Мир проекция сознания философское направление. Убеждения человека – иллюзии нашего разума. Гносеология и этка Канта

Джордж Беркли. Превратил материалистический сенсуализм в идеалистический. Его идея – мир нематериален и субъективен. Юм выдвинул идею, что мир непознаваем, идеалистический (отверг базовые идеи материалистического сенсуализма). Беркли по своему интерпретировал идеи Локка:

    отверг наличие абстрактных общих понятий (все, что есть, единично; общее выделить нельзя, т.к. все качества в предметах слиты воедино);

    теория репрезентативного мышления: любая общая идея в действительности представляется чем-то единичным (ч-к не может иметь общее понятие треугольник, он может представить только конкретный треугольник). Цель – изгнать из ф-и абстрактные понятия, за которыми ничего не стоит. Самое ненужное понятие – материя. Беркли считал, что никакого внешнего опыта нет, есть только внутренний. Сознание ч-ка автономно и во внешнем мире не нуждается. Внешний мир – проекция сознания ч-ка.

    Все качества вещей вторичны, т.е. субъективны и зависят от сознания ч-ка. Любой предмет существует необъективно, а только в нашем восприятии. Предмет – комбинация идей нашего сознания. Исчезнут идеи – исчезнет предмет. Существование предмета самого по себе и его существование в нашем восприятии – одно и то же. «Существовать – значит быть воспринимаемым».

Д.Юм. не отрицал наличия внешнего объективного мира, но считал, что этот мир непознаваем. Природа держит ч-ка на почтительном расстоянии от своих тайн. Ч-к воспринимает мир ч/з ощущения и привык доверять им. Однако это ошибка. Мир – ощущение – ч-к. Ч-к связан с миром не напрямую, а ч/з ощущения. Ощущение может неправильно отражать мир, но ч-к познает мир только ч/з ощущения. Значит ч-к может ошибаться. Вокруг ч-ка находится как бы стена ощущений. Преодолеть эту преграду ч-к не может, он всегда ограничен ощущениями. Поскольку ощущения неадекватны к миру, то мир непознаваем.

Скептически отнесся к познавательным способностям органов ч-в. Его принцип – агностицизм.

11.Гносеология и этка Канта

К. осуществляет своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассм-ся как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В отличие от философов 17 века, К. анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источники заблуждений, а, напротив, чтобы решить вопрос, что такое истинное знание. У К. возник. задача установить различие субъ. и объ. эл-тов знания, исходя из самого субъекта и его структуры. В самом субъекте К. различает 2 слоя - эмпирич. и трансцендентальн. К эмпирическ. он относит индивидуально- психологич. особ-сти человека, к трансцендентальн. - всеобщ. определения, составляющие принадлежность ч-ка как такового. Объективность знания, согл. К., обусловливается структурой именно трансцендентального субъекта, которая есть надындивидуальное начало в ч-ке.

Т.о. гносеологию К. ставит на место онтологии. Утверждая, что субъект познает только то, что сам он и творит, К. проводит разделение между миром явлений и непознаваемым миром “вещей в себе”.. Мир опыта в целом только относителен, он существует благод. отнесению к трансцендентальн. субъекту. Между “вещами в себе” и явлениями сохраняется отнош. причины и следствия: без “вещей в себе” не м.быть и явлений.

Воля позволяет ч-ку определять свои действия всеобщими предметами (целями разума), потому К. и наз. ее разумом практическим. К. называет человеческую волю автономной (самозаконной). Автономия воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами будь то природная неооходимость или даже божественная воля, а тем законом, который она сама ставит над собой, признавая его высшим, т.е. исключит. внутр. законом разума. Человек есть житель двух миров: чувственно воспринимаемого, в кот. он как чувственное существо подчинен законам природы, и умопостигаемого, где он свободно подчинит себя закону разума, т.е. нравственному закону. Принцип мира природного гласит: никакое явление не м. быть причиной самого себя, оно всегда имеет свою причину в чем-то другом. Принцип мира свободы гласит: разумное существо есть цель сама по себе, к нему нельзя относиться лишь как к средству для чего-то другого. Именно потому, что он есть цель, он не может выступать в качестве своб. действующей причины, т.е. свободной воли. Умопостигаемый мир К. таким образом. мыслит как совокупность разумных существ как Вещей Самих По Себе, как мир целевых причин, самосущих автономных монад. Человек, как существо, наделенное разумом, существо мыслящее, а не только чувствующее есть, по К., вещь сама по себе. “Знание” умопостигаемого мира, открывающегося практическому разуму, - это особого рода знание-призыв, знание-требование, обращенное к нам и определяющее наши поступки. Оно сводится к содержанию высшего нравственного закона, категорич. императива “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства”.

Воин всматривался в прекрасные цветы , и они говорили с ним...

Прекрасен бутон, прекрасен распускающийся цветок, прекрасно само мгновение его раскрытия, прекрасно мгновение, когда опавшие лепестки отправляются в свой первый и последний полет… Все цветы – само совершенство… Они зачаровывают своей быстротечной, но совершенной Красотой, ее созерцание рождает в сердце разные мысли… моменты глубочайшего переживания…

Воин всматривался в прекрасные цветы и размышлял о судьбе человека в этом мире.

"Все мы рождаемся прекрасными, наполненными жизненной силой, как цветущая сакура. Так же как она, мы радуемся солнцу и стремимся жить, силам нет конца, и жизнь подобна ясному весеннему дню.

Но молодость исчезает, неизвестно откуда приходит сумрак и туман. И вот уже завывает пронизывающий холодный ветер старости, срывающий последние листья с древа жизни…

Таков трагический удел человека. Со временем все стареет, приходит в упадок, рушится, как старый покинутый дом в лесу… Судьба неумолимо пытается разрушить человеческое сердце…
Почему это происходит с человеком?"

Нестерпимая Красота цветов и печаль человека пронзили сердце Воина, как раскаленная стрела…

Цветы дали ответ, озарив сознание Воина Откровением Великой Веры Богов и Героев.

"Сакура возрождается вновь и вновь, являя пример вечного Возрождения. Любое явление есть выражение состояния сознания, порождающего его.

Сознание – это и есть Будда.

Видимый мир - проекция сознания. Сакура такова, какова она есть. И люди становятся продолжением своих мыслей, их мысли формируют их реальность.

Стань Героем! Перешагни порог будущего!

В сердце Героя нет места слабости и увядания, он вечно молодой, потому что исповедует Героическую Веру, живет Ею, и Она открывает ему Врата Высшей Реальности.

Будьте прекрасны, как цветущая сакура, живите, как она: чисто и благородно, живите ради Красоты, Смелости…

Радуйтесь Жизни, как цветы вишни, которые зацветают все сразу, не опасаясь холодов, цветут иногда всего несколько часов, а затем безо всяких сожалений опадают. Постарайтесь, как эти прекрасные и смелые цветы, найти героическую и возвышенную смерть, ведь нет ничего более прекрасного, чем жить и погибнуть ради своего идеала, ради верности своей Мечте…

Мир людей – это испытание иллюзией смерти и тлена. Люди слабы и маловерны. Лишь Герои в духе своем знают, что такая гибель есть Врата в Бессмертное…

С древних времен люди верят, что души Воинов живут в цветах сакуры. Сакура – Мечта Воина, в ней воплощен эстетический и философский смысл всей его жизни и смерти, его нравственный Идеал. Быть может, многие скажут, что такая концепция несовместима с жизнью…

Но так ли важна жизнь сама по себе?.."

