Эффективное применение технологий работы с одаренными детьми в классе хореографии детской школы искусств.

Беломыльцева Н.В.

Преподаватель хореографии

МБОУДОД «Алексеевская ДШИ»

Одарённость или общая одарённость - уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие одаренности впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б.М.Теплов определяет одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, выявления, обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Проблема построения эффективной системы обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей актуальна для любого общества. Именно эта, сравнительно небольшая часть детей, обладает психофизиологическими возможностями наиболее быстрого и успешного продвижения в интеллектуальном и творческом развитии. Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, искусства, техники, в социальной сфере.

Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

В современной педагогической науке нет четкого и однозначного ответа на вопрос: «что такое «одаренность», а так же достаточно туманны оценки возможности формирования в педагогическом процессе у учащихся выдающихся способностей.

Перед педагогом, работающим в современной школе и акцентирующим свое внимание на работе с одаренными детьми, возникает целый комплекс проблем: 1) определение направления и степени одаренности ребенка; 2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих повышению одаренности; 3) формирование условий для гармонично развитой личности ребенка.

В течение XX века таких детей обычно классифицировали с помощью тестов коэффициента интеллекта, но недавние разработки в области теории интеллекта подняли проблему ограниченности подобного тестирования. Одарённые дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить. Поэтому в большинстве школ США и Европы были созданы программы для работы с одаренными детьми. Стандартным уровнем определения «одаренности» является пребывание выше 2-ой сигмы (верхние 2 %) по стандартному тесту интеллекта.

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.

Первый подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.

Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности. На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одаренных детей.

Одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям в одной или нескольких сферах

Уровни одаренности:

    гениальность;

    талант;

    одарённость;

    способность;

    склонность (задатки)

Одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных усилий по совершенствованию своих способностей.

Педагогические технологии в работе с одарёнными детьми в классе хореографии

В условиях осуществления педагогического процесса в ДШИ накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми. Прежде всего, необходимо помнить, что танец представляет собой вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально организованное движение. Одаренность в сфере хореографии может быть определена как совокупность выдающихся качеств ученика по восприятию, наличию ярко выраженных способностей к пластическому воплощению в сценических условиях определенных художественных образов.

В рамках настоящей учебно-методической и творческой работы применяются следующие инновационные педагогические технологии:

    Диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;

    Воркшоп. Развитие коммуникативных способностей участников коллектива. Методики, основанные на принципе студийности. Прежде всего, это проведение мероприятий, а также самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа, активизирующая творческий потенциал участников;

    Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в студийцах чувства толерантности;

    Технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;

    Технология художественного восприятия и отношения/поэтизации действия. Они включают в себя совокупность приемов, которые через приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры, осуществляют поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных движений;

    Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;

    Технологии развития психического аппарата. Специфическое направление тренинговых занятий, ставящих целью повышение психической лабильности участников. Это достигается путем психологического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций;

    Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг - суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик.

    Технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу;

    Технологии художественной мультипликации. Сложный процесс взаимовлияния и «наложения» различных видов художественной творческой деятельности в единый художественный концептуальный мир.

Результативность работы с одаренными детьми

Тренинги и репетиции в классе хореографии проходят в рамках индивидуальных, групповых занятий с учащимися и занятий хореографических коллективов «Солнышко», «Росинка», «Улыбка». За время своего существования воспитанники коллективов добились значительных творческих результатов.

Коллективы являются гордостью нашего района и украшением всех мероприятий, проходящих на базе района.

Уровень и название конкурса

Результаты

Год и место проведения

Межрегиональный фестиваль

« Танцевальный калейдоскоп»

Лауреат 2 степени

2012г. г. Павловск Воронежской области

Межрегиональный конкурс Танцевальный Олимп»

Лауреат III степени

2012г. г.Курск

Региональный конкурс «Место, где свет»

3 место

2013 год п. Чернянка

Отборочный тур регионального конкурса «Талисман»

3 место

2014 г. г. Новый Оскол

Отборочный тур регионального конкурса « Solo mio »

2, 3 место

2015г. г. Новый Оскол

Всероссийский конкурс-фестиваль искусств «Другой мир»

Лауреаты 2, 3 степени

2015 г. г. Строитель

Состояние системы работы с одарёнными детьми в настоящее время волнует многих. Это связано с тенденциями в развитии образования в сторону его унификации и профильности (профессионализации), ужесточением требований молодёжного рынка труда, отсутствием механизмов социальной поддержки для талантливой молодёжи. Сфера воспитания и развития одарённых детей находится в периферии возможных, коммерчески эффективных способов предоставления образовательных услуг. Большинство одарённых детей, с соответствии с современным имущественным расселением семей, воспитывается в малообеспеченных семьях, не способных оплачивать индивидуализированное образование повышенного уровня. Вместе с тем, интеллектуальный потенциал общества страны во многом определяется адекватностью выявления одарённых детей и работы с ними. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Список литературы

    Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос.

    Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс.

    Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия».

    Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.

    Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002.

    Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей". Избранные труды. М.,1985г. - Т.1.

    Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

"Сопровождение творчески одарённых детей в детском объединении по хореографии". Детская одаренность в творчестве (в хореографии) Презентация по программе одаренные дети в хореографии

Аджибатырова Эльмира Алавдиновна,

Педагог дополнительного образования (хореограф)

МБОУ ДО ГАЗ-САЛИНСКИЙ ДЮЦ

ЯНАО ТАЗОВСКИЙ Р-ОН. С. ГАЗ-САЛЕ

"Сопровождение творчески одарённых детей

в детском объединении по хореографии."

Творческие способности у детей выявляются достаточно рано. Но как подчеркивает американский исследователь Х. Блум, что «каковы бы не были способности в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения вряд ли можно достигнуть определенных вершин». Вот поэтому, наверное, детей с ярко выраженными актерскими, хореографическими, художественными и музыкальными способностями родители приводят в учреждения дополнительного образования.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним из видов деятельности, где одаренность ребенка видно не вооруженным глазом, является хореография.

Я являюсь педагогом дополнительного образования и руководителем детского объединения хореографии «Пульс». В группе № 1 хореографического объединения «Пульс» занимается девочка- Аджибатырова Медина, у которой при помощи метода диагностики были выделены сильные стороны хореографического развития. Это очень яркий, музыкально одаренный ребенок, его работоспособность и желание достигать больших успехов в хореографической области, говорят об этом. Её способности к танцам стали проявляться в 3 года, с этого возраста девочка начала танцевать на сцене. Девочка обучается у нас в ДЮЦЕ с 2015 года.

На педагогическом совете детско-юношеского центра было принято решение о том, что Медина, кроме посещения занятий хореографией в группе, где она будет изучать основы хореографии, будет заниматься танцами на индивидуальной основе для того, чтобы выступать на сцене. Занятия хореографией выявили отличные природные данные девочки, и педагог стала развивать их в правильном направлении. Был разработан индивидуальный образовательный маршрут, в котором были учтены творческие данные Медины. Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на ее личностное развитие и успешность.

Основная цель индивидуального образовательного маршрута : обеспечить педагогическую поддержку ребёнку с явной и потенциальной хореографической одаренностью в условиях МБОУ ДО Газ -Салинский Детско- юношеский центр.

Основной формой организации образовательного процесса является индивидуальное занятие, на котором обучающаяся осваивает теоретический и практический материал. Теоретическая подготовка включает не более 7% учебного времени занятия. Остальное время уходит на практическую отработку.

Работа с одаренным ребёнком заключается в том, что она направлена на подготовку обучающегося к выступлениям перед зрителями. В ходе постановочной работы обучающаяся осваивает музыкально-танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива, воображение, умение передавать музыку и содержание образа движения.

Сама Медина в ходе реализации маршрута выделила для себя следующие задачи:

Научиться красиво и точно передавать характер движения танца.

Развивать гибкость и пластику.

Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с программой, исходя из того, освоил ли обучающийся за учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка танцевальных движений позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.

Девочка имеет возможность показать свои музыкальные, танцевальные, эмоциональные способности, принимая участие в различных концертах и мероприятиях, конкурсах и фестивалях, показывая свои достижения.

С первого года обучения Медина- постоянный участник районных, сельских мероприятий, мероприятий, проходящих в стенах Детско юношеского Центра. Её выступления не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Радует огромное желание Медины танцевать, разучивать новые танцы, выступать на сцене.

Результативность. Участие в фестивалях и конкурсах.

1. Диплом участника в XIV районном фестивале народного творчества «Все народы в гости к нам!» (номинация «Танец»)

2. Диплом за участие в IV районном фестивале творческих дуэтов «Две звезды»

3. Диплом за активное участие в торжественной программе, приуроченной Открытию Года молодёжных инициатив на территории муниципального образования Тазовский район.

4. Диплом Лауреата I районного конкурса «Минута славы- мечты сбываются»

5. Диплом за участие в концертной программе «Согреем сердце добротой», в рамках празднования Навруз байрам праздника тюркских народов.

Опыт показывает, что часто вера в возможности ребёнка, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть. Задача педагога - не столько измерить одаренность, сколько создать среду, способствующую раскрытию природных возможностей обучающейся.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования музыкально-художественной направленности.
Одарённость – уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый.
Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности.

Одаренность может быть явно проявленной, возрастной и скрытой. Одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных усилий по совершенствованию своих способностей.

Существует 2 способа выявления одаренных детей: при помощи медико-психологической диагностики и при помощи педагогической диагностики. Данная разработка посвящена педагогической диагностике выявления одаренных детей в хореографии и формам работы.
Для выявления одаренных детей в хореографии были разработаны критерии, формы выявления и диагностические задания. Не редко танцевальные способности детей раскрываются не сразу, а в процессе обучения на 2 и на 3 году обучения. Поэтому диагностические задания носят универсальный характер и предусмотрены для детей с 1 по 3 год обучения. Проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).

