Не навреди: кому можно, а кому нельзя поститься? Помочь проекту! После болезни: новое испытание

На страницах нашего журнала мы уже не раз обсуждали вопросы медицины и религии. Предлагаемая статья является продолжением этой темы. Ее автор – доктор медицинских наук, хирург-онколог высшей квалификационной категории, член Общества православных врачей (С.-Петербург) Юрий Николаевич Фокин. Статья подготовлена автором по материалам его книги «Вера, отчизна, жизнь. Записки военного врача», изданной в Санкт-Петербурге в 2003 г.

Мы полагаем, что мысли православного врача будут интересны нашим читателям. Хочется надеяться, что в обсуждении этой актуальной темы примут участие также представители других религиозных конфессий.

Ю.Н. Фокин, доктор медицинских наук

Проблема рака стара как мир. Уже Авиценна разделил все опухоли на «горячие», т. е. воспалительные, и «холодные». В «Повести временных лет» (XI век) говорится, что сын Ярослава Мудрого – Святослав болел «неисцельной немощью». В муках умирал от рака прямой кишки поэт Н.А. Некрасов. Смерть от злокачественного новообразования постигла А. Нобеля, И. Брамса, З. Фрейда, Н.И. Пирогова, В. Оппеля, Ф. Миттерана, Р.М. Горбачеву. Это небольшой список только известных людей.

С развитием общества, науки шло постепенное накопление данных, в первую очередь о так называемых визуальных, т.е. видимых глазом опухолях. Страдания больных раком запечатлены в произведениях многих художников и писателей. Так, на женских портретах Энгра – явная опухолевая патология щитовидной железы; на картине Рембрандта «Женщина у печки» у героини можно предположить раковое поражение правой молочной железы. Переживания неизлечимых больных раком и их близких описаны в рассказе Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича», повести А. Солженицына «Раковый корпус», в документальной книге Н.П. Боброва «Сашенька. Последний год. Заметки отца».

В Библии просто и ясно указано на связь греха и болезни. Однако после Октябрьской революции лучшие традиции православной медицины были утрачены. В настоящее время духовный смысл заболеваний рассматривается неоднозначно. Вместе с тем, изучая историю болезни, врач выясняет факторы риска и предпосылки, провоцирующие развитие или обострение заболевания. А это не что иное, как греховные страсти: чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня. Доказано, что большое значение в возникновении опухолевых заболеваний имеют нерегулярное избыточное питание, злоупотребление алкоголем, курение. Это симптомы чревоугодия. Отмечается отчетливая связь между агрессивными чертами личности и опухолевым процессом. Депрессия снижает иммунитет. Поэтому гнев, печаль, уныние, подобно курению и алкоголизму, являются мощными канцерогенными факторами.

Следует подчеркнуть, что онкологическая патология –удел не только грешников, но и великих праведников и даже малолетних крещеных детей, у которых нет личных грехов. Почему? Это результат грехопадения их родителей (предков, прародителей): зачатие ребенка в наркотическом угаре, гнев, депрессия, курение, употребление алкоголя, наркотиков при вынашивании ребенка, прерывание беременности и др. Таким образом, православие утверждает, что мы болеем по грехам и сама болезнь – следствие греха. Ибо, как поясняет Христос своим ученикам: «...из внутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяние, убийства, кражи, чревоугодие, злоба, коварство, завистливое око, гордость, богохульство» (Мк. 7, 21 – 22).

Но нередко больные или их родственники утверждают, что рак – это порча, и приводят случаи из жизни. Например, многие из нас были на выставке известного художника и любовались портретом его дочери. К сожалению, в 16 лет она умерла. Так вот, одна из «прорицательниц» заявила: «Потому и отмаялась сердешная, что отец ее много рисовал». Такого рода утверждения – есть не что иное, как языческие предрассудки. В работах иеромонаха, доктора медицинских наук, профессора А. Берестова убедительно доказано, что служители темной силы – колдуны, целители, маги, экстрасенсы, чародеи – наносят вред душе, а со временем и телу, отвлекают страждущих от покаяния и своевременного обращения к врачу. Рано или поздно за иллюзии временного «оздоровления» наступает расплата – болезнь.

