Старославянские поверья. Славянские приметы в современном быту. Самые интересные и распространенные славянские поверья и приметы

Наши мудрые предки - славяне жили в полной гармонии с окружающим миром и в единении с природой - это явно отражено во всей ведической культуре и религии. Неудивительно, что при таком образе жизни мир дружелюбно открывал им свои загадки и тайны. Именно поэтому, все древнеславянские ведические приметы и обычаи остаются актуальными до сих пор.

Давайте вспомним некоторые из них.

1. В новый дом или квартиру первыми впускают кошку или старика. Известно, что чутье кошек позволяет определить здоровое, чистое от неблагоприятных потоков место. Там, где укладывается кошка, ставят кровать, а при рождении младенца - колыбель. Что касается стариков, то славяне чрезвычайно почтительно относились с пожилым, считая, что их опыт и мудрость поселятся в доме и помогут новоселам избегать серьезных жизненных ошибок.

2. В первую ночь в доме запирают петуха. Петух - символ плодородия и богатства. К тому же, петуху приписываются мистические способности - разгонять нечистую силу. Его традиционное утреннее «кукарекание» очистит новый дом от негатива.

3. Разговаривать с гостем через порог - к ссоре. Эта примета говорит о добрых нравах предков и соблюдении правил гостеприимства. Гостя обязательно надо пригласить в дом.

4. Веник или метла должны стоять в углу и ручкой в пол. Веник - один из самых распространенных славянских мистических символов. Это одно из жилищ домового; метла - неотъемлемый атрибут нечистой силы; с помощью брошенного неаккуратной хозяйкой веника можно навести порчу. Веник, поставленный на ручку, показывал недобрым силам, что их готовы вымести. Но в этой известной примете можно усмотреть и народную славянскую хитринку - щетиной вверх можно поставить только чистую метлу, да и прослужит она дольше, если бережливые хозяева не будут мять ее.

5. Не хранить разбитую посуду. Трещины на посуде символизируют разлад в семье. Кроме того, отколовшийся черепок может травмировать домочадцев. И уж, конечно, вид щербатых тарелок и чашек говорит о бедности, ущербности и может притянуть их в семью.

6. Переезжая в новое жилье - прибери старое. Во-первых, на оставшийся мусор можно навести порчу. А во-вторых, радивый хозяин никогда не допустит, чтобы новые жильцы приняли его за неряху.

7. Девушкам не разрешается сидеть на подоконнике - иначе замуж не возьмут. Очень здравая примета: сквозняками можно повредить здоровье; при падении можно покалечиться; достойная девушка не должна демонстрировать себя проходящим мимо людям и показывать свое безделье. Кто ж такую замуж возьмет?

8. В доме обязательно должен быть веник из полыни. Лечебная трава с резким ароматом издревле слыла сильным оберегом и помогала воевать с нечистой силой и злыми помыслами. И если настоящий веник из полыни раздобыть теперь не просто, то уж пучок целебной травки положить к порогу или повесить над дверью не составит труда.

Таких примет в древнеславянской культуре великое множество. И при внимательном прочтении в каждой из них можно обнаружить кроме мистического и чисто бытовой, разумный смысл. Что и говорить - славянские боги щедро одаривали наших предков не только сокровенными природными тайнами, но и житейской мудростью.
Удачи вам!