Воин глубоко о чем-то задумался…

В жизни человека случаются редкие мгновения, исполненные высшего смысла, когда круговорот событий, течение времени останавливаются, исчезает все второстепенное и душе вдруг открывается сам смысл Бытия. Наступает момент Озарения, Просветления. Жизнь потом может идти своим чередом, но человек стал другим…

Воин смотрел, как едва влекомые земным притяжением лепестки сакуры медленно опускались на черную землю…

Их были тысячи… Чистые сияющие лепестки вишни укрыли землю тончайшим драгоценным полотном.

Это была истинная Красота…

Поле его Мечты .

Часто мы не замечаем, как жизнь меняется буквально за пару часов. Только что все было хорошо - и будущее казалось светлой дорогой к счастью. Потом что-то произошло - и вот уже нам кажется, что все мрачно и беспросветно, еще через некоторое время мир вокруг снова становится добрым и светлым. И такой круговорот продолжается все время. И уверенность в каждом новом ощущении и восприятии - почти 100%-ная, как будто наша жизнь, как флюгер, каждую минуту резко переходит в новую фазу, причем всерьез и надолго. Мы как будто становимся рабами своего настроения: если нам хорошо, мы любим мир вокруг нас, строим планы, как достичь успеха и т.д. Чуть настроение испортилось - и кажется, что впереди уже не будет ничего хорошего. Такую ситуацию «продвинутый» человек посчитает смешной, ведь мы каждый раз искренне верим, что такие сны разума реальны и на основании преходящих иллюзий, которые не более чем наши личные убеждения, планируем нашу жизнь на годы вперед. При этом наша собственная непоследовательность остается за кадром. Реальность не может трансфомироваться так быстро и кардинально, как нам кажется. Все зависит от нашего восприятия, и все беды и радости начинаются с головы.

Немного о проблемах

Всем людям хочется тем или иным образом улучшить качество жизни. Можно потратить много времени и сил, гоняясь за материальными или духовными благами, но истинная проблема - это иллюзии, которые представляются нам реальными. Реализм мыслей - это одна из самых опасных их черт. Когда человек находится в плохом настроении, он не видит смысла менять свое восприятие, потому что его разум рисует ему мрачную апокалиптическую реальность с живыми насыщенными впечатлениями. То есть когда все плохо, нам даже в голову не приходит работать с собственными ментальными проекциями, ибо они сами проецируют в наш мозг сведения о якобы существующих проблемах.

Убеждения - это особые мысленные пузырьки. Их красивое радужное сияние убеждает нас в правдивости той картины, которая предстает перед нашим взором. В нашем разуме всплывает некое убеждение, и мы погружаемся в глубину виртуального мира, свято веруя, что он истинен.

Конечно, происходят и некие физические события. Например, мы случайно оступились и упали в лужу. Чтобы вновь вернуться к комфортному состоянию, необходимо вымыться и переодеться. Проблемой такое или схожее с ним событие становится, если мы начинаем мысленно застревать на происшедшем, что блокирует волю к действию и не дает совершить поступки, необходимые для выхода из этой ситуации. В качестве примера можно привести шутку из Сети о человеке, который хочет сходить в туалет, но не делает этого, оправдывая это депрессией, занятостью, усталостью, разочарованием или другими делами.

Однако есть и такие события, которые при данных предпосылках изменить в один момент не получится. Врун не может стать патологически честным или смертельно больной человек выздороветь. Таким же образом в отсутствие нужной мотивации разбогатеть, построить правильные, духовно богатые отношения, восстановить здоровье окажется чем-то из области фантастики. Это совершенно нормально.

Но всем нам еще с детства внушают, что в обществе ценится трудолюбие, умственные способности, оптимизм, гармония с самим собой, и поэтому нам надо быть именно такими. Тот, кто не может быть таким, оказывается изгоем и должен стыдиться своего положения. Поэтому в нашем социуме нередки случаи исковерканной жизни: как тех, кто постоянно ломает себя в угоду неизвестно кем установленным стандартам, так и тех, кто не может им соответствовать и во всем винит себя.

Далай Лама произнес одно ставшее знаменитым изречение, которое гласит, что если проблема решаема, ее нужно решать, если она не решаема, беспокойство - это напрасный труд. Поэтому в нашей жизни нет ни одного стоящего повода для беспокойства. Если ты можешь или хочешь что-то изменить в своей жизни, делай. Нет желания или возможности - забудь об этом и живи дальше.

Что представляют собой убеждения

Из вышесказанного следует, что настоящие проблемы существуют не в реальных событиях, а в переживаниях по их поводу. Но сколько бы ни твердилось о бесполезности волнений и беспокойств, человек не склонен погружаться в медитативное состояние, поскольку его собственные убеждения ведут войну против него и продолжают убеждать его, что все плохо. Физически же мы начинаем гоняться за призрачными иллюзиями в попытках изменить и обустроить нашу жизнь.

Убеждения - это по сути те же самые ментальные проекции. В общем потоке мышления именно эти мысли кажутся нам особо реалистичными, и мы безоговорочно их принимаем, считая основой самой жизни.

Если человек стремится к богатству, видя в нем смысл своего существования, он никогда не будет счастлив дольше нескольких минут. Ведь сколько бы денег он ни скопил, этот уровень жизни очень скоро приедается, превращаясь в рутину и лишая ожидаемого наслаждения, которое должно длиться вечно. Особенно важно при этом, что изначальное убеждение, которое и стало двигателем стремления к материальному достатку, никуда не исчезает, а тайно нашептывает человеку, что счастья в обычной повседневной жизни нет, потому что оно в чем-то особенном, превосходящем эту немудреную реальность.

В результате с каждым, казалось бы, улучшением жизни человек имеет то же самое, но в несколько раз дороже. Убеждение продолжает свою работу, заставляя человека стремиться к еще большей роскоши, но гонка за деньгами не останавливается все равно. Ставить такие цели - это превращаться в того, кто гонится за вечным «завтра», пренебрегая моментом здесь и сейчас.

Если у нас есть убеждение в том, что мы никому не нужны на этой земле, начинают действовать сразу две установки. Одна - человек счастлив, только если он хотя бы кому-то нужен. Вторая - если ты не нужен, ты ошибка природы и должен стыдиться своего появления на свет. В совокупности они приводят к тому, что периоды того, что в обществе именуют «счастьем», чередуются с неврозами и депрессией. Близость со значимыми людьми приносит наслаждение, а отдаленность от них - страдание.

Если человек сам считает себя недостойным любви, жизнь он будет считать чем-то враждебным, суровым и полным проблем. Каких бы успехов он ни достиг и как бы его ни ценили окружающее, похвала подсознательно воспринимается как нечто ложное и абсурдное, а критика - как заслуженное наказание.

Когда член социума убежден, что любая работа должна быть при любых условиях выполнена безупречно, он становится рабом перфекционизма - стремления к совершенству. С одной стороны, такой человек порой достигает настоящих жизненных вершин, с другой стороны, он подвержен невротическим «копаниям» в собственной душе, занимается самобичеванием по поводу любой, даже самой незначительной ошибки. Иногда это препятствует новым рискованным начинаниям, поскольку ему сложно осознавать собственное несовершенство.

Каждый из нас может быть убежден в своей никчемности для общества, некрасивости, неадекватности, в неотвратимости наказаний за жизненные просчеты, в том, что мысли и чувства нужно обязательно скрывать, в некоей мифической внешней угрозе, в эгоизме близких людей, в том, что ему кто-то что-то должен. Таких ментальных пузырьков так же много, как и людей на земле. В некоторых случаях в сознании человека они образуют сложные комбинации, в результате которых жизнь кажется мрачным лабиринтом, наполненным тьмой и ужасом, из которого нет выхода.

Образы разума как картинки на экране

Все наши личные проблемы - это понимания. Если мы поняли, что все плохо, все сразу же и начинает идти наперекосяк. Негативная энергетика ментальной проекции, которая подменяет собой реальность, моментально отражается на нашем настроении, являющемся неотъемлемой частью пространства сознания.