Изможденный до крайности больной человек, испытывая постоянные телесные страдания, ищет любой выход из них. Страдающий, если он не укреплен верой и мало знаком с церковными установлениями, может легко попасть в дьявольские сети. Сегодня они повсеместно раскинуты в виде салонов магии, гипноза, волшебства, целительства, предлагающих вместо лечения уринотерапию, экстрасенсорику, «кодирование», «биоэнергетику» и т.п.

Если человек идет к служителям этих оккультных наук или к «бабкам», то совершает страшный грех против первой заповеди Божией, и при этом заключается очень опасная сделка: ради мнимого приобретения здоровья душа такого неосторожного человека продается дьяволу, а в вечной (загробной) жизни несчастного, если он не покается и не исповедует грех, ждут страшные муки. Да и в нынешней, земной, жизни это не проходит для больного безобидно, так как теряется время, необходимое для ранней диагностики болезни.

В обыденном сознании каждого из нас рак – это тяжелая неизлечимая болезнь, с обязательным смертельным исходом. Неужели все так печально? Нет! Онкологи научились лечить с хорошими результатами многие локализации рака: кожи, толстой кишки, желудка, шейки матки, молочной и предстательной желез и др. Но для этого необходимо одно условие – своевременно обратиться к врачу. К сожалению, почти половина наших сограждан приходят к онкологу с запущенной формой раковой болезни. Основные тому причины – отсутствие у некоторых врачей онкологической настороженности (под этим понимается такой образ клинического мышления, когда на основе жалоб больного, объективных данных, результатов клинических исследований нужно, прежде всего, ответить на вопрос: не связаны ли выявленные нарушения с опухолью?), низкая информированность населения по этому вопросу, самолечение и попытки исцеления у разного рода знахарей, экстрасенсов, магов и т. д. К сожалению, средства массовой информации широко (и не бескорыстно!) пропагандируют «достижения» этих целителей, дают «зеленый свет» лженаучным открытиям и «панацеям» от рака. Примеров тому немало.

Современная диагностика рака на ранних стадиях основана на реализации рекомендуемых Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) скрининговых программ, а также массовых комплексных профилактических осмотрах. Однако все зависит от сроков обращения больного к онкологу: чем раньше, тем лучше. В арсенале врачей самые современные методы диагностики: радионуклидное сканирование, ангио(лимфо)графия, магниторезонансная (компьютерная) томография, ультразвуковое исследование, определение опухолевых маркеров и др. Окончательный диагноз злокачественного новообразования устанавливается при гистологическом исследовании.

По поводу информирования больного о диагнозе «рак» существуют неоднозначные мнения. В США и на Западе из этого не делают врачебной тайны и руководствуются принципом «информированного согласия», закрепленным в «Лиссабонской декларации о правах пациента» (ВМА, 1981) и в «Декларации о политике в области обеспечения прав пациента в Европе» (ВОЗ, 1994). Большинство отечественных онкологов поступают так же, ссылаясь на «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993) и ст. 31 раздела IV «Прав граждан при оказании медико-социальной помощи», в которой провозглашается право пациента на информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, диагнозе, прогнозе, возможных вариантах медицинского вмешательства и их последствиях.

Некоторые врачи предпочитают следующий принцип: если больной человек обеспеченный, то диагноз от него не скрывают. Это объясняется тем, что он должен иметь возможность решить вопросы наследования имущества и по желанию продолжить лечение за границей. Больному со скромным достатком можно сообщить о тяжелом онкологическом заболевании, не употребляя роковое слово «рак».

Врачу очень важно знать верует ли больной в Бога. Глубоко верующий человек воспринимает заболевание как извещение Божие о грядущей вечности. В данном случае это не означает медленное умирание. Возможно и выздоровление при адекватном лечении и надежде на благоприятный исход. Для людей неверующих диагноз «рак» звучит как гром среди ясного неба и, как правило, становится настоящей трагедией.