Первым в новый дом входит старый человек - Поверье в первую очередь отражает уважение к старшим. Но есть в нем и мистический смысл. Связан он стем, что начало нового дела, нового этапа жизни требует жертвы. Роль жертвы и брал на себя старый человек, поскольку считалось, что тот, кто первым переступит порог нового дома или переночует в нем, первым и умрет. Первой в новый дом впускают кошку - В сущности, этот обычай основан на том же, что и предыдущий. Но к нему добавляется еще одно толкование: кошка способна найти в жилище самое здоровое, уютное место. В дом входят после того, как кошка уляжется на этом месте. Обычно там ставят кровать для молодых, а после рождения ребенка - колыбель. Я специально наблюдал за дальнейшей судьбой кошек, которые первыми были впущены в новый дом. Погибших среди них не было. Более того, одна прожила фантастически долгую жизнь - около двадцати лет. На первую ночь в новом доме надо петуха запереть - Ясно, что причина этого поверья в том же, что и предыдущих. Главное - принести жертву, и желательно, чтобы она была как можно менее "кровавой", не человеческой. Кроме того, петуху в славянской мифологии приписывалась способность разгонять нечистую силу (три раза петух прокукарекал, возвещая о рассвете, - и черти разбежались). Впускают в дом петуха и по той причине, что он считался одним из символов плодородия. Следовательно, его пребывание в новой избе обеспечивало новоселам появление детей и богатство.
***
На Федору не выноси из избы copy - В каждой избе есть "дедушка", "хозяин" - домовой. Живет он, где сам захочет, - за печкой, или в чулане, или под порогом. Любимый его предмет в доме - веник. В Федорин день домовой из-под веника не выходит, поэтому хозяйке надо быть осторожной, чтобы с мусором не выкинуть и "дедушку", не то он обидится и пакостить начнет.
***
Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси - Это поверье, как и предыдущее, связано с тем, что под веником может жить домовой. Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической двоякости. С одной стороны, веник и метла - излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают, и росу ими стряхивают, и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог - и готово!). С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых - чтобы перенести домового; во-вторых - чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей.
***
Не свисти в доме - денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет - К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист - забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть - на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя.
***
Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя - все равно что вымывать, выметать его из дому - Поверье, суть которого - в мистическом восприятии человека и "следов от него". Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий "духовный след" от пищи на посуде, из которой только что ели. Не надо уничтожать эти мистические следы немедленно (если, конечно, речь не идет о "следах" врага).
***
Забыть какую-либо вещь в чужом доме - к скорому возвращению туда - Думается, тут и без всякой мистики ясно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придется возвращаться. А поскольку при себе обычно носят необходимые на каждый день вещи (в наше время - телефонную книжку, зонтик и т.д.), то логично, что возвращаться надо будет поскорее.
***
Выпал кирпич из печи - добра не жди - Это связано с отношением к печи как к одному из самых главных символов дома (не говоря уж о бытовой опасности такого повреждения). Печь в сознании народа - это не только тепло и горячая еда, но и место, через которое дом связан с внешним миром (мы помним сюжеты о ведьмах, вылетающих из печной трубы). Раньше на печи еще и спали, поэтому сновидения и образ печи тоже совмещались. Выпавший кирпич нарушает целостность печи как границы между домом и открытым миром. Через образовавшуюся дыру в дом может попасть нечистая сила, душа умершего, болезнь, насланная порча и т.д. Некоторые поверья связывают выпавший кирпич с проникновением в дом мифического огненного змия. Думается, в этом сокрыт и бытовой смысл, поскольку речь идет об увеличивающейся возможности пожара.
***
Здороваться и прощаться на пороге - к ссоре - Смысл этого поверья восходит к особой роли порога в доме (как и печи) - мистической границы между внешним миром и жилищем (о чем мы уже говорили). Но и бытовой смысл достаточно ясен: негоже начинать приветствия, еще не пригласив человека войти, или продолжать разговор, когда гость уже уходит. То есть речь идет о правилах приличия, вежливости.
***
Веник должен стоять в углу ручкой вниз: это спасает от злого глаза - Веник воспринимается не только как предмет для уборки в доме, но и как один из немаловажных мистических символов. Мусор связывали с неприкаянными душами умерших, а веник ведь в постоянном соприкосновении с мусором. Веник - и одно из пристанищ домового. В то же время на венике (на метле) летают ведьмы, нечистая сила заметает им свои следы, посредством оставленного где-нибудь нерадивой хозяйкой веника можно навести порчу, наслать болезнь. Исходя из всего этого и отношение к венику двойственное. Ставить его ручкой вниз - значит, использовать его защитную функцию, а именно - призывать на помощь домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. В сущности же, бережливые хозяйки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. И, наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай.
***
Хранить разбитую посуду - к несчастью - Разбитая посуда символизирует ущербность, нецелостность (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, связанный с тем, что невеста расстается с девственностью). Следовательно, хранехранение разбитой посуды в доме может при-вести к разладу, несогласию. С бытовой же точки зрения разбитая посуда попросту опасна: можно пораниться. И потому лучше не провоцировать несчастье, склеивая черепки, а избавиться от них. Не зря сохранилось старинное поверье: "Посуда бьется - к счастью". Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте, и повторяют, просто чтобы не омрачать себе настроение из-за разбитой чашки.
***
Двери начали скрипеть - к несчастью - Это поверье может быть объяснено так же, как и поверья о печи или пороге. Дверь - не только реальная защита от посторонних, но и символическое препятствие для нечистой силы. Естественно, что ее скрип воспринимается как своего рода предупреждение. Реально же скрип двери нагнетает обстановку больше, чем любое его мистическое толкование. И чем дольше дверь будет оставаться несмазанной, тем больше вероятность взаимных претензий и возможной ссоры, что и есть одно из проявлений "несчастья".