Проекции - это некая волшебная сила, которая способна внушить даже самому адекватному человеку все, что угодно, даже если всем вокруг это кажется чушью. Чем сильнее вера в проекции, тем весомее их влияние на нашу жизнь.

Все мы потенциально вмещаем в себе огромное количество проекций. Любое событие становится толчком, побуждающим нашу психику работать в определенном направлении. Мы должны сделать выбор: принимаем ли мы результат ее работы за чистую монету или все же пересматриваем те убеждения, что мешают нормально жить.

Иногда для того чтобы проблема перестала вас мучить, достаточно проговорить ее про себя и тщательнее рассмотреть. В этом случае неопределенно негативные последствия становятся очевидными и перестают пугать либо приходит понимание, что проблемы-то и нет как таковой. При этом точное очерчивание для себя проблемы дает возможность выйти из негативного эмоционального состояния и взглянуть на то, что происходит со стороны. Это происходит на самом деле. Если до этого сознание было во власти проекции и полностью отождествлялось со сном, который создает эта проекция, то теперь эта завеса спадает и все пугающее исчезает, либо человек четко осознает, что проблема незначительна, и ее можно решить с помощью определенного алгоритма действий.

Позитивное мышление и бодрый настрой тоже, конечно же, очень важны, но практика доказывает, что они часто проигрывают битву в борьбе с проекциями. Разнообразные аффирмации и визуализации редко дают стойкий эффект, потому что они намного слабее впитавшихся в нашу плоть и кровь убеждений.

Как бы человек себя не убеждал, глубинные проекции будут иметь большее влияние на его жизнь, чем привнесенные извне. Все позитивные установки постепенно исчезают, и человек остается в уверенности, что все хорошее в жизни - ложь, а плохое - истина. Этот взгляд по сути представляет собой еще одно негативное убеждение. Реальность уничтожает все ложное, поэтому с самого начала необходимо во главу угла ставить истину. Как отрицательные, так и положительные ее искажения контрпродуктивны.

К счастью, все плохие убеждения, касающиеся жизни, - это иллюзия. Самые страшные озарения по поводу себя и своего бытия, самая невыносимая тяжесть сансары - все это коренится в наших мыслях. Все проблемы имеют своим родоначальником ум, они наши фантазии, которые выходят из-под контроля. Ведь даже физическая боль без мыслей не была бы страданием, потому что в данном случае страдать бы оказалось некому.

Одна из самых действенных практик великого Кастанеды - остановка внутреннего диалога . Практически все восточные учения основаны на медитации, благодаря которой можно выйти из глубочайшего сна, где мы видим разные мелодраматические грезы, не имеющие отношения к реальности. Тут они даже пересекаются с современной когнитивной психотерапией, которая также работает с убеждениями.

О снах разума

Плохое настроение - это некий самогипноз со знаком «минус», который в особо сложных случаях приводит к депрессии. Опыт депрессивного состояния - это психологический иммунитет, который позволяет научиться самостоятельно обращать внимание на свои почти бессознательные реакции. Поэтому в депрессию часто погружаются по незнанию, когда человек еще не владеет умением отслеживать и блокировать негативные проекции.

Сначала мысль о таких проекциях посещает уже на запущенной стадии - когда человек уже погрузился в пучину депрессии. На следующем уровне проекции еще успевают внести хаос в сознание, но уже срабатывает психологический сигнал тревоги, предупреждающий о коварстве проекций. Если же человек уже является «продвинутым», мысли не захватывают его, а спокойно протекают мимо, не становясь причиной иллюзорных драм. Конечно, подобный взгляд чересчур упрощенный, и на практике вы столкнетесь со многими нюансами.

Мы сами себя убеждаем в том, что путь к счастью сложен и зависит от многих условий. Все рамки и препятствия мы создаем себе сами, считая, что мы не можем быть счастливы просто так, не обладая чем-либо. Именно инстинкт обладания является причиной того, что мы с головой погружаемся в болезненные зависимости.

Жизнь - это захватывающая игра. Но если в ней на кон поставлены материальные блага, возникают проблемы. Чем сильнее желание быть рядом с определенным человеком, скопить определенное богатство, тем больше к счастью обладания примешивается страх все это потерять.

Мнение, что счастье должно быть заслуженным, крайне ошибочно и повергает нам в кармический круговорот причин и следствий. Какой бы тяжелой ни казалась карма - это всего лишь определенный набор убеждений, от которых и зависят наши эмоции и настроения.

Таким образом, основа сансары, в которую мы так самозабвенно погружаемся, - иллюзия, которая является лишь неуловимой, мимолетной мыслью, не имеющей под собой никаких реальных оснований. Однако мы верим в реалистичность этой мысли, и она подменяет собой реальность.

Очень полезно освоить умение сомневаться в своих убеждениях и уметь их пересматривать. Никто не знает точно, что такое жизнь. Поэтому вместо того чтобы изображать гуру, все познавшего за какие-то пару десятков, а то и меньше лет, просто стоит принять и понять этот факт. Усталость от жизни с ее многогранностью невозможна, ее причиной оказываются лишь банальные иллюзии. Психологическое консультирование также во многом основано на отлове таких иллюзий, мешающих чистому восприятию реальности, и борьбе с ними.

Проекция в классическом психоанализе — это приписывание своих собственных переживаний внешней реальности. Однако этот термин пришёл ко мне на ум ещё до того, как я начал учиться на психолога. Изучая собственное сознание, ко мне пришло понимание, что происходящая со мной жизнь — иллюзорна. И сущность этой иллюзии заключается в том, что все мои мысли и ощущения — это всего лишь мои мысли и ощущения. В этом спектре, вся жизнь — просто кино в нашем сознании. Это не метафора, это — факт. Постараюсь доказать это насколько возможно.

В психологии под проекцией понимают какие-то отдельные "неадекватные", подавленные переживания и защитные механизмы. Однако смею утверждать, вся происходящая с нами жизнь, всё, что кажется нам внешней реальностью — это работа нашего ума. Всё это — проекция наших переживаний на внешний мир. Мы можем наделять события и людей лишь теми качествами, что живут в нас. Всё , что нас окружает — просто проекции нашего ума , наши мысли и состояния. Именно это в индуизме называют словом карма. У каждого — свои проекции, то есть — у каждого своя карма, которую человек приписывает "внешней реальности". И сама внешняя реальность — здесь по праву берётся в кавычки. "Ложки не существует" (к/ф "Матрица").

Каждый видит мир только таким, каким является этот каждый. Наша реальность — отражение нас самих. Это всё наше "Я". Во внешнем мире объективно не существует ничего плохого, ничего раздражающего, ничего важного, ничего пугающего. Всё это просто оценки нашего индивидуального разума, наши личные качества, которые мы проецируем на внешний мир, на людей, также как киноплёнка проецируется на белый экран. Всё, что происходит с нами — это работа нашей психики.

В буддизме говорят, что у каждого своя карма, и каждый человек оказывается в условиях соответствующих информации в его уме .

Все суждения — иллюзорны. И теория о проекциях — не исключение. Вообще, все мысли и чувства делятся на плохие и хорошие. Всё это — просто оценки нашего ума. За пределами ума жизнь — нейтральна, чиста, идеальна. За пределами ума — жизнь это белый экран, чистая "нирвана". Любое частное знание — это иллюзия, отступление от абсолютной истины вне ума. Цепляния за частные концепции (вроде той, что я здесь продвигаю) — ограничивают нас, создают иллюзию информированности. Само по себе ощущение информированности, пребывания в центре событий — это игра ума. Истинная информированность — это видение того, что все концепции — это не события, а проекции, переживания, ощущения на фоне вашего сознания.