Критерии для выявления одаренных детей по хореографии

Критерии

Способы, формы определения результата

  1. Гибкость
  2. Выворотность
  3. Танцевальный шаг
  4. Пластичность, музыкальность
  5. Чувство ритма
  6. Апломб, устойчивость и равновесие
  7. Артистичность
  8. Координация
  9. Подъем стопы
  10. Коммуникативные качества
  11. Поведенческие качества

Тесты, Педагогическое наблюдение
Тесты, Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение, тесты (подъем ноги выше 90 градусов у девочек, выше 90 градусов у мальчиков, исполнение шпагатов: поперечных и продольных).
Педагогическое наблюдение (музыкально-пластические этюды, задания на импровизацию)
Педагогическое наблюдение (задания на ритмические рисунки, задания на импровизацию, музыкально-ритмические игры)
Педагогическое наблюдение, тесты.
Педагогическое наблюдение (задания на импровизацию, актерские этюды с использованием музыки, танцевальные этюды)
Педагогическое наблюдение (упражнения на координацию, тесты)
Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение, отзывы ребят их коллектива

Диагностические задания на проверку гибкости:

Оценка гибкости плечевого пояса

Наиболее приемлемыми методами тестирования гибкости являются контрольные упражнения, не требующие специальных методик.
Простейшим методом определения гибкости плечевого пояса является сгибание рук за спиной из положения одна рука вверху, другая внизу. При этом тестируемый не должен выполнять упражнения, превозмогая боль в плечевых суставах.
Перевод качества исполнения упражнения в балльную систему приведен в таблице.

Контрольное упражнение выполняется в обе стороны (правая рука вверху, затем левая). Регистрируется лучший результат.

Оценка пассивной гибкости плечевых суставов

Следующий тест определяет пассивную гибкость плечевых суставов. Для тестирования понадобится обыкновенная сантиметровая лента, веревка или просто полотенце. Из положения руки вверху выполняется круговое движение назад в плечевых суставах. При этом руки должны оставаться прямыми. Движение выполняется одновременно двумя руками.

Минимальное расстояние между кистями в сантиметрах позволяет оценить гибкость. Допускается несколько попыток, фиксируется лучший результат- наименьшее расстояние между кистями. По таблице определяется уровень пассивной гибкости в плечевых суставах.

Тесты проводятся в начале и конце учебного года. Результаты заносятся в сводную таблицу наблюдений.

Контроль подвижности позвоночного столба

Следующая группа тестов служит контролем подвижности позвоночного столба. Два из них - это наклоны в стороны из положения сидя на стуле и стоя. Помимо подвижности позвоночника они оценивают эластические свойства мышц туловища. Третий тест этой группы – наклон вперед, качество выполнения которого во многом зависит от эластичности мышц и связок задней поверхности бедра. В таблице приведено описание контрольных упражнений, способ измерения и оценка в баллах.

Описание тестов

Измерение

Оценка в сантиметрах

Оценка в баллах

№1
Встать спиной к стене на небольшом расстоянии, пятки не касаются стены, стопы вместе.
Удерживая линейку сначала в правой, затем левой руке, выполнить наклон точно в сторону (влево), руки прямые, спина касается стены.

Расстояние от кончиков пальцев до пола до и после выполнения в обе стороны.

Разница между первичным и вторичным измерением является показателем гибкости.
Общий показатель определяется как сумма двух измерений, деленная на два. Менее 18 1

№2
Сесть на стул, спиной прижаться к спинке стула, ноги врозь, наклон вправо и влево.
Выполняется медленно, до болевых ощущений

Высота стула должна быть такой, чтобы бедра и голень образовали прямой угол.
Измерение проводится с помощью сантиметровой линейки.

Кисть касается пола

Кулак касается пола 3
Кончики пальцев касаются пола 2
Расстояние 3 см. и более 1

№3
Стоя на полу наклон вперед, колени прямые

Ладони лежат на полу
Кулаки касаются пола
Пальцы касаются пола
Расстояние более 3 см.

Диагностические задания на устойчивость и равновесие

Тест Бондаревского

Стоя на одной ноге, руки на поясе, другую ногу согнуть в колене и развернув ее в сторону, прижать пятку к внутренней поверхности коленного сустава опорной ноги. Зафиксировать это положение, закрыть глаза и включить секундомер (лучше, чтобы время отмечал кто-нибудь другой, но можно это сделать и самому.) выключить секундомер тогда, когда начнете терять равновесие (опорная нога сдвинется с места, либо изменит положение согнутая нога). Зафиксировав время, в течение которого вам удалось простоять, сохраняя равновесие, сверьте его с таблицей.

Удовлетворительными считаются такие результаты:


Пластические тесты №1, №2, №3, №4

Тест№1

Стопы на одной линии, пальцы левой ноги упираются в пятку правой, руки на поясе. Стоять с закрытыми глазами 15 секунд.