Бытующее мнение, что задача онколога – спасать больного не от смерти, а от страдания, ошибочное. Современная онкология располагает фактами, когда выживаемость пациентов со злокачественными новообразованиями после радикальных операций и комбинированного лечения достигает 20 лет и более. Очень многое зависит от своевременного обращения к врачу.

Возможно ли самопроизвольное исцеление от рака? Хотя это относится к разряду чудес, в литературе описываются три возможных механизма регрессии опухоли: иммунный; вследствие химического некроза; в результате вторичного иммунного «взрыва» после перенесенного инфекционного заболевания. Убежден, что все эти случаи возможны при глубокой вере в выздоровление и духовном врачевании силой церковных таинств и усердной молитвы. Об этом свидетельствуют факты исцеления и «затормаживание» роста опухоли по молитвам за больного.

Однако возможен и другой процесс – малигнизация (озлокачествление) доброкачественной опухоли и прогрессирование заболевания. Причина – воздействие биоэнергетиков, колдунов, экстрасенсов. В этом случае проявляется действие другой силы – сатанинской, противной благодати Божией.

Итак, в нелегкую минуту душевных и физических страданий человек, как правило, обращается к Богу и медицине. При беседе с больным очень важно соблюдать деонтологические принципы и не переходить границы компетентности. Нередко начинающий врач бывает самонадеян и решает за смертельно больного его «духовные проблемы» (не разрешает посещение тяжело больных священником, отрицая благодейственное влияние церковных таинств, и др.). С другой стороны, некоторые священники игнорируют медицинский опыт и уверяют больного, что лучше умереть от руки Бога, чем от руки хирурга. Такие врачи и священники дискредитируют себя, действуют вопреки клятве Гиппократа, Библии и наставлениям святых отцов. Все это усугубляет и без того тяжелое душевное состояние пациента, а главное, упускается время для своевременной терапии. Поэтому между официальной медициной и церковью необходим постоянный диалог, и сегодня почва для плодотворного их сотрудничества как никогда благоприятна.

В начале 90-х годов XX века наметилось возрождение союза церкви и медицины. Оно документировано соглашением, подписанным в 1996 г. Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси и министром здравоохранения РФ. Среди направлений совместной работы: помощь лечебным учреждениям, создание больниц, амбулаторий при монастырях и приходах, подготовка священнослужителей для больничных храмов, курсы повышения духовного образования врачей, открытие душепопечительских центров, братств трезвости и т.д. Одно из наиболее важных направлений – оказание помощи больным с запущенной опухолевой патологией. Для этих целей приказом МЗ РФ № 19 от 01.02.91 предусмотрена организация самостоятельных медико-социальных учреждений – хосписов. Смысл хосписной службы заключается в следующем:

  • смерть – это естественный процесс, который, как и рождение, нельзя ни ускорить, ни затормозить;
  • эвтаназия (умерщвление или ускорение смерти безнадежно больного по его собственному желанию) – тяжелый грех и не приемлема для нашего общества;
  • отведенное Богом больному время жизни на земле надо не доживать, а жить, и жить качественно. В этом и смысл жизни.

Ответственность за качество жизни больного человека должны нести государство, медицина и духовенство. Так было, так должно быть, так будет!