Разоблачая грубые концепции, мы движемся к более тонким. Это нормальный процесс, это — развитие сознания . Просто в какой-то момент Вы перестаёте бегать по этажам утончающихся концепций. Вы перестаёте воспринимать всерьёз собственный ум. Вы осознаете, что привычная жизнь — это ваша проекция на неизвестное. И только тогда Вы становитесь хозяином самого себя, только тогда исчезают тонны внутреннего дискурса. Но остаётся самая соль, ясность и чёткое понимание того, что Вам нужно. Тогда все решения становятся настоящими, и приводят к реальным действиям. Но сейчас мы не будем углубляться в тему личной эффективности, а вернёмся к нашим иллюзорным слонам.

Как говорят мудрецы, "лишь пустой сосуд заполнится", или в данном контексте — "незнание — блаженство".

Созерцание , как процесс вне мыслей и чувств, с которыми мы отождествлены, приближает нас к реальности. Сознание в чистом виде не зависит от мыслей, но наоборот, сами мысли (проекции ) являются содержанием и формой сознания. Если Вы смотрите на объект, например на ложку, и при этом у вас нет ни каких мыслей вообще, тогда откуда возьмётся ложка? Ложки не существует! Ложка — это форма Вашего ума, ваша — проекция. Ложка — это сочетание букв, это — мысль. Без этой мысли есть нечто, и это нечто — неописуемо, без форм и без качеств.

Могут возникнуть разного рода сомнения, например, что это лишь внутренняя сторона вопроса, "идеальная", то, к чему "можно стремиться", а мы живём в хаотичном материальном мире, и от повседневных забот нам не спрятаться. Эгоизм окружающих, болезни, кризис, безработица и т.д. по-прежнему существуют. Но суть в том, что так называемая "идеальная" сторона — это не то, к чему мы должны стремиться, а то, что уже и так по-настоящему существует на данный момент. Если вы никогда в жизни не видели "ложку", вы не сможете её увидеть. Даже если вам её покажут, это будет просто какой-то неизвестный предмет, и то лишь при условии, что ваш ум натренирован думать о том, что предметы существуют. "Кризис" — в головах. Это всего лишь способ воспринимать мир.

Почему так трудно увидеть эти очевидные истины? Просто наше мышление вследствие многолетней привычки обусловлено концепциями , и мы уже не видим реальность здесь и сейчас . Мы живём прошлым, которое накладывается на настоящее и заслоняет его, погружая разум в ментальный сон проекций. Осознание данного факта может дать очень многое. Причём, это стоит понимать постоянно, каждый раз, когда что-то всплывает — будь то "нехороший" человек или "трудная" ситуация. Ведь всё это просто — наши мысли , страхи, иллюзорные образы в сознании — наши проекции. На уровне мировоззрения, теорию о проекциях сознания можно рассматривать, как своего рода полезную установку, или ментальную программу, благодаря которой можно приблизиться к своей сущности.

Настоящая жизнь как проекция ума

Сегодня мы рассмотрим практические аспекты иллюзии происходящего, разберёмся в том, что понимают индуисты под словом карма, а также в том, при каких условиях карма нарабатывается, а при каких растворяется.

Несправедливая случайность, или закономерный опыт?

Понимание того, что ваша реакция на эту жизнь обусловлена вашими внутренними данными, даёт успокоение, т.к. сложные ситуации перестают казаться какой-то несправедливой случайностью. Вы начинаете понимать, что никогда не страдали зря, т.к. любое страдание исходит изнутри как проявление вашей психики. Это просто информация в уме, в "тонких телах", это карма, которую необходимо выпустить, чтобы продолжить жизнь без этого груза.

Обыватель верит, что происходящее за пределами его тела, является отдельным от него внешним миром. На деле, это самое "происходящее" — просто мысли обывателя. Все события — это проекция ваших данных на "экран" жизни. Если эти проекции дурные — это опыт, который делает сознание зрелым, а не какая-то случайная несправедливость.

Даже в таких обыденных ситуациях, как поездка в автобусе или простаивание в очереди, я уверен, стоит осознавать, что "событие" само по себе — глубоко вторично. Важно именно то, что это событие пробуждает внутри Вас, какая информация срабатывает, и как вы в итоге реагируете. Если это гнев, или обида, позволяете ли вы этой информации, этим иллюзиям просто выйти, не цепляясь за собственные мысли? Или же Вы "смакуете" эти переживания? Если такие переживания Вас увлекают, и Вы забываетесь в них, начинаете верить в ту "дурную" реальность, которую они позиционируют, это и есть "наработка кармы". В это время вы нарабатываете "дурную" привычку активного участия и отождествления с негативными иллюзорными процессами.

Чтобы не нарабатывать "дурную карму, выход только один — наблюдать, распознавать мысли как иллюзии в уме, а не как события. Участие создаёт привычку (наработка кармы), а наблюдение помогает Вам выпутаться из негативных ментальных процессов (растворение кармы). Наблюдение — это осознанность и медитация.

Как обстоят дела с приятными событиями?

Приятные события в данном контексте — это растрачивание "хорошей кармы". С рождения богатые люди, живущие всласть, просто растрачивают заслуги, накопленные в предыдущих рождениях.

Экономический кризис, эгоизм окружающих людей, болезни, безработица и другие проблемы возникают лишь для того, чтобы мы поняли основные принципы работы сознания. Если мы сами увидим, что мир вокруг нас — наше собственное отражение, реальность к нам будет более благосклонна. Не стоит брать на веру, необходимо проверить, взять эту концепцию за инструмент и начать жить осознанной жизнью.

Реальность внутри, или снаружи?

У вас могут возникнуть сомнения в том, что именно человек наполняет эту сложную, материальную реальность, поскольку есть люди, которых, казалось бы, жизнь бьёт независимо от их отношения. Но почему-то существует слово "майя", обозначающее иллюзию типичного восприятия мира. Гораздо позже этот же человек всё равно поймёт, что не жизнь его била, а он сам себя бил.

Понимание неизбежно приходит с опытом. Почему Будда был отшельником? С точки зрения обывателя, он был нищим, но для миллионов последователей он был просветлённым учителем. Каждый оценивает реальность той информацией, которая проступает из психики на текущем этапе развития.

Материя вторична, она — лишь проводник тех ощущений, что живут в нас. Купив желанную вещь, мы испытываем радость, т.к. проецируем радость, что живёт в нас на внешний объект. По мере развития, мы разрушаем эту "зависимость", и перестаём приравнивать собственные переживания внешним объектам. Мы начинаем меньше радоваться и меньше страдать от воздействия внешней среды. Мы начинаем осознавать, что источником наших переживаний являемся мы сами.

Привязанность к страданиям и удовольствиям — это и есть наша карма. Во внешнем мире нет никаких сложностей. Их строит ум, а мы отождествляемся с мыслями, полагая, что это реальность. Задача не столько в том, чтобы "избавиться" от сложностей, сколько в том, чтобы понять их природу. Тогда все внутренние противоречия начнут автоматически разрешаться.

Каждое явление стоит подгонять под аксиому, что все эмоциональные и мысленные реакции идут не извне, а изнутри, это не чувство собственной важности тех людей, которые вас унижают, а ваше чувство собственной важности, которое Вы проецируете на окружающих, связывая его с внешним миром, событиями и людьми. Все ваши реакции возникают в вашем сознании.

Это не Вася нехороший человек, а ваше восприятие Васи как нехорошего человека, и вы сами себя этим грузите: "Как тяжело! Даже Вася оказался болваном!" Этот самый "болван" живёт в вас, а не в Васе. Это — информация Вашего сознания.

Конечно, обмен энергией возможен. Подобное притягивает подобное. Но если вы изжили, например, зависть, то чужая зависть вас не затронет. Подобный взгляд позволяет выйти ненужным переживаниям. Об этих вещах можно и стоит думать, развивать, связывать с любыми ситуациями, проводить самоанализ.