***
Не сиди на пороге - заболеешь - О мистической роли порога мы уже не раз говорили. В бытовом же смысле все ясно: сидя на пороге, человек держит дверь открытой и оказывается на сквозняке. К тому же порог расположен близко к земле, к сырости, что также провоцирует заболевание.
***
При переезде в новый дом не оставляй в старом мусора: по нему могут порчу навести - Очень дельный совет, скажем мы, особенно если представим те слова и мысли новых хозяев, которые будут адресованы неряхам. А слово, как известно, обладает и физической силой. Порою предлагается старый мусор в новый дом переносить, а уж там выбрасывать. Думается, это - излишнее усердие; лучше употребить такое усердие на уборку - тогда и порчу не почему будет наводить.
***
Вечером мусор не выбрасывай: могут обворовать - Мистический смысл поверья связан с опасностью лишаться чего-то, отнимать от себя что-то после захода Солнца, когда начинает властвовать нечистая сила. Остался в этом запрете и след верования в то, что мусор - пристанище неприкаянных душ; поэтому негоже избавляться от него на ночь глядя, в темное время суток. По той же причине сохранился кое-где обычай выбрасывать мусор на дорогу, на перекресток (автор этих строк много раз наблюдал подобное на Украине, в частности в Ильинке и Знаменке, где именно так пояснялся смысл действий). И по той же причине не рекомендуется домашний, комнатный мусор сжигать.
***
Чтобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу - Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен. Мистическая сила приписывалась и растениям-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (мята), острым вкусом (перец).
***
Въехал в новый дом - потолок целый год белить не надо - В течение года дом дает осадку, потолок деформируется и побелка все равно будет испорчена. Побелив потолок, хозяйка все время будет ходить с веником, и подметать (как это и происходит ныне во всех новых домах, особенно городских).
***
Не сиди, девица, на подоконнике - замуж не выйдешь - Одна из запретительных примет, которая должна подействовать, если не действует нормальное объяснение, что негоже девушке сидеть на подоконнике. Во-первых, это опасно; а во-вторых - испокон веков девушка не должна была выставлять себя напоказ. О сидящей на подоконнике девице, которая только и делает, что на улицу пялится, пойдет слава, что у нее только одно на уме: с парнями знакомиться, жениха высматривать.
***
Не начинай строить дом на старости лет, а то скорей умрешь - Есть и другой вариант этого поверья: покупать новую одежду на старости лет - к смерти. Многие, к сожалению, верят в это и лишают себя маленьких человеческих радостей. Хотя, если вдуматься, в основе поверья - всего лишь обычный закон: на старости лет не знаешь, достроишь ли ты дом, долго ли тебе носить новую одежду.
***
В один день двумя вениками не мети: богатство разметешь - Тут просматривается мистическая связь с домовым, который в доме один и поэтому не может находиться сразу под двумя вениками. Бытовая же причина кроется в пословице: "Всякая метла по-своему метет": То есть, подметая разными вениками, хозяйка помимо воли может оставить где-то мусор.
***
Если в доме подметать веником из полыни, нечистая сила не заведется - В основе поверья - отношение к полыни как к одному из оберегов. Считается, что резкий запах этой травы отпугивает не только нечистую силу, но и злых людей, а также противостоит порче.
***
Когда в доме подметаешь, мети не к порогу, а от порога, не то все богатство выметешь - Мести к порогу - значит двигаться за пределы своего дома, своего пространства. При этом вместе с мусором (который, как мы знаем, тоже мистифицировался) можно вымести что-то свое - хорошее, ценное. Даже во дворе после выноса покойника мусор мели по направлению к дому, мотивируя это желанием, чтобы все живые в доме остались.
***
Загудело в печной трубе - душа покойника мучается - Считалось: если закрыть печную заслонку, то связь дома с внешним миром прекращается. Значит, душа, которая хотела побывать в доме, осталась в трубе и мучается там, завывает. В таком случае надо помолиться за умерших.
***
Заслонкой закрывали печь, когда кто-нибудь отправлялся в дорогу, - чтобы домашние разговоры о нем не вылетали в трубу и не были услышаны "чужими".
***
Передний угол в доме трещит - несдобровать хозяину - Угол для славян - не только символ собственного дома (свой угол иметь), но и одно из мест обитания домового. В некоторых местностях считают, что в углу вообще живет нечистая сила (отсюда - окуривание углов дома для изгнания болезни и всякой нечисти). Под наружный угол дома выливали воду, которой обмывали покойника, сжигали там оставшийся после похорон мусор. Такое мистическое отношение к углу объясняет и поверья, связанные с ним. Неожиданные звуки - треск, стук, - доносящиеся из угла, считались знаком потусторонних сил. Бытовое объяснение поверья - в том, что хозяину надо попросту обратить внимание на состояние углов дома. Если они оседают (именно из-за этого раздается треск), то уж точно несдобровать - не только хозяину, но и всем домочадцам.
***
Петух головой затряс - быть беде - Поверье основано на двояком отношении к петуху. С одной стороны, это вещая птица, способная бороться с нечистой силой. С другой стороны, и сам он, постарев, становится представителем дьявольских сил (может даже "снести яйцо", из которого появляется на свет "маляк", доводящий потом хозяев до смерти).Головой начинает трясти, как правило, именно старый петух. Поэтому в поверье, зафиксирована рекомендация поскорее избавиться от него. То, что старый петух в хозяйстве не нужен, - однозначно. И суеверие - повод расстаться с ним во имя благополучия в доме.
***
Стук в доме без причины - к чьей-либо смерти - Основание поверья то же, что и в описанном выше случае с треском в углу, Считается, что чья-то душа пришла и предупреждает о скором покойнике в доме.
***
Вымести сор из дома, где покойник лежит, дo его выноса - значит всех живых из дома вымести - Поскольку в домашнем соре, мусоре сохраняется часть ауры покойного (как и во всех предметах и в самом воздухе жилища), то мусор не надо выметать, пока тело находиться в доме. Если это делать раньше, то душа умершего будет неспокойна: часть ее уже выметают, как бы спеша избавиться от нее. Бытовое пояснение кроется в том, что действительно убирать надо после выноса тела, и не на скорую руку, а как следует.