Православный взгляд на онкологию. Смысл онкологического заболевания с точки зрения врача. Онкологическое заболевание, тем более злокачественное, с религиозных позиций имеет своим назначением "извещение" человека о том, что ему предстоит путь в Царствие Небесное, время жизни его исчислено, отмерено, и Господь принял решение отозвать душу этого человека к Себе в Вечность. При этом неважно, сколько времени пройдет с момента гистологического исследования, подтверждающего раковый характер опухоли до момента смерти: месяц или пятнадцать лет (на фоне хирургического, лучевого лечения и химиотерапии). Важно, что свыше прозвучал удар в колокол, призывающий к покаянию за всю прожитую жизнь. Почему мы имеем право считать это "извещением"? Потому что существует множество заболеваний, в результате которых наступает скоропостижная смерть, когда вследствие истощения от заболевания, особенностей его, человек уже не в состоянии прибегнуть к церковным Таинствам, не может осмысленно ни говорить, ни видеть, не слышать, ни анализировать. Человек, желающий приступить к Таинству Исповеди и Причастия, должен быть в состоянии ясного сознания или незначительного оглушения сознания, но обязательно должен иметь место самоанализ человека, иначе невозможно будет ни высказать свои мысли, ни выразить все то, что является предметом покаяния. Конечно, современная хирургия позволяет добиться хороших результатов: выживаемость пациентов со злокачественными новообразованиями при радикальном удалении опухолей достигает и 15, и 20 лет. Тем не менее, возраст от точки отсчета в Вечность уже не важен, важен сам факт "предупреждения". "Извещение" не подразумевает медленное умирание от посланного заболевания, не исключен вариант, что наступит и излечение (как религиозного, так и нерелигиозного характера). Больная И., со II стадией рака желудка (Тз No Mo) была предупреждена о необходиости хирургического лечения. Переосмыслила свою жизнь и дала обет Богу, что если останется живой, оставшееся время жизни посвятит Церкви. Вскоре, при предоперационном обследовании врачи с удивлением обнаружили исчезновение опухоли. Больная впоследствии приняла участие в восстановлении шестнадцати православных храмов. В 80-х годах XX века газеты острова Кипр обошло сенсационное известие об излечении от рака IV степени мужчины преклонного возраста, молившегося об исцелении св. архангелу Рафаилу. Исцеление прошло в течение одной ночи (рассказ местной жительницы о. Кипр). А вот один из наиболее ярких примеров "извещения" с отсрочкой. Больная М., бывшая страшая сестра одного из отделений ЦМСЧ-122 была второй год прикована к постели из-за деструкции позвонков вследствие метастазов злокачественного новообразования. Несмотря на беседы со священниками, постоянное общение с сестрами милосердия, больная не предрасположилась к покаянию, исповеди и причастию. Стала выражать сомнения в существовании Бога и заявила, что не поверит, пока не удостоверится лично в реальности загробного мира и не пообщается с умершими. Видя такую дерзость по отношению к Богу и безуспешность добиться хоть какого-то понимания, доховное окормление больной было прекращено. Прошло около месяца и священник был экстренно вызван самой больной. Когда он вошел в палату, он увидел лицо совершенно другого человека: исчезли окаменелое нечувствие и складки гордости, высокомерия и пренебрежения. Больная жадно впитывала каждое слово, сказанное священником. Когда он попытался выяснить, что произошло, то оказалось, что в ночь перед праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы Господь забрал душу больной в загробный мир, а затем вернул обратно. На "том свете" оно общалась со сродниками, ей были открыты некоторые тайны в отношении будущих смертей ее близких, сотрудников по больнице (что потом и оправдывалось). Ей была показана важность поминовения усопших как молитвой, так и приношением пищи на канун. Она видела двери рая и ада, привратников. Но к райским вратам не была даже и близко допущена, так как не знала ни одной молитвы. Ей была дано краткое молитвенное правило, которое она должна была творить до смерти. После этого были исполнены некоторые ее просьбы, и она опять оказалась в больнице. Утром отделение взбудоражил крик больной: "Верьте, люди! Бог есть!". Встревоженный медперсонал пытался ее успокоить, но она твердила постоянно эту фразу и просила записать слова молитв, сказанные ей привратниками рая. Больная старалась что-то пояснить, но окружающие подумали, что это или передозировка лекарственных средств или реактивное состояние на фоне длительно протекающего онкологического заболевания. Видя, что к ее просьбе никто серьезно не отнесся, она попросила позвать священнослужителя. Во время спокойного разговора с ним, она рассказала, что видела, что узнала. Некоторое время после этого события больная чувствовала себя хорошо и не нуждалась в ежедневно принимавшихся ею до того препаратах и обезболивающих средствах. Через четыре месяца, в апреле 1996 года, она умерла глубоко верующим, покаявшимся в грехах, хотя и маловоцерковленным человеком. Перед кончиной она совершенно сознательно соборовалась и причастилась. Рассмотрим психологию онкологических больных. Больные с клиническим проявлением онкологического заболевания на первых этапах пытаются объяснить свои ощущения случайными причинами. Они ожидают, что болезненные ощущения пройдут, предпринимают попытки лечиться домашними средствами. Появившиеся мысли о возможности онкологического заболевания больные или отбрасывают как неприемлемые, или, принимая их, уходят в