Ещё лучше по возможности совмещать самоанализ с медитативными техниками. Медитация — это созерцание, внимательный бесстрастный взгляд. Поначалу может стать ещё тяжелее, когда начинается "разгрузка" и выход накопившихся стрессов. Откроется сущностная совесть, о которой говорил Гурджиев.

Но это — путь очищения, путь трезвости. Вы перестаёте обвинять мир в своих "бедах", но спокойно изживаете эти переживания. В социуме люди сталкиваются с одними и теми же проблемами десятки раз, словно долбятся о стену. Обывателю не хватает понимания истинного положения дел. Данные в этой статье установки могут его дать.

У Вас могут возникнуть сомнения. Как же это наше сознание могло сотворить из Васи нехорошего человека? Ведь это именно Вася такой нехороший! И в нашей воле не обращать на него внимания, либо накрутить себя, углубившись в проблему, и заработать стресс. "Вася такой нехороший" — это есть наша субъективная проекция.

Иешуа (прообраз Христа в книге Булгакова "Мастер и Маргарита") всех величал добрыми людьми. И ведь он был искренним. Для него не было нехороших людей. Он был свободен от таких ярлыков. Мы сами строим свою реальность. Это наши органы восприятия и оценки, наши мысли.

Предположим, Вася разозлился, и вы не посчитали его болваном, а просто поняли, что он не мог иначе, т.к. сейчас ему плохо. Вы смогли воспринять человека спокойно. Да — это его "карма", сейчас он воспринимает реальность именно так. Но тут пришёл Петя, друг Васи, и по причине отсутствия понимания происходящего посчитал Васю болваном! Это — "карма" Пети. Каждый человек проецирует на ситуацию свои собственные переживания.

Понять, что всё — часть тебя, можно. Это не какая-то философская концепция, а реальное ощущение, переживаемое, когда поток мыслей о том, что существуют "другие", приостановлен. При этом не стоит бояться безжизненного, "овощного" состояния. Наоборот, жизнь по-настоящему только и начнётся после того, как ум успокаивается, и у нас появляется возможность взглянуть на реальность ясным взором без всяких суждений и оценок.

Просветлённый человек, обладая ясным сознанием, видит реальность в её истинном виде. Его ум свободен от отождествления с мыслями и чувствами. Он понимает, что происходящее — это игра сознания.

Однако если вы приняли эту концепцию иллюзорности жизни, в то же время всегда стоит учитывать мир относительный. Если всё иллюзия, не стоит сразу раздавать все свои деньги, или садиться на горящую плиту. Игра сознания не перестаёт быть игрой, даже обладая такими жёсткими правилами. Жить стоит по совести, соблюдая нормы, и не напрягая окружающих своей "свободой". Если вы приняли решение развивать сознание, и расти над собой, прежде всего, необходимо следить за своими реакциями на действительность, не предъявляя высоких требований к людям рядом с вами.