Новость отредактировал VENDETTA - 13-03-2012, 16:11

В древние времени многие народы придавали волосам мистическое значение. Именно длинные локоны являлись символом жизненной силы у женщин и мужчин. Упоминания о силе волос можно увидеть даже в Ветхом Завете, где рассказывается о вероломной Далиле, которая осмелилась остричь волосы Самсону, чтобы враги смогли победить его. Лишившись волос, богатырь потерял свою несокрушимость и был пленен.

В древней Германии мужчины также не стригли волос и бороды, пока не убивали своего первого врага. Французские наследники престола не имели права стричь волосы, такое действие с их стороны рассматривалось, как отречение от короны.

На Руси существовало много различных поверий и примет, связанных с волосами. Многие из них дошли и до наших времен. Как же нужно обращаться с этой таинственной частью себя, чтобы не навредить, а наоборот, избежать негативных последствий, привнести в дом любовь и счастье?

Поверья, связанные с расчесыванием волос

Одним из самых священных действий на Руси считалось расчесывание волос гребнем из натурального дерева. Этому ритуалу придавалось особое значение, ведь именно в эти моменты женщина могла в полную силу ощутить мистическую связь энергий неба и земли. Пока девочка не вышла замуж, ее волосы могли расчесывать только родители или близкие родственники. После замужества эту процедуру доверяли супругу. Считалось, что если муж будет расчесывать волосы своей жены, то в такой семье навсегда прибудет любовь и верность, и никакие невзгоды не будут ей страшны.

Девушки, расчесывая свои длинные локоны и заплетая их в косы, часто напевали простые песенки, похожие на заговоры:

Свою косу заплету, свою русу заплету,

Я плету, плету, плету – приговариваю:

Ты расти моя коса, расти девичья краса,

Заглядится молодец, возьмет сразу под венец.

Волосы расчесывались дважды в день – утром и вечером. Вечерний ритуал помогал женщинам избавиться от дневных забот и хлопот, очистить разум и сердце от всего плохого, тогда как утреннее расчесывание настраивало на позитивные мысли. Если муж помогал жене расчесывать волосы с утра, то это действо наполняло его энергией на свершения новых дел и защищало от сглаза и болезней.

Магическое действо имело силу, только при условии, что расческа была изготовлена из натурального дерева. Часто мужчины сами вырезали . Выбирались деревья, которые произрастали поблизости. Самыми добротными считались , можжевельника, дуба или березы.

Проводить по волосам нужно было не менее 40 раз. Гребешок, которым постоянно пользовалась женщина, становился настоящим оберегом для семьи. Раньше никому и в голову не приходило воспользоваться чужой расческой, так как она хранит в себе энергетику своей хозяйки. Для любовных приворотов и гаданий часто использовались .