себя, ожидая с тревогой дальнейшего развития событий. Для этого периода заболевания характерна склонность больных к самоанализу, скрытности. Меньшая часть больных быстро впадает в паническое состояние и сразу обращается к врачу. Большинство выжидают обычно несколько месяцев до тех пор, пока не появятся новые симптомы заболевания, которые и вынуждают обратиться к врачу. У больных, невнимательных к себе или, наоборот, пугающихся возможного "страшного" диагноза и избегающих посещения врача, обращение за медицинской помощью совершается под влиянием окружающих. После первого посещения врача психологическая обстановка меняется. В этот период можно ожидать в основном два типа реакции на развертывающиеся события. Одни больные склонны к испугу, панике и на предложение госпитализации впадают в состояние депрессии. Другие больные, не проявляющие внешних признаков беспокойства, также нуждаются во внимании. Под маской внешнего спокойствия у замкнутых по натуре людей может скрываться тяжелая психическая реакция на окружающую обстановку. Для неверующих людей диагноз "рак" звучит как гром среди ясного неба и, как правило, становится настоящей трагедией жизни. Верующие люди реагируют по-разному, в зависимости от того, насколько они воцерковлены, укреплены, подготовлены к тому, чтобы войти в Царствие Небесное. Христианин еще с пеленок стремится через соблюдение заповедей Божиих обрести Царствие Небесное. Человек, у которго развилось онкологическое заболевание, может пойти по одному из трех путей: разгульный: взять за оставшееся время от жизни все, что только возможно. По этому пути, как правило, идут люди неверующие, так как считают, что за порогом этой жизни уже ничего нет, только небытие. рациональный: больной приходит к врачу, осуществляет попытку излечения, верит врачу, верит в его руки, профессионализм, т.е. стремится помочь своему телу. духовный: больной воспринимает свое заболевание именно как извещение о времени подготовки к вечности, не как наказание, а как милость Божию, как пред упреждение Божие о грядущей вечности.. Многие больные думают, что если их направили с подозрением на злокачественное новообразование на консультацию в онкологическое учреждение, то у них точно рак, а в противоопухолевом лечении им отказывают вследствие неизлечимости болезни и бывали случаи самоубийства, а при вкрытии никаких признаков рака обнаружено не было. До морфологического подтверждения диагноза, как уже отмечалось, ни в коем случае нельзя с определенностью говорить о диагнозе, потому что диагностические ошибки бывают достаточно часто. Излечивается ли рак при совершении Церковных Таинств? Возможно, хотя это бывает нечасто. Обычно излечение связано с внутренними изменениями человека, наступающими в Таинстве Покаяния. Очищение души ведет к выздоровлению тела. В результате соборования (Таинство елеосвящения) Господом прощаются человеку грехи совершенные им по неведению или забытые им в течение жизненного пути за давностью лет. Соборование - таинство, вовремя или после которого происходит укрепление душевных сил больного и улучшение его физического состояния вплоть до самоликвидации опухоли. Случаи помощи Божией в виде исцелений возможны после молитв перед иконами Божией Матери, мощами святых угодником Божиих и другими святынями. Иногда бывает, что после молитв человек не исцеляется от опухоли, а она как бы "застывает", "замораживается" в той стадии, на которой человек пришел с просьбой к Богу. Есть группа больных, которые переходили все сроки, у которых должно было произойти и метастазирование, и переход на другую стадию, но все "остановилось". Это проявление действия благодати Божией, укрепляющей душевный и телесный состав человека, по силе его веры и упования на Создателя. Нередко пациент может получить существенное улучшение своего состояния и даже возможно выздоровление при погружении в воды благодатной силы, природными целебными свойствами вследствие уникального химического состава воды, в них находящейся. В каждой епархии, каждой российской губернии есть свои местные святыни, о которых можно узнать и к которым можно и нужно прибегать. К сожалению, очень часто больные люди, догадывающиеся о наличии у них ракового заболевания, совершают неразумные, просто нелепые действия. Например, отказываются от обследования, назначенного врачом, хотя оно современно, быстро и бесплатно; исчезают из-под врачебного наблюдения, когда их болезнь может прогрессировать; не отвечают на звонки из поликлиники с рекомендацией прийти на прием; не принимают лекарства. Со стороны это выглядит как самовредительство, как скрытая форма самоубийства с помощью болезни. И это не единичные случаи, а причина едва ли не половины всех запущенных случаев рака. Словно люди не хотят жить, может быть, потому, что не видят смысла в жизни. Положительную роль играет хороший контакт больного с родственниками, которые активно участвуют в обследовании и лечении: консультируются со специалистами, сопровождают больного в медицинское учреждение, оплачивают все расходы, поддерживают психологически. В результате заболевание выявляется и лечится своевременно с хорошим прогнозом на будущее. Развитое чувство долга больного перед другими людьми также способствует скорейшему излечению: "ведь я должен ухаживать за родителями", или "я должен поставить на ноги детей". Воцерковленность больного играет определенную роль в отношении к болезни и лечению, но врачу сложно оценить ее объективно, это находится в компетенции священника. Врач-онколог поликлиники №7 Невского района М.Ю. Григорьев.