Механизм проектора-проекции Я ЕСТЬ – это способ описать процесс Я ЕСТЬ. Сознание посредством Я ЕСТЬ (которое суть ужатое Сознание) отражает, к примеру, мысль, и тогда Сознание «движется вперед», сплавляясь, сгущаясь и отождествляя себя с этой «Я»-мыслью, тогда как на самом деле Я ЕСТЬ, мысль, объект, личность и мир – проекции Сознания, использующего Я ЕСТЬ как линзу, и состоят из него.
Я ЕСТЬ – это мир; оно содержит в себе весь мир.
Нисаргадатта Махарадж
«Абсолютное лекарство»
Я ЕСТЬ – ЭТО ГУРУ
Я ЕСТЬ – это Гуру, Бог или почитаемое божество. Внешний Гуру или божество – это Я ЕСТЬ. Когда Сознание проецируется вовне посредством Я ЕСТЬ, появляется божество как объект поклонения. На самом деле Сознание через Я ЕСТЬ проецирует Бога, Гуру или божество, решает, что эта проекция отдельна от него, наделяет ее силой и поклоняется ей. Как это соотносится с бхакти-йогой (йогой преданности)? Какова цель бхакти-йоги? Она в том, чтобы любящий и возлюбленная (объект почитания) были едины. Таким образом, цель бхакти-йоги достигается, когда вы пребываете и являетесь Я ЕСТЬ, которое суть линза, [создающая] почитаемое божество.
Я ЕСТЬ ОБРАЗОВАНО ИЗ СОЗНАНИЯ
Я ЕСТЬ образовано из Сознания, равно как и всё вообще. Посредством пребывания в Я ЕСТЬ раскрывается его сущностная природа – Сознание.
Я ЕСТЬ – это первое преобразование и проявление недифференцированного Сознания. Таким образом, Я ЕСТЬ – это клей, что держит этот мираж мира. Иными словами, нет Я ЕСТЬ, нет тебя, нет вас, нет вашего мира.
Я ЕСТЬ В СВОЕЙ СУТИ
Я ЕСТЬ КАК ПРОЕКТОР-ПРОЕКЦИЯ
Я ЕСТЬ, будучи сгущенным Сознанием, действует как линза, через которую Сознание проецируется. Я ЕСТЬ подобно увеличительному стеклу, а солнце, или Сознание, проецирует свой свет через это стекло сгущенного Сознания, называемое Я ЕСТЬ. Эта проекция Сознания через Я ЕСТЬ благодаря отождествлению с ней образует «я» и мир, в котором мы живем. Я ЕСТЬ со своими отражениями создает иллюзию, что существуют две или более субстанции, отдельные от Я ЕСТЬ и Сознания. Таким образом, Сознание проецирует посредством Я ЕСТЬ мысли и прочее и действует подобно клеевой основе, поддерживающей весь иллюзорный мир. Проекции Сознания через Я ЕСТЬ – после отождествления с ними – становятся главной завесой, что скрывает чистое (свободное от дуализма субъекта-объекта) Я ЕСТЬ и само Сознание, из которого Я ЕСТЬ образовано. Если пребывать с Я ЕСТЬ или повернуть его на само себя, оно исчезает – и его больше нет. Тогда остается лишь чистое Сознание и Абсолют.
Часто возникает вопрос: почему Я ЕСТЬ столь трудно, или почему столь трудно всего лишь пребывать в Я ЕСТЬ или просто быть тем, Кто Ты Есть?
Это лучше всего описать следующим образом: Сознание – посредством Я ЕСТЬ с его механизмом проектора-проекции и отождествления – создает видимость того, что «у вас» есть мысль, называемая «я ненавижу себя» или «я люблю себя». Оно создает видимость того, будто возникла мысль и она отдельна от Я ЕСТЬ и Сознания.
В действительности, Сознание посредством Я ЕСТЬ спроецировало мысль, называемую «я ненавижу себя», после чего отождествило себя с этой мыслью, утратив, таким образом, осознание Я ЕСТЬ и Сознания (то есть себя). Данный процесс подобен следующему: если вы отождествитесь с изображением на экране, создаваемым кинопроектором, примете это изображение за «себя» и «свою жизнь», то «утратите» Я ЕСТЬ и тот свет – или Сознание, – из которого создан этот фильм.
Следует глубоко понять это – Сознание вместе с Я ЕСТЬ в качестве своего проводника и его автоматическая проекция, отражение и отождествление делают сложным простое пребывание в Я ЕСТЬ вместо отождествления себя как отражения Сознания и Я ЕСТЬ.
Этот проявленный мир создан этим принципом «Я ЕСТЬ». Окончательным достижением для вас будет превзойти это «Я ЕСТЬ» и утвердиться в Абсолютном.
Нисаргадатта Махарадж
«Семена Сознания»
Что поддерживает этот мираж? – процесс проекции и отождествления Я ЕСТЬ, в ходе которого проекция (личность) воображает себя отдельной от Я ЕСТЬ и Сознания. Пока Я ЕСТЬ, со своим механизмом проекции, отождествлено с «я», мираж остается плотностью.
ИЛЛЮЗИЯ Я ЕСТЬ
Сознание посредством Я ЕСТЬ действует подобно кинопроектору, отображающему мир фильма с его персонажами; он являет огромную силу иллюзии, мгновенно заставляющую вас поверить, что я отделен и существую, вы отделены и существуете, в то время как вы не существуете.
Это лучше всего проиллюстрировать следующим образом: Сознание через кинопроектор Я ЕСТЬ (т. е. ужатое сознание) проецирует мысль, заключающую в себе «я», которое считает себя реальным, а не просто проецируемым отражением. Это подобно тому, как если бы отражение в зеркале мнило себя отдельным, живым и существующим независимо от вас. Аналогичным образом, отражения – мысли, верования, образы и т. д. – считают себя реальными и отдельными от Я ЕСТЬ, не сознавая, что Я ЕСТЬ и Сознание являются их источником, и без Я ЕСТЬ они бы исчезли.
Данный механизм Сознания-Я ЕСТЬ, проектор, создающий отражение и отождествление, – действует практически мгновенно.
Когда вы находитесь в Я ЕСТЬ, его отражения и концепции воспринимаются такими, какие они есть, и поглощаются их источником, Я ЕСТЬ и Сознанием.
В качестве иллюстрации, представьте – вы смотритесь в зеркало и внезапно начинаете думать, что вы есть отражение в нем. «Вас» (как субъекта, Я ЕСТЬ, смотрящего в зеркало) больше нет, вместо этого есть отождествление с отражением в зеркале, называемым теперь «я» – его вы теперь зовете собой. Когда это происходит, осознание Я ЕСТЬ (вашей внутренней сущности) пропадает.
Если рассмотреть это еще глубже, не существует никого отдельного, кто думает, чувствует или ощущает. Думающий, чувствующий и ощущающий заключены в самих мысли, чувстве и ощущении и являются проекциями Сознания через его проводник Я ЕСТЬ (также образованный Сознанием).
Я ЕСТЬ: ПРОЦЕСС ПРОЕКТОРА-ПРОЕКЦИИ И ВРЕМЯ
Концепция прошлого – иллюзия. Мысли, образы и воспоминания, образуемые из Сознания, ежемоментно появляются как проекции посредством Я ЕСТЬ. В каждом проецируемом отражении заключена память или идея себя, «я» и «меня», вместе с прошлым, настоящим и будущим. Это создает идею «меня» в настоящем времени. Также в этом проецируемом отражении, мысли/памяти, содержится эмоциональный компонент. Еще более поразителен тот факт, что в каждой мысли-воспоминании-эмоции содержится иллюзия проецируемого отражения, иллюзия существования причины и следствия – или причины, почему они здесь. И это включает концепцию «я нахожусь здесь». Когда это сочетается с концепцией прошлого, настоящего и будущего, соединенных вместе посредством Я ЕСТЬ, возникает крайне мощная идея «я». Вследствие этого иллюзорное «я» верит, что оно есть и что оно отдельно и независимо. Другими словами, идея «я» теперь верит – нечто произошло в прошлом, что, таким образом, подтверждает опыт «настоящего», тогда как в реальности нет ни прошлого времени, ни даже настоящего. То и другое содержатся в иллюзии времени, принадлежащей миражу. Время существует лишь внутри мысли-памяти-эмоции-себя-прошлого – как проекция Сознания посредством Я ЕСТЬ, «вне» этого времени нет.
Это подобно образу, возникающему и исчезающему в Ничто и содержащему в себе иллюзию Я ЕСТЬ – которая, по словам Нисаргадатты Махараджа, действует как «семя для сознания». Предполагаемое «сейчас» не существует в некоем настоящем моменте – но скорее внутри концепции, относящейся к проекции или самому проецируемому «я».
Сознание посредством Я ЕСТЬ действует подобно проектору. Вы – вне этого, вы не являетесь ни этим, ни даже наблюдателем или свидетелем этого. По той причине, что концепция переживания и даже наблюдения также заключены в мысли-памяти-эмоции-теле-«я», создаваемых процессом проецирования Я ЕСТЬ, благодаря которому фильм и его персонажи кажутся реальными. Это Я ЕСТЬ – свободное от мыслей, памяти, эмоций, ассоциаций, ощущений, внимания и намерений – состоит из Сознания. «Сейчас» пребывает там, но содержит иллюзию прошлого.
Вопрошающий: Я помню, что вчера это тоже было!
Махарадж: Память о вчера есть лишь сейчас.
Вопрошающий: Но я определенно существую во времени. У меня есть прошлое и будущее.
Махарадж: Это сейчас вы воображаете, сейчас.
Вопрошающий: Должно же было быть некое начало?
Махарадж: Сейчас. «Я есть То»
ОСТАНОВКА ПРОЦЕССА ПРОЕЦИРОВАНИЯ Я ЕСТЬ И ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ
Исследование
Ниже приводится исследование, цель которого – рассмотреть самый корень спроецированного отражения миража Я ЕСТЬ. Будучи обращенным внутрь, к самому себе, Я ЕСТЬ в конце концов также растворяется и исчезает.

Обзор исследования
Часть первая
1. Где в теле или вокруг него находится механизм отождествления с проекцией Я ЕСТЬ?
2. Если воспринимаемое «внутри» (т. е. мысли, образы и пр.) или «снаружи» (люди, предметы и т. д.) является проекцией Сознания через Я ЕСТЬ и образовано из того же Сознания, что и Я ЕСТЬ, – что постигается?
Часть вторая
1. Обратите внимание – существует представление, что Я ЕСТЬ отдельно от своей проекции.
2. Если Я ЕСТЬ отдельно от своей проекции, отметьте свое переживание.
3. Какая концепция могла заставить Я ЕСТЬ поверить, что оно отдельно от своей проекции?
4. А если это было лишь концепцией, созданной Сознанием через посредство Я ЕСТЬ, и не имело никакого отношения к чему-либо____________?
5. Что за соблазнительный обман могла использовать проекция «я» – с которой происходит отождествление, – чтобы заставить Я ЕСТЬ поверить ей?
6. А если Я ЕСТЬ и его проекция не есть вы_____________?
7. Если Я ЕСТЬ суть призма, создающая из «света», или Сознания, плотную форму, а вы не являетесь ни призмой, ни проецируемой формой, что постигается?

Исследование
Демонстрация:
Ниже приведен отредактированный образец – он дан здесь для лучшего понимания вопроса и в качестве примера исследования природы Я ЕСТЬ.
Волински: Где в теле или вокруг него находится Я ЕСТЬ?
Ученик: В пространстве перед этим телом.
Волински: Обратите внимание – существует кажимость, что Сознание Я ЕСТЬ отдельно от своей проекции.
Ученик: Да.