Плохой приметой было расчесываться перед восходом солнца и уже после заката. Чтобы гребешок наполнялся женской энергией, его клали по ночам на подоконник, где есть доступ лунного света. Делалось это на растущую Луну, а после полнолуния расческу от окна убирали.

Распускать или заплетать в косу?

Главным достоинством девицы на Руси считали красивую и толстую косу. Это говорило о том, что девушка здоровая и сильная. Но не всем везло с волосами, иногда девица на выданье прибегала к небольшой хитрости: вплетала в свои локоны прядки конских волос, чтобы коса выглядела богато.

Маленькие девочки и незамужние девушки носили одну косу, сплетенную из трех прядей. Но как только появлялся жених, который получил благословение на брак от родителей, одна коса разделялась на две. Это был внешний сигнал о том, что красотка уже определилась с суженным, либо уже вышла замуж. Оказывать пристальное внимание девушка с двумя косами считалось неприличным и строго осуждалось обществом.

Перед венчанием подружки расплетали косу невесты и заплетали ее на новый лад – две косы укладывали наверх и покрывали головным убором. Закрытые волосы служили неоспоримым «документом» того, что женщина замужем. С этого момента всю красоту волос мог видеть только ее супруг. Часто избранник вырезал своими руками новый гребень для волос в подарок своей супруге.

Распущенные волосы у девушек на выданье допускались только при торжественных случаях, таких как великие праздники, либо причастие в церкви. Не попадали под общие правила лишь ведуньи (ведьмы), волосы которых были постоянно распущены.

Как влияет на жизнь стрижка волос?

В старину верили, что обрезать волосы, значит изменить свою судьбу. Стриглись только в тех случаях, когда случалась беда. Состричь локоны считалось обрядом, который помогал облегчить страдание и боль. Люди верили, что обрезанные волосы заберут с собой скорбь и печаль.

Беременным женщинам также не полагалось стричься, чтобы ни коим образом не состричь невидимую связь с ребенком и не навредить ему. Родившихся младенцев постригали только после того, как он самостоятельно начинал ходить. Первый локон у ребенка отрезали в возрасте семи месяцев и бережно хранили на тот случай, если он тяжело заболеет. Тогда этот локон помещали в ладанку и вешали на шею больному и читали молитвы.

Состригать кончики волос девушкам могли только близкие родственники. Ни в коем случае нельзя было это делать самостоятельно, чтобы «не остричь ум». Чтобы волосы росли быстрее, кончили стригли на растущую Луну.

В настоящее время тоже существуют приметы о стрижке волос. Например, считается, что если перед сдачей экзаменов постричься, то их можно провалить или сдать хуже, чем рассчитывал. Эзотерики советуют также тщательно подбирать для себя парикмахера. Этот человек должен быть жизнерадостным и импонировать вам по складу характера. Если же вам не достает житейской мудрости, найдите себе мастера с опытом и интересной жизнью. Это поможет найти ответы на некоторые вопросы.

Если не хотите ссор и разногласий в своей семье, не стригите собственного мужа или жену. Это плохая примета. Состриженные волосы лучше сразу выкидывать в унитаз, чтобы их унесла вода. Существует поверье, если волоски унесет ветром и их подберет птица, чтобы свить гнездо, человек будет мучиться головными болями, пока птаха не выведет потомство.

Даже по сонникам – видеть во сне волосы предвещает перемены в жизни, особенно если в грезах ваши пряди поменяли цвет.

На нашем сайте вы сможете из натуральной древесины бука, кедра, можжевельника и других пород.

Наши далекие предки с благоговением относились к лесу, на который смотрели не иначе, как на живое существо. Рядом с лесами строили селения, в них располагали капища, населяли их доброжелательной (и не очень) нежитью. Лес кормил, давал кров и убежище. Не случайно символом, объединяющим Правь, Явь и Навь стало именно дерево: корни, ведущие из подземного мира, давали ствол - реальность, в которой живем мы с вами, и ветви, крону - обиталище богов.