Интервью с протоиереем Сергием Филимоновым Председателем Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого). Газета "Знахарь", октябрь 2002 год.

Несмотря на все достижения современной медицины, болезни не уходят из нашей жизни. Сходят на нет одни, а им на смену появляются другие, возможно, более страшные. С библейских времен болезнь обычно рассматривалась как наказание за грехи. Почему болезнь. Поражая тело, так или иначе задействует и душу человека, в которой следует видеть образ Божий? Почему в старину доктор встречал больного вопросом: «Давно ли причащались?» - и не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится? На эти и другие вопросы о болезнях телесный, душевных и духовных вы найдете ответы в рубрике «Вопросы священнику», Сегодня гость редакции - кандидат медицинских наук священник Сергий Филимонов.

Главная тема нашего номера — онкологические заболевания. В наше время ни одно заболевание не вызывает у людей такого ужаса и отчаяния, как рак. Если предположить, что рак — это наказание за грехи, что это колокол, призывающий к покаянию за всю прожитую жизнь, то прав ли человек, который не смиряется с волей Божией, а ищет пути к выздоровлению?

«Извещение» не подразумевает медленное умирание от посланного заболевания. Не исключен вариант, что наступит и излечение (как религиозного, так и нерелигиозного характера). Приведу такой пример:

Больная И., со II стадией рака желудка была предупреждена о необходимости хирургического лечения. Переосмыслила свою жизнь и дала обет Богу, что если останется живой, оставшееся время жизни посвятит Церкви. Вскоре, при предоперационном обследовании врачи с удивлением обнаружили исчезновение опухоли. Больная впоследствии приняла участие в восстановлении шестнадцати православных храмов.