Тест №2
Стоя на высоких «полупальцах» (на цыпочках), руки на поясе. Быстрые наклоны головы вправо и влево – в тройном режиме в каждую сторону (вправо, влево, вправо; влево, вправо, влево; вправо, влево, вправо- 15 секунд)

Тест №3
Стоя на высоких полупальцах, руки на поясе, быстрые наклоны головы вперед- назад в тройном режиме- 15 секунд (вниз, вверх, вниз; вверх, вниз, вверх; вниз, вверх, вниз)

Тест №4
Стопы на одной линии, пальцы левой ноги упираются в пятку правой, руки на поясе. выполнить наклоны туловища в тройном режиме- 15 секунд(вправо, влево, вправо; влево, вправо, влево)
Если все упражнения удалось выполнить легко и четко, значит вестибулярный аппарат функционирует нормально. Если же вы не смогли выполнить упражнения и при этом возникли головокружение, тошнота, это свидетельство того, что вестибулярный аппарат нуждается в тренировке.

Диагностические задания. Артистичность

Психологические упражнения (этюды)

Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Ниже приводится содержание этюдов, по одному на каждую эмоцию. Это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему. Можно, например, «проиграть» ситуацию, произошедшую в группе, из прочитанной сказки и т.д.
Герои (мальчик, девочка) обозначены в этюдах условно: в зависимости от того, кто проигрывает то или иное упражнение, можно менять героя. Даже присваивая ему имя играющего ребенка.

Новая кукла(этюд на выражение радости)
Девочке подарили новую куклу. она рада, весело скачет, кружится. Играет с куклой.

Баба-Яга (этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть, а сама уснула. Проснулась, Аленушки нет-сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус (этюд на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в чужой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Золушка (этюд на выражение печали)
Золушка возвращается с бала очень печальной- она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

Один дома (этюд на выражение страха)
Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны всякие шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь.

Дуремар и Тортилла (презрение и гнев)
Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортиллу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар и отвечает: «ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки» (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь, не ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставил все население пруда просить меня об этом» (гнев).

Диагностические задания. Контроль координационных способностей

Визуальная экспресс-диагностика качества исполнения движения (пластические тесты).
Специальные упражнения на развитие координации, координационные тесты.

Вальсовый квадрат в координации с руками.

«Тройные » шаги в рисунке – вперед, в сторону, рядом - назад, в сторону, рядом. Одновременно с перешагиванием руки опускаются сверху – вниз, снизу - в стороны, со стороны- вверх.

И.П. – 6 позиция ног, руки подняты верх.

1 – шаг пр.н вперед, руки опускаются сверху вниз на бедра.
2 – шаг л.н. влево, руки выводятся в стороны.
3 – пр.н. приставляется к л.н. в 6 позицию, хлопок над головой.
4 – л.н. шаг назад, руки опускаются с хлопком на бедра.
5 – шаг пр.н. в сторону, руки в сторону.
6 – л.н. приставляется к пр.н. в 6 позицию, руки с хлопком над головой.

Вальсовый квадрат в координации с руками и в повороте между углами зала

Это более сложная форма исполнения, его принято называть «Большой вальсовый квадрат». Исполняется точно также как «Вальсовый квадрат в координации с руками», но в повороте на 2, 4, 6 и 8 точки хореографического класса.

Примечание

Изучать стереотип следует в три этапа:

  • Первый – раздельный (только тройные перешагивания - вперед, в сторону, рядом). Руки за спиной.
  • Второй - только руками (сверху вниз, снизу - в стороны, со стороны вверх без перешагивания).
  • Третий – одновременный (Перешагивания в координации с руками и ногами).

Специальные координационные упражнения

Упражнение №1

И.П. – ноги в 1 позиции, руки внизу.
1 – правую руку на пояс.
2 – левую руку к плечу.
3 – правую руку за голову.
4 – левую руку вперед.
5 – левую руку к плечу.
6 – правую руку на пояс.
7 – левую руку вниз.
8 – правую руку вниз.

Упражнение №2

И.П. – 6 позиция ног, руки внизу.
1 – шаг пр.н. вправо, пр.р. на пояс, поворот головы направо
2 – л.н. приставить к пр.н. в 6 позицию, л.р. на пояс, поворот головы налево.
3 – шаг пр.н. вправо, пр.р. вниз, поворот головы направо.
4 – л.н. приставляется к пр.н. в 6 позицию, л.р. опускается вниз, голова прямо.

Все исполняется в другую сторону.

Диагностика по выявлению одаренных детей в области хореографии была проведена в группах 1 и 2 года обучения. В каждой группе были выявлены способные дети и для них разработан индивидуальный план работы.

Индивидуальный план работы включает в себя: подбор усложненного репертуара, дифференцированного подхода на занятиях, включение сольных кусков в массовые хореографические постановки (Сольные кусочки «Олимпиада», «У войны не детское лицо», «Гномики», «Чешская полька», «Святая Россия», «Дуняши») и отдельные сольные постановки («Маленькая помощница», «Ой, как ты мне нравишься», «Три подружки»).

Задача педагога при работе с одаренными детьми - воспитать в них стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Социально-экономическое, политическое развитие современной России требует все большего участия талантливой молодежи в построении. Одно из ключевых направлений деятельности педагога на современном этапе является работа с одаренными детьми.

В заключении можно выделить основные идеи в обучении и воспитании одарённых детей: успешность, сотрудничество, творчество, самоопределение, уверенность, самовоспитание и самосовершенствование.