Благодаря этому дерево стали считать лестницей, по которой можно путешествовать по мирам. У многих славянских народов сохранились поверья, согласно которым в дерево переселяется душа умершего человека. Скорее всего, они возникли уже после крещения Руси, так как в большинстве есть ссылки либо на Библию, либо на христианские кладбища. Впрочем, это тоже часть нашей истории. Согласно этим легендам, скрипучее дерево становилось обиталищем беспокойной души; отсюда же берет свой исток запрет на сбор любого сырья с кладбищ. На могиле сажалось дерево, в котором душа могла найти покой. Именно поэтому запрещалось ломать ветви и рвать плоды с кладбищенских деревьев. Очень наглядный пример приведен в "Божественной комедии": сам о том не подозревая, Данте воплотил на бумаге отголоски славянских поверий: в его Аду, на пятом круге, держат души самоубийц, которые томятся в облике деревьев. Если у такого дерева отломить ветку или сорвать листок - течет кровь, и слышны стенания и плач.

Жизнь тоже неразрывно связана с деревом. Не только славяне, но и многие другие народы считали, что при рождении малыша нужно сажать у дома деревце. Его подбирали особо: для мальчиков "мужские" (дуб, клен, ясень), для девочек "женские" (береза, липа). Есть даже особый гороскоп на этот случай, рассчитанный друидами: по положению Солнца два раза в год (зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие) они определяли судьбу и характер человека. Каждый знак их гороскопа имел два периода: например, люди, родившиеся с 23 декабря по 1 января, или с 25 июня по 4 июля, относились к знаку Яблони. Есть там и знаки Пихты, Вяза, Сосны, Липы и другие. Если вы в ближайшее время собрались посадить рядом с домом дерево в честь рождения ребенка, то прежде ознакомьтесь с его свойствами: существует категория деревьев-вампиров, которые не принесут пользы, а только заберут вашу жизненную силу. Умереть дерево тоже должно "по-человечески" - своей смертью.

Не меньше, чем с человеком, дерево неразрывно связано с богами и духами. О том, что нельзя под деревом прятаться во время грозы, мне говорила еще моя прабабушка. Она не имела в виду возможность пожара от молнии - в ее деревне верили, что в грозу нечисть прячется от божьего гнева в деревьях, предпочитая одиноко стоящие стволы. Соответственно, кроме нечисти, можно было получить еще и от божества, которое ненароком промахнется и вместо злобного духа метнет молнию в человечишко. Кстати, это поверье пошло именно от славян: Перун молниями гонял чертей (или в кого он там целился - не сочтите за святотатство, просто вражин у бога хватало), а потом его образ нагло сплагиатили христиане, заместив Перуна Ильей-пророком.

В ряду почитаемых особо выделялись старые деревья с большими дуплами, стоящие отдельно от остальных. К ним обращались за лечением: страждущий привязывал к ветке, прятал в дупле или корнях небольшой подарок; считалось, что такая "жертва" позволяла человеку напитаться древесной жизненной силой и ускоряла восстановление при болезни. К этим же деревьям шли справлять свадебные обряды и другие важные ритуалы: божий суд проводился у их корней, а крона была безмолвным свидетелем клятв и торжественных обещаний. После крещения почитание деревьев преобразилось, но суть почти не изменилась: возле старого дуба теперь не давали клятв, но зато исповедовались ему в случае отсутствия духовника в окрестностях. Вырубка старых больших деревьев вроде дубов или вязов была строго запрещена: славяне верили, что если срубить царь-древо, то не миновать беды - такой проступок сулил мор, засуху, голод или войну.

Известно, что избы славяне ставили из дерева. Однако далеко не весь лес можно было рубить для этой цели. К запретным относили следующие:

  • старые стволы, пережившие не одно поколение;
  • гиганты, которых миновали молнии и ураганы;
  • молодые деревца;
  • кривые, необычно сросшиеся деревья, или стволы с аномально большими дуплами;
  • сухостой (здесь прослеживается древесная "личина смерти": нельзя было вносить домой "умершее" дерево);
  • некоторые народы не рубили деревья в зимнее время;
  • то, что посажено человеком, хранит его память - такие насаждения тоже были защищены от перспективы превращения в сруб.
Есть и соответствующая примета: коли поваленное дерево упало на север, то быть беде.
Отдельной категорией стоят "буйные" деревья, растущие на перекрестках дорог. Они считаются проклятыми, а белорусы называют их "стояросовыми". Их нельзя рубить: дело, в котором планируется использовать ствол, не будет удачным. К проклятым приписывали все деревья, питающиеся энергетикой человека, в частности осину и ель.
А когда выбраны деревья, скажем, на постройку нового дома, то с ними следовало поговорить. Дереву объясняли, для какой цели его берут, и просили духа выйти. Тащить ствол к месту строительства тоже нужно было осторожно: повредив юную поросль, можно было навлечь на себя смертельную череду неудач. И обязательным завершающим ритуалом была баня: какой бы благородной ни являлась конечная цель вырубки, а все же это убийство живого существа, и грех смывали горячим паром.