Современная онкология располагает надежными и эффективными средствами в лечении менее распространенных стадий рака. При любой болезни мы сталкиваемся с внезапным срывом всех планов, дел, стремлений, интересов активно живущего человека. Часто человек бывает совершенно неподготовлен к крутому изменению образа жизни. Испытывая страх перед болезнью и возможной операцией, больные стремятся психологически «отгородиться» от несчастья и упускают драгоценное время для лечения. Но следует помнить, что даже если рак идентифицирован положительно, относиться к этому известию стоит взвешенно. Известен такой случай:

Больной Н. был поставлен диагноз рака груди. Больную не оперировали по причине множественного метастазирования опухоли, после помазания св. елеем в церкви, прекратился рост опухоли, исчезли болевые ощущения, больная прожила полноценной жизнью еще б лет и умерла от бронхиальной астмы.

Очень часто на задаваемые больными и их родственниками вопросы о происхождении врачи пока не могут дать ясный однозначный ответ. Такое положение порождает у населения различные догадки и создает почву для доверия ненаучным суждениям неспециалистов и знахарей. Обращение к последним отнюдь не является уделом малообразованных людей. Как раз наоборот — это широко образованные люди, читающие много разнообразной литературы, где время от времени появляются некомпетентные публикации о «новых методах», приводятся слухи об одном или двух известных им случаях излечения больного. Присутствуют и заявления такого рода: «Делать нечего. Почему не попробовать? А вдруг поможет?». Но нет ничего опаснее для окружающих, чем деятельное невежество, которое злоупотребляет доверием людей. Это тем более не находит никаких оправданий, так как речь идет больных которых особенно легко обмануть и за счет которых недопустимо наживаться. Следует вспомнить материалы проверки наделавших немало шума 20 лет назад «методов» лечения рака по Туману, Продану, Качугину, о которых сегодня мало кто помнит. Эти люди утверждали, что нашли радикальные пути лечения злокачественных В борьбе с этим заболеванием помогают твердость духа и терпение. Если человек идет к служителям оккультных наук (магия, целительство, экстрасенсорика, кодирование) или к знахарям, если он не укреплен верой и мало знаком с церковными установлениями, то часто такой поиск оборачивается новыми телесными страданиями, так как совершается страшный грех - грех риска здоровьем и жизнью, являющимися Божьим достоянием. Церковь всегда благословляла обращаться за помощью к ней или врачам, искусным в медицинской науке.

— Излечивается ли рак при совершении церковных таинств?

Можно сказать, что в ряде случаев «да». Об этом свидетельствуют факты исцелений после молитв перед иконой Божией Матери, мощами святых угодников Божиих, и другими святынями. Иногда бывает, что после молитв человек не исцеляется от опухоли, а она как бы «застывает», «замораживается» в той стадии, на которой человек при шел с просьбой к Богу. Есть группа больных, которые переходили все сроки, у которых должно было произойти и метастазирование, и переход в другую стадию, но все «остановилось». Это проявление действия благодати Божией, укрепляющей душевный и телесный состав человека, по силе его и упования на Создателя. Однако следует знать, что возможет и другой процесс быстрое озлокачествление («малигнизация») опухолей. Причиной этому является воздействие экстрасенса, колдуна, биоэнергетика и проч. Во время обращения к ним проявляется действие другой силы сатанинской, противной по характеру действию благодати Божией. Я уже приводил примеры чудесных исцелений с помощью церковных таинств, приведу еще один и, надеюсь, читатели вашей газеты извлекут полезные уроки:

Валентина Николаевна К. (46 лет) была выписана под наблюдение онколога домой, умирать... Во время операции на желчном пузыре у нее обнаружили в печени раковую опухоль в очень запущенном состоянии. Ни оперировать больную, ни подвергать лучевой терапии врачи уже не решались. Курс химиотерапии давал отсрочку максимум на полгода, а дома двое детей и младшему - 8 лет. Бедная женщина впала в неописуемое отчаяние. «Ну что ты кричишь? - однажды сказала ей соседка по палате, родом из Измаила, - у вас же на Карповке монастырь Иоанна Кронштадского. Сходи туда!». Добралась в монастырь Валентина Николаевна с трудом, хотя жила совсем рядом. Подошла к священнику, попробовала перекреститься. «Ну вот, даже креститься не умеете», - укорил батюшка. «Я умирающий человек...» - начала Валентина Николаевна и подробно поведала о своем горе. Священник посоветовал ей поговеть и причаститься Святых Христовых Тайн. Через четыре дня, впервые в жизни покаявшись, Валентина Николаевна причастилась. Потом вместе со всеми пошла на молебен в усыпальницу и долго там молилась и плакала. Еще раз в течение месяца ей удавалось приходить в монастырь и испрашивать у дорогого Батюшки Иоанна помощи в исцелении.