  1. Бражник А.Л. «Эффективные методики растяжки». – Харьков: ФЛП Дудукчан И.М., 2009 – 152 с.
  2. Лисицкая Т., Сиднева Л.,«Аэробика»- М:Федерация Аэробики России, 2002-216с.
  3. Леви В. Нестандартный ребенок. - М., 1989. – 256 с.
  4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М. – Воронеж, 2003. – 464 с.
  5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М., 2001. – 320 с.
  6. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. // Вопросы психологии.-1960.-№1.
  7. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. – М., 1993. – 127 с.
  8. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. – М., 2001. – 131 с.
  9. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. – 356 с.
  10. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 1982. – 286 с.
  11. Тобиас. М., Стюарт М., «Растягивайся и расслабляйся» - М.: Физкультура и спорт, 1994-160с.
  12. Цацулин П., «Растяжка расслаблением. Супергибкость». – М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010-142с.
  13. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М., 1996. - 96 с.
  14. Юркевич В.С. Типы одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997. - С. 260 - 270.

Из опыта работы хореограф. «Развитие творческой одаренности детей на занятиях хореографии»

Одарённость или общая одарённость - уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие одаренности впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б.М.Теплов определяет одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной.
В современной педагогической науке нет четкого и однозначного ответа на вопрос: «что такое «одаренность», а так же достаточно туманны оценки возможности формирования в педагогическом процессе у учащихся выдающихся способностей.
Перед педагогом, работающим в современной школе и акцентирующим свое внимание на работе с одаренными детьми, возникает целый комплекс проблем: 1) определение направления и степени одаренности ребенка; 2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих повышению одаренности; 3) формирование условий для гармонично развитой личности ребенка.
Одаренность в сфере хореографии может быть определена как совокупность выдающихся качеств ученика по восприятию, наличию ярко выраженных способностей к пластическому воплощению в сценических условиях определенных художественных образов.
Для развития творческой одаренности школьника на занятиях хореографии применяются следующие инновационные педагогические технологии.
Диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;
Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в учащихся чувства толерантности;
Технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;
Технология художественного восприятия и отношения/поэтизации действия. Они включают в себя совокупность приемов, которые через приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры, осуществляют поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных движений;
Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;
Технологии развития психического аппарата. Специфическое направление тренинговых занятий, ставящих целью повышение психической лабильности участников. Это достигается путем психологического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций;
Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг - суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик.
Технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу;
Технологии художественной мультипликации. Сложный процесс взаимовлияния и «наложения» различных видов художественной творческой деятельности в единый художественный концептуальный мир.
Кроме указанного выше активно используется опыт кружковой и факультативной работы. Тренинги и репетиции проходят в рамках индивидуально-групповых занятий с учащимися.


Развитие творческой активности детей на занятиях хореографии ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, если деятельность педагога основывается:
на уважении и эмпатическом понимании учащихся и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития творческой активности младших школьников;
умении тонко и деликатно обращаться с учащимеся, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие;
в поощрении при развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми;
в воспитании стремления к свободе.
Условия, обеспечивающие эффективность развития творческой активности учащихся:
возможность овладения учащихся опыта самостоятельной разнообразной для них деятельности через использование тренинго-игрового метода в учебном процессе;
создание обогащенной информационной и досугово-развивающей среды;
выстраивание образовательного процесса, как процесса взаимодействия индивидуального, уникального педагога и индивидуального, уникального ученика;
совместная деятельность педагога и учащегося, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность педагога в воспитании творческой личности с учетом ее индивидуальности.

Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.
Рассматривая хореографию как средство творческого развития детей, мы должны указать на следующие синтетические ее возможности. Основой хореографии является танец форма организации танцевальных движений. Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям. Но, пластический изобразительный язык танца все же более конкретен, как и зрим. В идеале сам танец - пластическая музыка "Танцевальная музыка, - писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж. Новер, - представляет собой или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и предопределяет движение и игру каждого участника танца."
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных движений на каждом возрастном этапе происходит различно. В возрасте 6-7 лет и старше дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседания и т.д.). Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, задача педагога заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-танцевальный материал. Двигаться, как подсказывает музыка - строгий закон, который следует неуклонно соблюдать на всем протяжении занятия. Движения должны вытекать из музыки, согласовываться с ней, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства выразительности. В сочетании образного слова, музыки и движения, развивается детское воображение, ребенок точнее передает характер музыкального произведения, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. Еще одной характеристикой танца, значение которой столь же велико при обучении детей, как и предыдущих, - рисунок танца. Всякий рисунок танца не существует сам по себе, он соотносится с лексикой - движенческим строем хореографического произведения. Движения танца возникают и развиваются не в абстракции, а в определенном пространственном решении. Движения танца - это своеобразные знаки, подобные звуку, слову, но пластически значимые. Одно движение нуждается в ряде повторов, чтобы утвердить себя, другое воспринимается сразу и в повторениях не нуждается. Подбор движений в танце должен строго соответствовать поставленной задаче, поэтому использование бесконечно большого количества разнообразных элементов в одном танце не всегда определяет его успех. Танец часто делится на сольный и массовый. Для того чтобы рисунок танца детей был четким и выполнялся ими без особого труда необходимо многократное выполнение одного и того же движения - упражнения. Назначение упражнения различно:
- для совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки);
- предварительного разучивания действий к сюжетным играм и пляскам;
- развитие выразительности движения персонажей сюжетных игр;
- композиционной завершенности музыкально-танцевальных движений у детей.
Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Особенно важно, чтобы участие в сочинении танца, его исполнении и восприятии было ребенку по силам. Основой содержания начального обучения является включение учеников (под руководством педагога) в ведущие виды хореографической деятельности. Важной на первом этапе является музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность. В младшем школьном возрасте, когда у ребенка еще не блокирована потребность в общении с танцем, музыкой, он с интересом воспринимает музыкально-хореографическую информацию. Поэтому важно приобщать детей к основам хореографической деятельности. Рассматривая вопрос о проявлении детьми творческой активности, нельзя не сказать о роли плясок и их разновидностях (по показу учителя, с зафиксированными движениями, народные пляски с медленными элементами народного танца, хоровода с пением, импровизацией). Пляски активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие, красивые движения. В плясках-импровизациях наиболее ярко наблюдается проявление детского творчества, раннее разучивание элементов плясовых движений позволяет детям уже в младшем школьном возрасте составить собственную композицию танца. Особую роль в творческом развитии детей средствами хореографии играет участие детей в исполнительной и сочинительской деятельности, элементарной импровизации. Дети испытывают потребность в свободном танце, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. Такого рода деятельность способствует формированию любви к танцу, потребности в постоянном приобщении к нему.
Занятия танцами в начальной школе приобретают особую важность потому, что в младшем школьном возрасте ребенок обладает достаточно большим потенциалом в развитии специальных способностей к восприятию танца и музыки.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни.

Древнегреческий философ Демократ утверждал: "Ни искусство, ни мудрость
не могут быть достигнуты, если не учиться", а Я. Коменский отмечал, что в
человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в юном возрасте.

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения - использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем будет являться прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.

Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности в танцевальном коллективе «Step Forward»

В условиях осуществления педагогического процесса в МОУ ЦДТ «Эдельвейс» танцевального коллектива «Step Forward» накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми.

Прежде всего, необходимо помнить, что танец представляет собой вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально организованное движение.

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество. Сценическим искусством, развивающим музыкальный вкус, виртуозность движений, требующим многолетней подготовки, является танец. Танец играет важную роль в эстетическом воспитании и физическом развитии детей. Это связано с многогранностью данного жанра искусства, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, этического, художественного и физического развития. Все компоненты взаимосвязаны в процессе обучения. Систематические занятия танцем вырабатывают правильную осанку, способствуют устранению физических недостатков, влияют на формирование внутренней культуры и усвоение норм этики.

Мотивационный аспект поведения ребенка с хореографической одаренностью может быть описан следующими признаками:

1. Переживание чувства удовольствия от процесса танца, поразительное упорство и трудолюбие проявляется как следствие увлеченности.

2. Ненасытная любознательность, готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований.

3. Неприятие стандартных, типичных заданий и готовых схем.

4. Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

В работе с одаренными детьми применяются следующие инновационные педагогические технологии:

Диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;

Воркшоп. Развитие коммуникативных способностей участников коллектива. Прежде всего, это проведение мероприятий, а также самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа, активизирующая творческий потенциал участников;

Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание чувства толерантности;

Технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;

Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;

Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг - суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик.

Технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу;

В Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр детского творчества «Эдельвейс» разработана дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей с хореографической одаренностью.

Цель программы: обеспечить психолого-педагогическую поддержку детей с явной и потенциальной хореографической одаренностью в условиях центра детского творчества.

Задачи программы:

1. Создание в воспитательном коллективе атмосферы, стимулирующей у воспитанников положительную потребность в саморазвитии, а также проявление потенциальной одаренности, в том числе хореографической: демонстрация веры в успех воспитанников, насыщение общением с людьми, реализующими себя в художественно-эстетической деятельности;

2. Учить свободно, красиво и органично выражать себя в танце;

3. Учить элементам танцев различных жанров, направлений;

4. Учить создавать своими руками сценические костюмы через обучение моделированию и шитью;

5. Учить создавать образ и стиль через грим, визаж

Цели и задачи воспитательного процесса:

1. Создания условий для сохранения и укрепления здоровья, развития основных физических качеств и двигательных способностей.

2. Формирование потребности к культуре движений, оптимальном физическом развитии, здоровом образе жизни;

3. Формирование навыков и умений для самосовершенствования, самоконтроля и самопознания;

4. Расширение объема знаний о различных видах двигательной активности, освоение техники движения.

5. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, формирование характера, утверждение активной жизненной позиции, оптимизма.

6. Создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, для психического и эмоционального благополучия детей.

7. Воспитание самостоятельности и инициативности.