Особо выделялись у славян следующие деревья:

  1. Дуб - священное дерево Перуна, истинно мужская порода, воплощение силы, мужества и мудрости. В дубовых рощах устраивали капища и божьи суды. Именно дуб считается прообразом Мирового Древа, растущего через три мира сразу с самого момента Творения.
  2. Береза - женское дерево с двоякой трактовкой. С одной стороны, березу почитали как защитницу от злых сил, ставили в доме и раскладывали на чердаках ее ветки, вязали веники для бани. Девицы умывались березовым соком, а беременным и роженицам береза была сильным оберегом. В то же время в нее часто били молнии, место, на котором росла береза, притягивало нечисть, а в одиноких кривых деревьях селились беспокойные души.
  3. Лещина - универсальный кустарник, плоды которого употреблялись в пищу (особенно при ритуалах и обрядах), а из ветвей плели корзины. В дни памяти усопших орехи рассыпали по полу - приманивали таким образом духов покойных родственников. В лещину не била молния, поэтому из нее делали защитные обереги и для людей, и для дома.
  4. Бузина, ель, осина, клен - деревья, несущие негативную нагрузку. Считается, что в них любит селиться нечисть, поэтому их не использовали в строительстве, однако успешно применяли в качестве оберегов от злых сил. Согласно легенде, клен - обращенный в дерево человек; его древесину не использовали на растопку и изготовление гробов.
  5. Ель и в наши дни используется для создания кладбищенских венков - ее "похоронный" смысл протянулся сквозь века. Дерево считается "женским", его нельзя сажать рядом с домом, в котором много мужчин - можно навлечь беду.
  6. Роль колючих кустарников - гонять всякого рода нечисть. Это уже в христианских поверьях растения с колючками были приписаны дьяволу - мол, люди будут за них цепляться и ругаться. А до крещения Руси их использовали как оберег, и для разного рода приворотов. Не зря же терновник связан с Полелем - венок на голове юноши сплетен именно из этого растения, усыпанного цветами.
Это очень приблизительная характеристика. Не сомневаюсь, что предки почти по каждому растению имели свою «базу знаний». Буду благодарна, если поделитесь в комментариях известными вам поверьями касаемо "древесных" примет.

Современные историки называют славянами группу племен, населявших территории Центральной и Восточной Европы и разговаривавших на так называемых "славянских" наречиях. Этимология слова "славяне" неизвестна, однако большинство исследователей уверены, что оно произошло от древнего названия реки Днепр - Славутич, и именно по названию этой огромной реки и были названы народы, живущие в ее долине. Сейчас славянскими считаются более 100 племен, и все они делятся на три основные группы по региону проживания: южные славяне, восточные славяне и западные славяне.

К южнославянским народам принято относить этнические группы, населявшие Балканский полуостров (современные Румыния, Албания, Хорватия, Черногория, Болгария, Сербия и др.). Восточнославянскими считаются племена, жившие на территории современных Украины (кроме Крыма и Приазовья, где проживали тюркские народы), Беларуси и Европейской части России, а к западным славянам относят свыше 50 этнических групп, населявших территории современной Польши, Словакии, Словении, Чехии и др. Племена, которые сейчас принято называть славянскими, действительно имели много схожих общественных норм и правил, верований и культурных традиций, а также разговаривали на схожих языках. Однако из-за того, что все эти народы жили разрознено на огромной территории, культура и религия разных славянских племен существенно отличается.

Верования и боги древних славян

Религия древних славян до крещения Руси была языческой, в верованиях всех племен просматривались черты анимизма и политеизма . Однако в отличии от , греков и римлян, славяне уделяли гораздо меньше внимания культам отдельных богов, и почитали, прежде всего, именно духов природы. К примеру, в религии восточных славян было множество духов, бесов и различных сверхъестественных сущностей, однако большинство из них не были персонифицированы и не имели имен - люди просто просили о милости духов леса, рек и др. Помимо анимизма, то есть одухотворения природы и предметов окружающего мира, в религии древних славян также имел место полидемонизм - вера в "демонов". Однако в отличии от современных христиан, славяне считали демонов не злыми духами, а сверхъестественными сущностями, которые являются "тенями" или душами объектов живой и неживой природы (деревьев, камней, огня и др.), но могут существовать отдельно от таких объектов.