Примечание: Вначале мы отмечаем тенденцию Сознания – создающего проекцию посредством Я ЕСТЬ – воспринимать ее отдельной от себя. Далее мы выясняем, что они суть одна субстанция.
Волински: Если Сознание при посредстве Я ЕСТЬ отдельно от своей проекции, опишите свое переживание.
Ученик: Я ощущаю отделенность, будто нахожусь в неком отдельном месте.
Волински: Какая концепция могла заставить Сознание через посредство Я ЕСТЬ поверить, что оно отдельно от своей проекции?
Ученик: Я ЕСТЬ верило, что это не его проекция.
Волински: Если это – не более чем концепция Я ЕСТЬ и не имеет отношения к чему бы то ни было, что постигается?
Ученик:________
Примечание: Ученики нередко оказываются в таком состоянии пустоты, поскольку их концепции исчезают. Кроме того, Я ЕСТЬ, вместе со своей проекцией, с которой оно отождествляется, порой сопряжено с физической неизбежностью, подобно сердцебиению, морганию или дыханию.
Волински: Где в теле находится Я ЕСТЬ и где происходит связанный с ним процесс проецирования и отождествления?
Ученик: Некоторым образом это связано с глазами.
Волински: Что за соблазнительный обман мог процесс проецирования и отождествления использовать, чтобы заставить Я ЕСТЬ поверить?
Ученик: Это просто происходит.
Волински: Если существует разделение между Я ЕСТЬ, его механизмом проекции и глазами, то что происходит?
Ученик: Я ощущаю себя пустым, совершенно отсутствующим – будто я просто хочу упасть в Ничто.
Волински: Если Я ЕСТЬ и его проекция отдельны, на что похоже «переживание»?
Ученик: Я чувствую себя обособленным и локализованным.
Примечание: Здесь мы указываем на то, что происходит, когда Я ЕСТЬ отделено от своей проекции.
Волински: Если Я ЕСТЬ и его проекция образованы из одной субстанции, Сознания, что происходит?
Ученик: Я просто есть.
Волински: Если Я ЕСТЬ отделено от своей проекции, чего не происходит?
Ученик: Растворения, единства.
Волински: Если Я ЕСТЬ и его проекция образованы из одной субстанции, чего не происходит?
Ученик: Обособления и разделения.
Волински: Если Я ЕСТЬ и его проекция образованы из одной субстанции, или Сознания, что – если вообще что-либо – остается?
Ученик: Ничего.
Волински: Если Я ЕСТЬ и сопряженный с ним процесс отождествления с проекцией не имеют отношения ни к чему, то__________?
Ученик: Это не я – меня нет.
Волински: Если Я ЕСТЬ подобно призме, создающей из «света», или Сознания, плотную форму, а вы не являетесь ни призмой, ни проецируемой формой, что есть постижение__________?
Ученик:________
Волински: Если то, что вы видите «внутри» или «снаружи», – это проекция Я ЕСТЬ, образованная из того же Сознания, что и оно само, то____________?
Ученик:________
ИССЛЕДОВАНИЕ: Я ЕСТЬ КАК СОЗНАНИЕ
Процесс от начала до конца
Глаза закрыты I
1. Посмотрите на мысль.
2. Обратите внимание на то, что происходит, если Я ЕСТЬ и мысль образованы из одного Сознания.
Глаза закрыты II
1. Посмотрите на эмоцию.
Глаза открыты I
1. Посмотрите на объект.
2. Обратите внимание на то, что происходит, если Я ЕСТЬ и объект образованы из одного Сознания.
Глаза открыты II
1. Посмотрите на человека.
2. Обратите внимание на то, что происходит, если Я ЕСТЬ и объект образованы из одного Сознания.

Не обманывайтесь Я ЕСТЬ-ностью и связанным с ней процессом проекции и отождествления, который создает иллюзию этого мира со всей ее поверхностностью. Она появляется вследствие отождествления с проекцией Я ЕСТЬ, и это отождествление суть завеса, скрывающая Я ЕСТЬ и Сознание, из которого Я ЕСТЬ образовано.
Иллюзия или завеса разделения между Я ЕСТЬ и его проекцией должна быть пробита, чтобы Сознание – субстанция, из которой состоят Я ЕСТЬ, его проекция и все вообще, – стало явленным.

Вы должны стать свободными от концепций. Уничтожьте все концепции, включая концепцию «Я есть».
Нисаргадатта Махарадж
Концепция Я ЕСТЬ служит вратами или порталом к Тому Ничто, Сознанию. Однако до тех пор пока Я ЕСТЬ присутствует, иллюзия того, что Сознание образовано из двух или более субстанций, также сохраняется. Как только Я ЕСТЬ растворяется, исчезает, остается лишь То.
Бытие Я ЕСТЬ – это покров иллюзии на Абсолюте. Иными словами, бытие, будучи самой первой и основной концепцией, Я ЕСТЬ, – наполовину концептуальная иллюзия.
Нисаргадатта Махарадж
«Нектар бессмертия»
Хотя для многих это может показаться повторением, Я ЕСТЬ – суть отправная точка в понимании Нисаргадатты Махараджа.
«ПОСТИЖЕНИЕ» Я ЕСТЬ
Каким образом непосредственно «испытать» Я ЕСТЬ? Используйте эту краткую схему, и пусть кто-нибудь проведет вас через эти этапы – и посмотрите, что произойдет.
Пусть ваши глаза закроются; отмечайте, что будет происходить, когда «я» (ваш партнер) говорит:
Этап I. Не задействуя свои мысли, память, эмоции, ассоциации, ощущения, внимание или намерения, скажите – являетесь ли вы мужчиной, женщиной или ни тем, ни другим?
Этап II. Не задействуя свои мысли, память, эмоции, ассоциации, ощущения, внимание или намерения, скажите – существуете ли вы, не существуете или ни то ни другое?
Этап III.
Этап IV. Не задействуя свои мысли, память, эмоции, ассоциации, ощущения, внимание или намерения, скажите – можно ли вас назвать определенным, неопределенным или ни тем ни другим?
Этап V. Не задействуя свои мысли, память, эмоции, ассоциации, ощущения, внимание или намерения, скажите – одиноки вы, связаны ли с кем-либо или ни то ни другое?
Этап VI. Не задействуя свои мысли, память, эмоции, ассоциации, ощущения, внимание или намерения, скажите – являетесь ли вы любящим, недостойным любви или ни тем ни другим?
Этап VII. Не задействуя свои мысли, память, эмоции, ассоциации, ощущения, внимание или намерения, скажите – являетесь ли вы никчемным, ценным или ни тем ни другим?
Этап VIII. Не задействуя свои мысли, память, эмоции, ассоциации, ощущения, внимание или намерения, скажите – являетесь ли вы совершенным, несовершенным или ни тем ни другим?
Этап IX. Отметьте состояние не-состояния, лишенное мыслей, памяти, эмоций, ассоциаций, ощущений, внимания или намерений.

Отметьте пустое и свободное от каких-либо состояний состояние невербального Я ЕСТЬ.
Нисаргадатта говорил: «Все, что я могу сказать, – это Я ЕСТЬ». Это – вербальное Я ЕСТЬ. Невербальное «предшествует» ему.