Показатели степени выраженности тех или иных знаний, навыков и умений в соответствии с программой и годом обучения ребенка определяется по итогам мониторинга на основе сравнительного анализа и диагностики.

За период обучения в танцевальном коллективе «Step forward» дети получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется регулярно.

Проверка усвоенного материала и новой темы проводится через:

педагогическое наблюдение на учебном занятии;

педагогическое наблюдение вне учебного занятия: на улице, в помещении (общение с другими людьми);

при организации индивидуальных занятий;

через просмотр видеоматериала с концертов коллектива;

Мониторинг образовательных результатов производится в соответствии с системой мониторинга, разработанного в МОУ ЦДТ «Эдельвейс».

Педагогический мониторинг в объединении проводится по изучаемым дисциплинам и направлен на исследование и фиксацию хореографических способностей каждого ребенка, динамику его личностного развития.

Мониторинг содержит следующий план:

Наблюдение за развитием хореографических способностей воспитанников и фиксирование достигаемых результатов;

Обобщение результатов;

Анализ и оценка достигаемых результатов.

Используются такие формы проведения диагностики как: наблюдение, беседа, открытое занятие, концертно-конкурсные выступления. Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного, и итогового контроля.

Первичный контроль проводится в октябре, его целью является определение уровня или степени творческих способностей детей в начале цикла обучения детей. В ходе диагностики определяется уровень подготовленности детей данного вида деятельности, формы и методы работы с данными детьми, выбор программы обучения.

Промежуточный контроль проводится в течении всего года с подведением итогов в конце месяца. Его целью является подведение промежуточных итогов, оценка успешности продвижения воспитанников. В ходе проведения диагностики определяется какова оценка успешности выбора технологии и методики, анализируются результаты обучения на данном этапе.

Итоговая диагностика проводится в апреле, мае. Целью является определение уровня подготовки и уровня развития хореографических способностей детей.

По итогам мониторинга на основе сравнительного анализа и диагностики вносятся коррективы в программу, формы и методы обучения воспитанников.

Данная диагностика также позволяет отметить рост психологического и творческого развития детей. У воспитанников формируется адекватная оценка собственных достижений, появляется стремление к совершенствованию.

Проводится индивидуальная работа, постановка танцев на конкретных детей, учитывая их уровень танцевального мастерства, пластику, эмоциональное раскрепощение и особенности собственной подачи танцевального, сценического образа.

За время существования танцевальный коллектив «Step Forward» добился значительных творческих результатов.

Таблица 1

Результативность участия детей в конкурсах, мероприятиях

Уровень и название конкурса

Результат

Год и место проведения

Межрегиональный конкурс «Пять баллов»

Диплом II степени,

Диплом III степени

Ярославль

Фестиваль юношеского творчества «Годы молодые»

Участники

Ярославль

Районный конкурс «Золотая лесенка»

Диплом I степени,

Диплом I степени,

Диплом I степени,

Диплом II степени,

Диплом II степени

2009-2014 г.Пошехонье, Ярославская область

Межнациональный конкурс «Большая перемена»

Лауреаты 3 степени

Ярославль

Региональный Конкурс «Золотая нить»

Диплом II степени

Ярославль

1 Всероссийский конкурс творческой самодеятельности среди образовательных учреждений «Созвучие сердец»

Концерт к Дню милиции

муниципальный

Участники

Концерт к Дню инвалида

муниципальный

Участники

«Учитель года» выступление на торжественной части

муниципальный

Участники

Гала-концерт фестиваля «Золотая лесенка»

муниципальный

Участники

Отчётный концерт Центра

муниципальный

Участники

Концерт к Дню защиты детей

муниципальный

Участники

Выступление на конкурсе «Золотая нить»

муниципальный

Участники

Выступление на Дне Города

муниципальный

Участники

В ходе наблюдения за занятиями коллектива нами было отмечено, что педагог обращает свое внимание на то, как выполняют задание дети, как проявляется их активность, мобилизуется внимание, и особенно, как дети превозмогают трудности, осваивая материал. На занятия в младшей группе педагог использует игровые формы работы, вместе с детьми выполняет все упражнения и танцевальные движения. На занятиях старшей группы педагог делает акцент на самостоятельности обучающихся. Дети сами выбирают репертуар, изучают танцевальные движения для постановки танца.

Педагог поддерживает интересы детей, поощряет их промежуточные успехи, подводя их к достижению конечной цели.

Личный опыт автора показывает, что педагог использует совместные мастер-классы с обучающимися, проявившими особые способности. Такие мастер-классы проводятся на базах сельских школ, для детей, занимающихся в танцевальных объединениях.

В процессе исследовательской работы нами было проведено интервью с педагогом дополнительного образования Мосулиной Верой Юрьевной.

Тема интервью: «Система работы педагога дополнительного по выявлению одаренности в хореографии».

- Вера Юрьевна, проводите ли Вы мониторинг результатов обучающихся? И также собственных результатов?

Да, мониторинг результатов проводится три раза в год: входной, текучий, итоговый. В конце года составляется таблица по результатам того, насколько изменился уровень творческих, личностных, теоретических знаний, умений, навыков в показателях мониторинга.