Другой яркой чертой религии древних славян был тотемизм - . Зачастую тотемными животными славянских племен выступали лось, медведь или кабан, но в отличии от верования индусов, в религии славян не было категоричного запрета на убийство тотемного животного. Позже тотемистические верования вплелись в политеистическую систему верования, и животные-тотемы стали считаться сопровождающими богов или даже их воплощениями: к примеру, славяне верили, что Перуна, бога-громовика, сопровождал кабан.

В религии древних славян было не так много персонифицированных богов, причем разные племена чтили как "общих" божеств,так и 2-3 своих. Что касается религии восточных славян, их самыми почитаемыми богами были:

  1. Перун - бог-громовержец. покровительствующий воинам и правителям
  2. Велес - бог богатства и животноводства, покровитель купцов и путешественников; некоторые племена также почитали его как бога мертвых
  3. Макошь - богиня плодородия, воды и судьбы, покровительница рожениц и олицетворение женского начала
  4. Сварог - бог неба и огня, один из самых древних богов
  5. Даждьбог - бог тепла и солнца, покровитель земледельцев
  6. Лада - богиня красоты и любви, а также богиня лета и урожая
  7. Леля - дочь Лады, богиня весны и хранительница посеянного зерна от заморозка
  8. Симаргл - бог-хранитель посевов, изображающийся в виде крылатого пса
  9. Хорс - божество солнца, считается заимствованным у иранских племен.

В религии древних славян не было "официальных" жрецов - их функции при проведении различных обрядов, как правило, выполняли старейшины племени или старшие мужчины и женщины в семье. Обряды, связанные с поклонением богам проводились либо на полях и в домах (ритуалы, связанные с просьбой об урожае, богатстве в доме, легких родах и др.), либо в капищах, расположенных в рощах или на возвышенностях. Капища восточных славян состояли из двух частей - места, где был расположен идол божества, и места алтаря для . В качестве алтаря наиболее часто использовалось большое кострище, на котором и сжигали жертв. В истории есть упоминания о культе Перуна, который соблюдали воины и князья, и именно этому богу молились и приносили дары перед каждым воинским походом и в благодарность за победу. Следует отметить, что культ Перуна , как и культы других славянских богов, включал в себя в основном жертвоприношения различных животных, но в редких случаях приносились в жертву и люди (в летописях есть упоминания о том, что сам князь Владимир Святославич до принятия христианства и крещения Руси совершал человеческие жертвоприношения).

Праздники и культы древних славян

Древние славяне вели преимущественно земледельческий образ жизни, поэтому закономерно, что аграрный культ занимал важное место в их веровании. Земледельческий культ и в южных, и в восточных славян включал в себя множество ритуалов и обрядов, связанных с поклонением богам и празднованием основных моментов земледельческого календаря. Этот культ относится к общинным культам древних славян, что значит, что большинство обрядов проводились при участии всех членов общины. И сейчас, по прошествии более тысячелетия после прихода христианства, в традициях нашего народа осталось много праздников, которые были частью аграрного культа древних славян. К этим праздникам относятся:

  • Масленица - праздник прощания с зимой и встречи с весной
  • Ивана Купала - день летнего солнцестояния
  • Коляда - день зимнего солнцестояния, "поворота солнца из зимы на лето".

Помимо праздников и обрядов, земледельческий культ древних славян включал в себя так называемую "земледельческую магию" - и суеверные представления, направленные на предсказание и увеличение будущего урожая. Наиболее распространенными среди большинства славянских племен были такие магические ритуалы, как закапывание куриного яйца в борозду при посеве, чтение специального заговора во время вспахивания поля и др.

Другим весомым культом в религии древних славян был культ предков , ведь все славяне верили в загробную жизнь, а именно - в то, что души после смерти отправляются в другой мир "вирий", однако могут влиять на живых людей. Проявлением культа предков являлась традиция поминания умерших родственников в поминальные дни, а также почитание "домашних богов" - отдельной семьи. Из веры в домашних богом, по мнению историков, и берут начало до сих пор сохранившиеся поверья о домовиках - духах-хранителях дома.

Также культ предков включал в себя погребальный культ , так как древние славяне считали, что от правильного погребального обряда зависит легкий путь у вирий. В славян было принято сжигать тела умерших на костре, а урну с прахом хоронить в родовом кургане. Следует отметить, что культ предков касался только "чистых" покойников - тех, кто умер своей смертью от старости либо от болезни или пал на поле брани. А вот "нечистых" покойников ("мертвяков") - самоубийц и умерших насильственной смертью или от пьянки, побаивались, их старались обезвредить с помощью специальных ритуалов, а затем - забыть о них.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «derevyannyydom.ru» — Строим новый дом