отношения (цветопись)).

    Вся методика обучения дошкольников с ОВЗ предусматривает индивидуальную работу как с детьми, отстающими в усвоении программного материала, так и с детьми, опережающими своих сверстников. Материал для работы с более слабыми детьми дается в виде дидактических игр и игровых упражнений. Занятия, проводимые в интересной, увлекательной форме, способствуют формированию необходимых представлений и помогают «догнать» товарищей, воспитывают у ребенка уверенность в своих силах, развивают познавательный интерес. Параллельно с детьми велась работа по снятию агрессивности, по развитию речи, психических функций.

    Таким образом, использование различных видов включения детей с ОВЗ в среду сверстников возможно достижение главной задачи инклюзивного образования - создание условий для равноправного участия всех детей в академической и общественной жизни. За время сеансов сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования, лепки, письма. Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание), развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развиваются образная речь, навыки описания, повествования, сочинения сказок и историй (в том числе и нереальных, придуманных).

    В смешанных группах (дети и их родители) формируются (восстанавливаются) нормальные внутрисемейные отношения, появляется эмпатия у родителей по отношению к детям, а у детей - к родителям, принятие ребенка таким, какой он есть. Это позволяет применять методику в группах, состоящих из родителей детей с различными расстройствами. Игра сближает детей, развивает чувство коллективизма, раскрепощает, дети становятся более общительными, развиваются воображение, мышление, внимание, память, речь.

    Сказочные сценарии, их обыгрывание незаменимы для развития игровой деятельности, для формирования фунционально-ролевых отношений в группе. Можно сказать, что сказкотерапия способствует умственному развитию детей. А самое главное для нас, педагогов, - видеть счастливые глазки детей.

    Литература.

    1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - М., 1997.

    2. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М., 2001.

    3. Смирнова Е.О. Ребенок - взрослый - сверстник. - М., 2004.

    4. Барташникова И.А. Учись играя. - Харьков, 1997.

    5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996.

    6. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком. - СПб.,2000.

    7. Инклюзивное образование. Вып, 4. - М., 2010.

    8. Леонтьева И.Г. Программа цикла занятий по сказкотерапии для детей с особенностями развития // Психолог в детском саду. - 2006. - №2. - С. 83 - 98.

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «derevyannyydom.ru» — Строим новый дом