Садхана (духовная практика) – это последовательные попытки перейти от вербального к невербальному.
Нисаргадатта Махарадж
«Я есть То»
Движение от вербального Я ЕСТЬ (нечто) к невербальному Я ЕСТЬ, лишенному мыслей, памяти, эмоций, ассоциаций, ощущений, внимания или намерений, является процессом, обращенным внутрь, возвращением – и это есть садхана.
«Пребывайте в Я ЕСТЬ и оставьте все остальное».
Нисаргадатта Махарадж
Я ЕСТЬ КАК ГУРУ ИЛИ БОЖЕСТВО
Все время, пока сознание присутствует, деятельность продолжается; а кто осуществляет эту деятельность? Тот принцип, что жужжит, говоря «я есть», само «я есть» – это ваш Гуру.
Нисаргадатта Махарадж
«Нектар бессмертия»
Я ЕСТЬ – это Гуру, или внутреннее Я. Таким образом, несложно понять, что Я ЕСТЬ – это Гуру и вы сами, и оно всегда с вами, [пребывая] в вашем собственном Я (Я ЕСТЬ-ность).
Гуру-Гуру-Гуру – это Я ЕСТЬ.
Нисаргадатта Махарадж
Я ЕСТЬ-ность, без мыслей, памяти, эмоций, ассоциаций, ощущений, внимания и намерений, есть Гуру, Бог и внутреннее Я.
Знание Я ЕСТЬ означает Сознание, Бога, Господа (Ишвару), вашего Гуру и т. д. Однако вы, Абсолют, не это.
Нисаргадатта Махарадж
«Нектар бессмертия»
Я ЕСТЬ – это Сознание, Бог, Ишвара, Гуру и т. д. Как только нет больше Я ЕСТЬ (нечто) и даже невербального Я ЕСТЬ, остается лишь Абсолют, и, таким образом, больше нет Бога или Гуру. С этой точки зрения Я ЕСТЬ является внутренним «Я», или Гуру. И именно Сознание посредством Я ЕСТЬ (которое суть ужатое Сознание) проявляется как «внешнее» отражение – «внешнее» божество или «внешний» гуру, которых почитают бхакты (преданные). Медитировать на собственное «Я» означает быть Я ЕСТЬ, без использования мыслей, памяти, эмоций, ассоциаций, ощущений, внимания и намерений – что есть цель бхакти-йоги; то есть состояние, когда возлюбленный (гуру или божество) и вы, любящий (Я ЕСТЬ), становятся Одним.
Я ЕСТЬ – ИЗНАЧАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Изначальная концепция – это знание «Я есть». Она порождает все прочие концепции. Когда данная концепция присутствует, тогда появляется и множество других. Далее, сколько бы ни было религий, все они лишь полны концепций.
Кому-то понравилась некая концепция, и он передает ее своим ученикам – и за ним следуют. Но посредством этого они не могут обрести вечный покой или удовлетворение. Для того чтобы обрести такое удовлетворение, вам требуется найти источник этой изначальной концепции «Я есть». И как только вы его узнали, вы сможете выйти за пределы этой концепции. После этого вам нечего сказать миру, поскольку мир желает лишь фрагментарных модификаций. Миру хочется деятельности. Поэтому данное знание останется лишь с вами – немного будет желающих его.
Нисаргадатта Махарадж
«Абсолютное лекарство»
Я ЕСТЬ – начальная точка отсчета, от которой возникают переживания. Нет Я ЕСТЬ – нет переживания.
Невербальное Я ЕСТЬ, лишенное мыслей, памяти, эмоций, ассоциаций, ощущений, внимания и намерений, есть чистое бытие, «предшествующее» своей проекции. Я ЕСТЬ – побочный продукт недифференцированного Сознания, оно образовано из недифференцированного Сознания, которое представляется дифференцированным. Я ЕСТЬ – это первое движение недифференцированного Сознания. Следовательно, оно представляет собой семя Сознания. Сознание посредством Я ЕСТЬ проецирует образ, который выглядит так, «будто» он отделен от Сознания – благодаря Я ЕСТЬ; таким образом, мир и «ваши» мысли, психика, знание и т. п. создают иллюзию того, что они отдельны от Я ЕСТЬ – в то время как это не так.
«Человеку» надлежит начать понимать, или осознавать – через непосредственное рассмотрение и исследование – что Я ЕСТЬ, которое суть побочный продукт недифференцированного Сознания и проекция последнего, является на самом деле исключительно Той единой Субстанцией, или Сознанием. В процессе непосредственного исследования исчезает не только исследуемый объект, но и сам исследователь.
Чтобы выйти за пределы Я ЕСТЬ-проекции и ее проекции, т. е. «я», мир и пр., необходимо либо осознать как одно с Я ЕСТЬ, либо держаться самого Я ЕСТЬ, отбросив все остальное. Благодаря пребыванию в Я ЕСТЬ проекция в конце концов исчезает. О первом методе Нисаргадатта Махарадж и Баба Пракашананда говорили мне: «Я съел этот мир, и теперь он внутри меня». Можно сказать, они поглотили проекцию Я ЕСТЬ посредством осознания того, что сами состоят из того же Сознания – в результате чего Я ЕСТЬ пребывает внутри, с самим собой, как Сознание.
Во-вторых, вы можете держаться Сознания Я ЕСТЬ, или Я ЕСТЬ «в» самом себе, и отбросить его проецируемый образ – и просто быть Я ЕСТЬ. В конечном счете, однако, само Я ЕСТЬ исчезает.
Что это означает? В каждом переживании присутствует невербальное Я ЕСТЬ. Иными словами, на наиболее тонком уровне Я ЕСТЬ является семенем и линзой, через которую Сознание проецирует образ, или отражение, всего, что воспринимается; т. е. «я» и все, с чем вы отождествляетесь, представляет собой отражение Я ЕСТЬ. И все же благодаря пребыванию в Я ЕСТЬ оно исчезает, приводя к чистому Бытию – состоянию за пределами самого Я ЕСТЬ. Как это происходит? Когда Я ЕСТЬ превзойдено и начинает исчезать, появляется осознание Великой Пустоты. Чтобы постичь это, проведите нижеприведенное исследование:
ЗА ПРЕДЕЛАМИ Я ЕСТЬ
Исследование
Этап I. Обратите внимание на мысль.
Этап II. Будьте Я ЕСТЬ, предшествующим мысли.
Этап III. Отметьте, что происходит, когда «я» говорю: «какое Я ЕСТЬ придает этому бытие Я есть“ (или что за Я ЕСТЬ проецирует это)?» Обратите внимание на Сознание за пределами принципа Я ЕСТЬ, или чистое бытие, или Сознание, из которого Я ЕСТЬ образовано.
Этап IV. Позвольте своему осознанию сдвинуться или расшириться вовне или назад, чтобы Великая Пустота стала осознаваема. Обратите внимание на то, как Пустота представляется длящейся вечно.
Этап V. Позвольте сознающему Пустоту быть той же субстанцией, что и Великая Пустота.
или же
Этап V. Посмотрите, что происходит, когда «я» говорю: «Что за сознающий осознает это?»
МУКТАНАНДА И НИСАРГАДАТТА МАХАРАДЖ
Вопрос: Вы провели много времени с Муктанандой, и все же он никогда не говорил об этом.
Волински: Он говорил, но косвенным образом. Его самое основное учение можно представить таким образом:
«Медитируйте на себя,
Поклоняйтесь себе,
Преклоняйтесь пред собой,
Почитайте свое собственное бытие и поклоняйтесь ему,
Бог пребывает в вас как вы сами».
Нисаргадатта говорил, что Я ЕСТЬ – это побочный продукт [Сознания], оно отделяет То непрояв-ленное Сознание и это проявленное. Я ЕСТЬ – это собственное «я» и Бог. Следовательно, мы можем рассмотреть учение Муктананды в свете Нисаргадатты Махараджа таким образом:
Медитируйте на себе (Я ЕСТЬ) = БУДЬТЕ Я ЕСТЬ.
Поклоняйтесь себе (Я ЕСТЬ) = БУДЬТЕ Я ЕСТЬ.
Преклоняйтесь пред собой (Я ЕСТЬ) = БУДЬТЕ Я ЕСТЬ.
Бог (Я ЕСТЬ) пребывает в вас (Я ЕСТЬ) как вы сами (Я ЕСТЬ).
Надеюсь, это поможет связать эти два учения.
Я ЕСТЬ И МЕДИТАЦИЯ (ДХЬЯНА)
Дхьяна – когда это знание, это сознание Я ЕСТЬ медитирует на самом себе, а не на чем-либо от себя отличном.
Нисаргадатта Махарадж
«Абсолютное лекарство»
Когда Я ЕСТЬ обращается к себе, происходит чистая (свободная от разделения на субъект и объект) медитация. Нисарга-йога, или естественная йога, есть чистая бхакти-джняна-дхьяна-йога. Когда случается полное отождествление с Я ЕСТЬ, достигается цель бхакти (преданности). Когда все прочее отброшено, это – джняна (недвойственное знание), а когда субъект Я ЕСТЬ становится собой, происходит дхьяна (медитация).
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «derevyannyydom.ru» — Строим новый дом