Собственные результаты обязательно отслеживаю. В конце года пишу самоанализ своей деятельности. По результатам года определяю сильные и слабые стороны своей работы, с учётом корректировки своей деятельности составляю план на следующий год.

- Выделяете ли Вы детей, которые проявляют высокий уровень способностей, как одаренных детей?

Да. На самом деле одаренный ребенок понятие очень многогранное, потому что как правило, одаренный ребенок, это ребенок с незаурядными возможностями. Но, как правило, на практике выясняется, что одаренные дети не всегда отличаются в жизни или школе какими-то особенностями.

В младшей группе у меня есть совершенно замечательный пример Соколов Даниил. Он не послушный, не усидчивый, очень темпераментный, но, тем не менее он танцевально одарен. Танцевальную одаренность Данила было сразу не видно, она была завуалирована его сложным характером. После того как он раскрылся, почувствовал доверие к педагогу. И только тогда он начал работать, показал, какой он есть на самом деле. Чтобы одаренность раскрылась нужно, чтобы каждый ребенок почувствовал себя раскрепощенным, почувствовал доверие со стороны педагога, был максимально загружен, чувствовал собственную значимость, профессиональный рост, самоудовлетворение как творческое, так и социальное.

- Какие критерии помогают Вам оценить уровень танцевальных навыков?

Как таковые критерии одаренности в хореографии не определены. Есть общие критерии, сходные с другими направлениями одаренности. Это такие как: музыкальность, чувство ритма, пластика, выдержка, эмоциональная раскрепощённость, креативность мышления.

- Вера Юрьевна, используйте ли Вы какие либо методики при выявлении одаренности в хореографии? Если да, то, какие?

В работе с одаренными детьми и я использую дидактические технологии, которые позволяют выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотры учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания; проведение методик на выявление коммуникативных способностей; выполнение упражнений и этюдов на раскрепощение и снятие зажимов; стретчинги, которые представляют собой импровизационные пластические упражнения и задания.

- Как проходит отбор в объединение?

В объединение я принимаю всех, поскольку центр детского творчества это место, куда дети могут прийти попробовать в разных направлениях деятельности. При естественном отборе остаются только те, которые могут и хотят танцевать, прикладывают к этому все свои усилия и возможности.

- С какого возраста дети принимаются в объединение?

В объединение принимаются дети с 5, которые ходят подготовительную группу.

- Каким образом формируются группы для выступлений? Есть ли прием «первой линии»?

В моём объединении танцуют все: у кого хорошо получается и не очень, собственно как в большинстве коллективов. В первую линию ставятся дети, которые показывают достаточно высокий результат: технику, пластику, эмоциональность. Особый акцент на первую линию я никогда не делаю, хотя конечно все хотят оказаться именно там.

- Какие воспитательные проблемы встают, если несколько лидеров?

В своей работе я, прежде всего, выделяю «истинных» лидеров и лидеров «ложных». Истинному лидеру давать возможность работать и показать коллективу, что это тот человек, за которым нужно идти.

- Планируйте ли Вы в объединении специальные занятия, формы, мероприятия для выявления особых танцевальных способностей?

Да, это различные концерты, фестивали, конкурсы, которые проходят на различных уровнях.

- Вера Юрьевна, выстраиваете ли Вы индивидуальный маршрут для детей с хореографической одаренностью?

Да, индивидуальный маршрут есть. Он создается для того чтобы максимально развить одаренность детей и дать им возможность самореолизоваться, достичь особых результатов, дать предпрофессиональную подготовку.

Выводы по второй главе

Таким образом, было выяснено, что в Муниципальном образовательном учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества «Эдельвейс» разработана система работы по выявлению и поддержки одаренных детей. Для детей организуются мероприятия, фестивали, конкурсы, выставки направленные на выявление, поддержку творчески одаренных детей. Организуется проектно-исследовательская деятельность. Проводится анализ особых успехов и достижений, создается банк данных по талантливым и одаренным детям.

В результате исследовательской работы был проведен анализ педагогических средств по выявлению одаренности детей в хореографии на примере деятельности танцевального коллектива «Step Forward» МОУДОД ЦДТ «Эдельвейс». Рассмотрена и изучена дополнительная образовательная программа, обеспечивающая психолого-педагогическую поддержку детей с явной и потенциальной хореографической одаренностью, проведено интервью с педагогом дополнительного образования по хореографии.

Проанализировав деятельность коллектива, можно сделать вывод, что в работе педагога используются различные педагогические технологии, методы и способы, направленные на выявление у детей признаков одаренности в хореографии. Также для детей показавших высокие результаты педагог использует совместные выездные мастер-классы.

Исследование хореографических способностей ребенка, динамика его развития проводится таким методом как мониторинг, который дает возможность наблюдать за развитием хореографических способностей, фиксировать и обобщать достигаемые результаты, анализировать и оценивать их. Кроме того используются такие формы проведения диагностики как: наблюдение, беседа, открытое занятие, концертно-конкурсные выступления. Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного, и итогового контроля.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «derevyannyydom.ru» — Строим новый дом