Всего лишь через полтора месяца после появления Валентины Николаевны в Иоанновском монастыре в медицинской карте появилась запись: «По данным УЗИ объемных образований под печенью в настоящее время отчетливо не выявляется». Повторные УЗИ вновь это подтвердили, а затем появилась и такая эмоциональная (что не характерно для подобного рода документов) запись онколога: «На данный момент, если ориентироваться на УЗИ (а именно эхография объектировала опухолевое поражение), больная излечена от опухоли? От какой? За счет чего произошла регрессия опухоли?» - не скрывает врач своего удивления, и далее, перебрав все возможные причины столь радикального улучшения, ни одну из них не признает удовлетворительной. Но прекрасно знает истинную причину исцелений сама Валентина Николаевна - это явление милости Божией по молитвенному ходатайству св. прав. Иоанна Кронштадского. Постоянная прихожанка Иоановского монастыря и по сей день бодрая и энергичная.

27 февраля начинается Великий пост. Он запрещает православным, его соблюдающим, есть мясные, рыбные, молочные продукты, яйца. Но во время любого поста главное правило – не навредить здоровью.

Кому можно поститься?

Пост с физиологической точки зрения – это отличная возможность разгрузить организм, дать ему передохнуть от жирной и калорийной пищи и перееданий.

Однако полноценно соблюдать пост можно только совершенно здоровым людям. Но есть несколько важных моментов. Во-первых, если вы приняли решение соблюдать пост, вам нужно попросить разрешения у своего духовника или церковного служителя.

Во-вторых, даже если вы здоровы и поститесь, вам необходимо разнообразить свое меню. Ограничить себя в употреблении мяса и рыбы, но есть только одни макароны или жареную картошку будет даже во вред.

Нежелательно поститься в полной мере беременным и детям. Для первых опасно исключение из рациона белковых продуктов животного происхождения. А железо, содержащееся в мясе и влияющее на гемоглобин, восполнить за счет яблок невозможно.

У детей более интенсивные, чем у взрослых, обменные процессы, и ограничения в поступлении каких-либо компонентов могут привести к нарушениям роста и развития.

С большой осторожностью к посту надо подходить и людям пожилого возраста.

Кому врачи запрещают поститься?

Если в случае с беременными или детьми частичное ограничение меню вполне допустимо, то людям с серьезными заболеваниями это может быть запрещено совсем. Разумеется, в каждом конкретном случае необходимо консультироваться с врачом.

  • Людям с заболеваниями эндокринной системы. Это сахарный диабет, дисфункция щитовидной железы, надпочечников. При нехватке белков затрудняется синтез гормонов, а то и вовсе прекращается.
  • Больным онкологическими заболеваниями.
  • Людям с болезнями пищеварительного тракта (холецистит, язва 12-перстной кишки и желудка) из-за нарушенного всасывания слизистой оболочки.
  • Страдающим болезнями почек и печени – пиелонефритом, гломерулонефритом. В данном случае потеря белка с мочой приводит к необратимым последствиям.
  • Больным с нарушениями обмена веществ.
  • Категорически запрещено поститься людям, которые прошли операцию по трансплантации почек, сердца или печени.
  • Людям с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями.
  • Людям, страдающим панкреатитом, анемией, подагрой, эпилепсией, повышенным кровяным давлением. При панкреатите, например, поджелудочной железе нужны легкоусвояемые животные белки. Белки растительного происхождения усваиваются хуже.
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «derevyannyydom.ru» — Строим новый дом